Учимся фотографировать собак на примере цвергпинчера. Советы фотографа
Давайте угадаю: у вас есть фотоаппарат. Предположу, что это, скорее всего, цифрокомпакт или зеркалка уровня "продвинутого любителя" - и порадуюсь: раз вы читаете этот материал - значит, мы с вами разделяем интерес к фотосъёмке и хотим совершенствоваться в своём хобби.
Снимать животных не так просто, как кажется, но очень увлекательно. Пожалуй, именно фотограф-анималист полностью вправе воскликнуть: "Животные - совсем как дети!". Они естественны и непосредственны во всех своих проявлениях, открыты, забавны, они не комплексуют и потому хороши в любом виде - но непоседливы, переменчивы, быстро устают и зачастую совершенно не желают считаться с вашими художественными замыслами.
А ещё - наши собаки с нами, к сожалению, не так надолго, как хотелось бы. Фотография позволяет запечатлеть неповторимые мгновения их жизни, которые будут согревать наше сердце. Такие фото стоят усилий, затраченных в процессе съёмки.
Что же это за усилия? Что нужно, чтобы их результат не разочаровывал?
Продуманность и подготовка способны существенно облегчить вам задачу.
Некоторые начинающие фотографы не стремятся обдумывать съёмку заранее, так как им по душе "живые" фотографии и они опасаются утратить непосредственность восприятия. Если вас посещают такие опасения - вспомните свой любимый фильм: погрузившись в просмотр, вы совершенно не замечаете той громадной работы, которая была проделана при его создании, а ведь благодаря ей и существует эта завораживающая кинореальность! И с хорошими фотографиями так же: продуманность не делает их искусственными, она лишь помогает оформить ту идею, которую вы вкладывали в свои карточки.
Отсюда - первый совет: ловите в кадр те моменты, которые вызывают в вас эмоциональный отклик. Сюжет, "высосанный из пальца" просто ради того, чтобы что-то "щёлкнуть", вряд ли выйдет живым и трогательным, как бы он ни был снят - спонтанно или идеально выверено.
Фотографируете ли вы питомца на прогулке - попробуйте не просто запечатлеть "собачку на газоне\вазоне\бревне\камне", а передать настроение модели, подметить смешную позу, свойственную именно вашей собаке, снять крупноплановый портрет, сделав акцент на выражении её мордочки, а может быть, отойти подальше, чтобы на фото было видно, как гармонично ваша модель вписывается в пейзаж. Снимаете ли свою собаку, которая впервые в жизни стала мамой - поставьте себе задачу не просто зафиксировать "нашу Глашу со щенками", а показать, какая она заботливая мать, как аккуратно вылизывает своих отпрысков и как забавно разваливается, когда кормит эту ораву... Нам некуда торопиться, снимаем-то не для ежедневной газеты "Собачья жизнь". Постепенно вы станете замечать всё больше любопытного в своём четвероногом товарище - а значит, у вас будет множество возможностей сделать неплохой снимок.
Как известно, наше зрение избирательно: мы сосредотачиваемся на интересующем объекте, а остальное воспринимается как фон. Наше восприятие целостно, мозг оформляет даже разрозненные и разнородные фрагменты в единую картину. Камера такими свойствами не обладает, поэтому любые небрежности и недочёты, допущенные во время съёмки, на готовой фотографии будут бросаться в глаза.
В первую очередь фотография - это свет. Он для фото - как воздух для жизни: будто бы незаметен, но очень важен и необходим. Свет создаёт атмосферу, "рисует", как художник-импрессионист, наш мир, придавая ему различные оттенки и настроения - нам же остаётся научиться видеть красивый свет и работать с ним.
Утреннее естественное освещение прозрачное и чистое, вечернее - тёплое и насыщенное; свет солнца сквозь облака создаёт мягкий и в то же время яркий рисунок. Жёсткий полуденный свет считается не самым предпочтительным, так как при таком освещении на собаке могут образовываться глубокие резкие тени, "рвущие" её силуэт, да и картинка в целом получается очень контрастной.
Если задуманный вами сюжет не требует именно такого света - лучше дождаться, пока солнце начнёт клониться к горизонту, или выйти из дому пораньше утром - и вам условия выигрышнее, и собаке комфортнее, когда не припекает и солнце не бьёт в глаза.
Дома зачастую трудно обойтись без дополнительных источников света. Дождитесь момента, когда комната, в которой вы хотите сфотографировать собаку, будет наилучшим образом освещена; постарайтесь расположить питомца поближе к окну. Светлые стены, мебель, светлый плед, на котором лежит пёс - своего рода отражатели, положительно влияющие на освещённость и к тому же придающие лёгкость, воздушность снимку. Пользуйтесь этим!
Следите, чтобы начинающая фотомодель не разворачивалась спиной к свету - иначе у вас получится фото про наиболее освещённый фрагмент собачки, а именно про спину и попу. Фотографировать собаку в тени дерева или строения в солнечный день - тоже не лучшая идея: внимание зрителя в первую очередь привлекут наиболее светлые участки изображения, и ваш главный герой на их фоне просто потеряется.
