Найти тему
Пинчеромания

САМ СЕБЕ ФОТОГРАФ

Учимся фотографировать собак на примере цвергпинчера. Советы фотографа

Ошибка №1: фото "из жизни   муравьев". Много скучного, монотонного и к тому же пересвеченного фона.   Собака на нем "теряется", а усугубляет эффект то, что расположена она по центру кадра
Ошибка №1: фото "из жизни муравьев". Много скучного, монотонного и к тому же пересвеченного фона. Собака на нем "теряется", а усугубляет эффект то, что расположена она по центру кадра

Давайте угадаю: у вас есть фотоаппарат. Предположу, что это, скорее всего, цифрокомпакт или зеркалка уровня "продвинутого любителя" - и порадуюсь: раз вы читаете этот материал - значит, мы с вами разделяем интерес к фотосъёмке и хотим совершенствоваться в своём хобби.

Правильный кадр. Примечателен интересной геометрией, придающей динамику статичной композиции
Правильный кадр. Примечателен интересной геометрией, придающей динамику статичной композиции

Снимать животных не так просто, как кажется, но очень увлекательно. Пожалуй, именно фотограф-анималист полностью вправе воскликнуть: "Животные - совсем как дети!". Они естественны и непосредственны во всех своих проявлениях, открыты, забавны, они не комплексуют и потому хороши в любом виде - но непоседливы, переменчивы, быстро устают и зачастую совершенно не желают считаться с вашими художественными замыслами.

А ещё - наши собаки с нами, к сожалению, не так надолго, как хотелось бы. Фотография позволяет запечатлеть неповторимые мгновения их жизни, которые будут согревать наше сердце. Такие фото стоят усилий, затраченных в процессе съёмки.

Что же это за усилия? Что нужно, чтобы их результат не разочаровывал?

Продуманность и подготовка способны существенно облегчить вам задачу.

Некоторые начинающие фотографы не стремятся обдумывать съёмку заранее, так как им по душе "живые" фотографии и они опасаются утратить непосредственность восприятия. Если вас посещают такие опасения - вспомните свой любимый фильм: погрузившись в просмотр, вы совершенно не замечаете той громадной работы, которая была проделана при его создании, а ведь благодаря ей и существует эта завораживающая кинореальность! И с хорошими фотографиями так же: продуманность не делает их искусственными, она лишь помогает оформить ту идею, которую вы вкладывали в свои карточки.

Отсюда - первый совет: ловите в кадр те моменты, которые вызывают в вас эмоциональный отклик. Сюжет, "высосанный из пальца" просто ради того, чтобы что-то "щёлкнуть", вряд ли выйдет живым и трогательным, как бы он ни был снят - спонтанно или идеально выверено.

Ошибка №2: жесткая тень превращает голову, шею и часть груди собаки в сплошной черный монолит. Собака "трехногая" - передняя лапа "перекрыла" заднюю, создав этот нежелательный эффект
Ошибка №2: жесткая тень превращает голову, шею и часть груди собаки в сплошной черный монолит. Собака "трехногая" - передняя лапа "перекрыла" заднюю, создав этот нежелательный эффект

Фотографируете ли вы питомца на прогулке - попробуйте не просто запечатлеть "собачку на газоне\вазоне\бревне\камне", а передать настроение модели, подметить смешную позу, свойственную именно вашей собаке, снять крупноплановый портрет, сделав акцент на выражении её мордочки, а может быть, отойти подальше, чтобы на фото было видно, как гармонично ваша модель вписывается в пейзаж. Снимаете ли свою собаку, которая впервые в жизни стала мамой - поставьте себе задачу не просто зафиксировать "нашу Глашу со щенками", а показать, какая она заботливая мать, как аккуратно вылизывает своих отпрысков и как забавно разваливается, когда кормит эту ораву... Нам некуда торопиться, снимаем-то не для ежедневной газеты "Собачья жизнь". Постепенно вы станете замечать всё больше любопытного в своём четвероногом товарище - а значит, у вас будет множество возможностей сделать неплохой снимок.

