Города России неприспособлены как минимум для 65% населения. Почему же? Сейчас разберемся.
Эту статью написал Глеб Лихобабин — директор программы «Сила Сообщества». Наша команда занимается созданием образовательных и общественных проектов, которые меняют жизни людей и мир в целом. Поэтому в своих статьях мы часто затрагиваем темы улучшения и модернизации привычных вещей.
Сначала вспомним: дизайн — это не наведение красоты, а проектирование. Чего угодно, например телефона, автомобиля, плаката или презентации. Инклюзивный дизайн — проектирование с учетом требований всех пользователей продукта, а не большинства.
Наверное глупо перечислять, где инклюзивность — обязательное условие. В любой общественной деятельности, услугах и пространствах (образование, транспорт, улицы) должна быть 100% доступность.
Последние десятилетия города проектировались и обслуживались (а много где продолжают) под взрослых работоспособных мужчин. Например, весь транспорт сфокусирован на задаче привезти из дома на работу и обратно. При этом, как выяснилось, пути женщин (особенно с детьми) более сложные и запутанные, но никто не оптимизирует транспорт и улицы под их потребности, а это, на минуточку, ровно 50% населения. Исторически архитекторы в большинстве — мужчины, а они слабо представляют себе ежедневные задачи женщин, поэтому сложность и время перемещения для последних выше. И перемещение — не единственная проблема.
Более очевидно, как не приспособлены города для маломобильных людей. Этих людей еще примерно 30%: пожилые, люди с ограничениями здоровья и женщины с детьми. То есть города не отвечают требованиям ~65% людей (50% + половина от 30%). При этом хорошо известно, как для чистой формальности строятся въезды для колясочников, которые ни разу не тестируются и затем никем не используются.
Как с этим борятся и как на этом примере организовать процесс инклюзивного дизайна? В продвинутых городах есть прямые политики гендерного равенства, за счет которых каждое проектирование оценивается с точки зрения интересов каждой группы. Давайте посмотрим, как такой же процесс организовать где угодно, опираясь на продуктовый подход:
- Проектировать (дизайнить) должен профессионал, знающий стандарты и требования. К примеру, инклюзивный дизайн текста должен обеспечивать высокий контраст, и у него есть свои рамки.
- К проектированию должна быть привлечена целевая аудитория. В рамках продуктового подхода есть минимум две формы вовлечения:
• Глубинные интервью для аналитики и выявления потребностей.
• Совместное (соучаствующеее) проектирование — только лишь выявление потребностей через интервью не дает точных ответов на вопрос, как такое решение хочет видеть будущий пользователь. - Должно осуществляться тестирование, собираться фидбек и решение должно корректироваться. Поэтому перед запуском глобальных изменений всегда делаются отдельные тесты
Если посмотреть на написанное выше, понятно что это просто «дизайн». Не должно применяться слово инклюзивный для ситуации разработки продукта для всех. Мы имеем дело с искажением, которое возникнет в любой ситуации с любым человеком: проектировщик не имеет опыта всех будущих пользователей его продукта. А значит вовлечение пользователей и исследования до/после — это единственно правильная мера.
А как вы считаете, на сколько инфраструктура вашего города приспособлена для вас?
Еще больше способов изменить и улучшить мир вокруг вы найдете на нашем канале!