В пасмурную погоду на улице фотографировать целесообразно в часы, когда солнце стоит высоко - то есть когда светлее всего. Однако будьте готовы к тому, что изображение получится малоконтрастным и приглушённым.
Ещё одно важнейшее выразительное средство - композиция кадра. Её законы не являются императивными и предоставляют широкие возможности для творчества; однако, прежде чем нарушать, с ними полезно познакомиться. Упомянем некоторые.
Термин "золотое сечение", наверное, знаком всем. Это сетка (воображаемая, а в некоторых камерах - и включённая в список запрограммированных подсказок), делящая кадр по горизонтали и вертикали в отношении примерно 5:2. Согласно этому правилу, наиболее гармонична композиция, важнейшие смысловые элементы которой (например, глаза модели) расположены на пересечениях линий этой сетки. Математически точное попадание, впрочем, не обязательно - попрактиковавшись, в дальнейшем вы сможете ориентироваться на собственное ощущение.
Располагать модель по центру уместно, если вы хотите придать композиции устойчивость и основательность, но такое решение обязывает: чтобы кадр не вышел "замороженным", в нём желательна дополнительная динамика, интересное цветовое решение - словом, изюминка, оживляющая его.
При съёмке подвижных сцен вроде игр и беготни принято оставлять больше места по направлению движения персонажей, предоставляя простор им и воображению зрителя.
Разнообразьте выбор крупности планов. Если вокруг вас - живописные виды, оставьте в кадре побольше "воздуха", скадрируйте свободнее, попробуйте передать гармонию собаки и окружающего пейзажа. Не пренебрегайте и деталями: выразительные глаза друга, маленькие лапки новорождённого щенка, широченная собачья улыбка и нос, запачканный землёй - эти мелочи могут ярче всего передать неповторимость момента.
Снимая собаку в полный рост, следите, чтобы её лапы не были частично "срезаны" рамкой кадра - подобная "расчленёнка" воспринимается неприятно. Старайтесь фотографировать животных на уровне их роста, чтобы реалистично передать свойственные им пропорции: присядьте перед собакой (перед карликовой лучше даже прилечь, если есть возможность) или поставьте её на возвышение - стол, пригорок, пенёк... В противном случае вы рискуете получить портрет скамеечки с собачьей головой. Ракурс "в три четверти" для портретов красив, но коварен: фотографируя собаку таким образом, учитывайте, чтобы видны были оба глаза - "намёк на дальний глаз" или "кусочек глаза", почти целиком перекрытого мордой, оставляет впечатление незаконченности. Глядя в видоискатель, обратите внимание, не "растут" ли из модели деревья или столбы на заднем плане, не "режут" ли её на части яркие активные линии вроде попавших в кадр снарядов на детской площадке или "кислотной" ограды газона. Уделите внимание и внешности вашего четвероногого: при необходимости протрите "закисшие" глаза - грязь в уголках и потёки смотрятся болезненно и неопрятно, - мордочку, если запачканную не подразумевает сюжет; пройдитесь по шерсти сухой тряпочкой или щёткой, чтобы придать ей глянец и подчеркнуть ухоженный вид. Не лучшим образом смотрится в кадре громоздкая амуниция - шлейка+ошейник, ошейник+строгач, ошейник+противоблошиный ошейник и т.п. По возможности лучше ограничиться ошейником в тон окраса или цепочкой или, если воспитание собаки позволяет, вообще снять амуницию на время фотосессии.
Внимательно подойдите к выбору фона для съёмки: он не должен быть пёстрым, неоднородным или более ярким, чем главный объект. И, конечно, никакую фотографию не украшает мусор или бардак на фоне - от него надо или избавиться, или подыскать другое место съёмки.
Итак, погода и свет к вам благоволят, подходящее место выбрано, фотомодель в форме, камера настроена... Вы намерены снять портрет любимца - а он упрямо развешивает уши, смотрит куда угодно, только не в вашу сторону, а то и вовсе отворачивается от объектива.
На этот случай запаситесь тем, что может привлечь внимание собаки, заинтересовать: любимой игрушкой, лакомством (если только ваш пёс не имеет привычки пускать слюну и прилипать к вашим ногам при его виде), записью лая\мяуканья\какого-нибудь необычного звука на мобильном телефоне. Пригласите с собой помощника, который будет привлекать внимание собаки или погоняет её за мячом, если вы хотите заснять её в движении; займёт игрой нескольких собак, если вы снимаете их вместе. Наверняка есть фраза, которая заставляет вашего зверя стать воплощённым вниманием с настороженными ушами - "Где кошка?", "Пойдём?", "А что у меня есть?" и т.п. Только не злоупотребляйте этим приёмом, иначе ваш любимец быстро перестанет реагировать на "кодовое слово". Некоторые собаки охотно следят за кошачьими или самодельными игрушками-"удочками". Удивите собаку сами - гавкните, свистните, пропойте строчку из песни.
Вас смутил объём "простых рекомендаций"? Не огорчайтесь: главное в этой деле - не стоять на месте, постоянно пробуя фотографировать так, как ещё не снимал. А советы постепенно улягутся у вас в голове и будут всплывать в нужный момент почти неосознанно, главное - постоянная практика.
Камеру и поводок в руки - и вперёд!