Правильно. Свет яркого утреннего солнца, ещё не добравшегося до зенита, придает воздушность и легкость кадру
Правильно. Свет яркого утреннего солнца, ещё не добравшегося до зенита, придает воздушность и легкость кадру

Как известно, наше зрение избирательно: мы сосредотачиваемся на интересующем объекте, а остальное воспринимается как фон. Наше восприятие целостно, мозг оформляет даже разрозненные и разнородные фрагменты в единую картину. Камера такими свойствами не обладает, поэтому любые небрежности и недочёты, допущенные во время съёмки, на готовой фотографии будут бросаться в глаза.

В первую очередь фотография - это свет. Он для фото - как воздух для жизни: будто бы незаметен, но очень важен и необходим. Свет создаёт атмосферу, "рисует", как художник-импрессионист, наш мир, придавая ему различные оттенки и настроения - нам же остаётся научиться видеть красивый свет и работать с ним.

Ошибка №3: собака снята в тени на ярко освещенном фоне, при этом не имелся в виду ни контровой свет, ни красивый силуэт. Итог - невнятное темное пятно на ярком фоне, забирающем на себя все внимание
Ошибка №3: собака снята в тени на ярко освещенном фоне, при этом не имелся в виду ни контровой свет, ни красивый силуэт. Итог - невнятное темное пятно на ярком фоне, забирающем на себя все внимание

Утреннее естественное освещение прозрачное и чистое, вечернее - тёплое и насыщенное; свет солнца сквозь облака создаёт мягкий и в то же время яркий рисунок. Жёсткий полуденный свет считается не самым предпочтительным, так как при таком освещении на собаке могут образовываться глубокие резкие тени, "рвущие" её силуэт, да и картинка в целом получается очень контрастной.

Если задуманный вами сюжет не требует именно такого света - лучше дождаться, пока солнце начнёт клониться к горизонту, или выйти из дому пораньше утром - и вам условия выигрышнее, и собаке комфортнее, когда не припекает и солнце не бьёт в глаза.

Дома зачастую трудно обойтись без дополнительных источников света. Дождитесь момента, когда комната, в которой вы хотите сфотографировать собаку, будет наилучшим образом освещена; постарайтесь расположить питомца поближе к окну. Светлые стены, мебель, светлый плед, на котором лежит пёс - своего рода отражатели, положительно влияющие на освещённость и к тому же придающие лёгкость, воздушность снимку. Пользуйтесь этим!

Следите, чтобы начинающая фотомодель не разворачивалась спиной к свету - иначе у вас получится фото про наиболее освещённый фрагмент собачки, а именно про спину и попу. Фотографировать собаку в тени дерева или строения в солнечный день - тоже не лучшая идея: внимание зрителя в первую очередь привлекут наиболее светлые участки изображения, и ваш главный герой на их фоне просто потеряется.

В пасмурную погоду на улице фотографировать целесообразно в часы, когда солнце стоит высоко - то есть когда светлее всего. Однако будьте готовы к тому, что изображение получится малоконтрастным и приглушённым.

Ещё одно важнейшее выразительное средство - композиция кадра. Её законы не являются императивными и предоставляют широкие возможности для творчества; однако, прежде чем нарушать, с ними полезно познакомиться. Упомянем некоторые.

Термин "золотое сечение", наверное, знаком всем. Это сетка (воображаемая, а в некоторых камерах - и включённая в список запрограммированных подсказок), делящая кадр по горизонтали и вертикали в отношении примерно 5:2. Согласно этому правилу, наиболее гармонична композиция, важнейшие смысловые элементы которой (например, глаза модели) расположены на пересечениях линий этой сетки. Математически точное попадание, впрочем, не обязательно - попрактиковавшись, в дальнейшем вы сможете ориентироваться на собственное ощущение.

Располагать модель по центру уместно, если вы хотите придать композиции устойчивость и основательность, но такое решение обязывает: чтобы кадр не вышел "замороженным", в нём желательна дополнительная динамика, интересное цветовое решение - словом, изюминка, оживляющая его.

Ошибка №4: бездумное фото "ниочём". Скучный, тусклый свет, неинтересный фон, из головы собаки "растут" флагштоки на заднем плане.
Ошибка №4: бездумное фото "ниочём". Скучный, тусклый свет, неинтересный фон, из головы собаки "растут" флагштоки на заднем плане.

При съёмке подвижных сцен вроде игр и беготни принято оставлять больше места по направлению движения персонажей, предоставляя простор им и воображению зрителя.

Разнообразьте выбор крупности планов. Если вокруг вас - живописные виды, оставьте в кадре побольше "воздуха", скадрируйте свободнее, попробуйте передать гармонию собаки и окружающего пейзажа. Не пренебрегайте и деталями: выразительные глаза друга, маленькие лапки новорождённого щенка, широченная собачья улыбка и нос, запачканный землёй - эти мелочи могут ярче всего передать неповторимость момента.

Снимая собаку в полный рост, следите, чтобы её лапы не были частично "срезаны" рамкой кадра - подобная "расчленёнка" воспринимается неприятно. Старайтесь фотографировать животных на уровне их роста, чтобы реалистично передать свойственные им пропорции: присядьте перед собакой (перед карликовой лучше даже прилечь, если есть возможность) или поставьте её на возвышение - стол, пригорок, пенёк... В противном случае вы рискуете получить портрет скамеечки с собачьей головой. Ракурс "в три четверти" для портретов красив, но коварен: фотографируя собаку таким образом, учитывайте, чтобы видны были оба глаза - "намёк на дальний глаз" или "кусочек глаза", почти целиком перекрытого мордой, оставляет впечатление незаконченности. Глядя в видоискатель, обратите внимание, не "растут" ли из модели деревья или столбы на заднем плане, не "режут" ли её на части яркие активные линии вроде попавших в кадр снарядов на детской площадке или "кислотной" ограды газона. Уделите внимание и внешности вашего четвероногого: при необходимости протрите "закисшие" глаза - грязь в уголках и потёки смотрятся болезненно и неопрятно, - мордочку, если запачканную не подразумевает сюжет; пройдитесь по шерсти сухой тряпочкой или щёткой, чтобы придать ей глянец и подчеркнуть ухоженный вид. Не лучшим образом смотрится в кадре громоздкая амуниция - шлейка+ошейник, ошейник+строгач, ошейник+противоблошиный ошейник и т.п. По возможности лучше ограничиться ошейником в тон окраса или цепочкой или, если воспитание собаки позволяет, вообще снять амуницию на время фотосессии.

Ошибка №5: жесткий свет превращает этот портрет в месиво темных теней и бликов. Половина собачьего "лица" потонула в тени, половина пересвечена. Обратите внимание на уши - фотограф этого в момент съёмки не сделал, а между тем такие уши модель не украшают.
Ошибка №5: жесткий свет превращает этот портрет в месиво темных теней и бликов. Половина собачьего "лица" потонула в тени, половина пересвечена. Обратите внимание на уши - фотограф этого в момент съёмки не сделал, а между тем такие уши модель не украшают.

Внимательно подойдите к выбору фона для съёмки: он не должен быть пёстрым, неоднородным или более ярким, чем главный объект. И, конечно, никакую фотографию не украшает мусор или бардак на фоне - от него надо или избавиться, или подыскать другое место съёмки.

Итак, погода и свет к вам благоволят, подходящее место выбрано, фотомодель в форме, камера настроена... Вы намерены снять портрет любимца - а он упрямо развешивает уши, смотрит куда угодно, только не в вашу сторону, а то и вовсе отворачивается от объектива.

На этот случай запаситесь тем, что может привлечь внимание собаки, заинтересовать: любимой игрушкой, лакомством (если только ваш пёс не имеет привычки пускать слюну и прилипать к вашим ногам при его виде), записью лая\мяуканья\какого-нибудь необычного звука на мобильном телефоне. Пригласите с собой помощника, который будет привлекать внимание собаки или погоняет её за мячом, если вы хотите заснять её в движении; займёт игрой нескольких собак, если вы снимаете их вместе. Наверняка есть фраза, которая заставляет вашего зверя стать воплощённым вниманием с настороженными ушами - "Где кошка?", "Пойдём?", "А что у меня есть?" и т.п. Только не злоупотребляйте этим приёмом, иначе ваш любимец быстро перестанет реагировать на "кодовое слово". Некоторые собаки охотно следят за кошачьими или самодельными игрушками-"удочками". Удивите собаку сами - гавкните, свистните, пропойте строчку из песни.

Вас смутил объём "простых рекомендаций"? Не огорчайтесь: главное в этой деле - не стоять на месте, постоянно пробуя фотографировать так, как ещё не снимал. А советы постепенно улягутся у вас в голове и будут всплывать в нужный момент почти неосознанно, главное - постоянная практика.

Камеру и поводок в руки - и вперёд!