Найти в Дзене

«Старый, какой из тебя солдат?» (биография героя трех войн казака Парамона Куркина)

В фондах музея-заповедника «Сталинградская битва» есть несколько фотографий, на которых изображен широкоплечий, бородатый казак. Это - Парамон Самсонович Куркин, участник трех войн (I мировой, Гражданской, Великой Отечественной).

Парамон Куркин, фото до 1941 г.
Парамон Куркин, фото до 1941 г.

Родился Парамон Самсонович в хуторе Логовском станицы Нижне-Чирской 2-го Донского округа Войска Донского в потомственной семье казака. Еще в юности, обладая бунтарским характером, выступил против несправедливого раздела казачьих паев. Поссорившись с атаманом и скрываясь от преследования, вынужден был оставить родной хутор, работал погонщиком скота в районе Калача. В начале I-ой Мировой был мобилизован в 53-й казачий полк и отправлен на фронт.

Парамон Самсонович на фронте воспринял революционные взгляды и не захотел участвовать в продолжающейся войне, несущей разруху и страдания простому народу, и поэтому в 1917 году вернулся с румынского фронта.

Куркин Парамон Самсонович (слева) и его брат Никита Самсонович - красногвардейцы хутора Логовского, 1917-1922 г.
Куркин Парамон Самсонович (слева) и его брат Никита Самсонович - красногвардейцы хутора Логовского, 1917-1922 г.

А на Дону разгоралась Гражданская война, разделились казаки на два лагеря, и каждому нужно было выбрать, к какому лагерю примкнуть. Брат шел на брата, сын на отца, казалось, не будет этому противостоянию конца. Казак Куркин, разделявший идеи большевиков, по прибытии домой организовал красногвардейский отряд добровольцев-казаков численностью в 146 человек. Командиром единогласно избрали Парамона Куркина. Он всегда чувствовал поддержку семьи: плечом к плечу воевали также два брата и десять племянников. Здесь на донских просторах отряд Куркина встретился с будущим командармом 10-й армии Климентом Ворошиловым и вошел в состав отступающих с Украины 3-й и 5-й армий.

Осенью 1918 года Парамон Самсонович стал начальником разведки 38-й Морозовско-Донецкой стрелковой дивизии 10-й армии, участвовал в обороне Царицына.

Жизнь нанесла ему жестокий удар: жену убили белогвардейцы, дочь четырнадцати лет лишилась рассудка и вскоре умерла, не выдержав вида пыток матери. Самого Куркина зажиточные казаки лишили казачьего звания и земли.

Алексей Толстой вывел Парамона Куркина в своем романе «Хлеб» под именем Парамона Самсоновича Кудрова.

«Был он небольшого роста, коренастый – борода росла у него почти от самых глаз широким веником… Дочерна обгорелое лицо его – с широкой бородой, с длинным носом и умными, маленькими, хитрыми глазами – так и горело желанием поговорить…»

Так писатель описывает встречу командира казачьего краснопартизанского отряда с Климентом Ефремовичем Ворошиловым.

Куркин Парамон Самсонович, организатор Красной гвардии в станице Нижне-Чирской. Фото 1937-1949 гг.
Куркин Парамон Самсонович, организатор Красной гвардии в станице Нижне-Чирской. Фото 1937-1949 гг.

После Гражданской войны Куркин организовал колхоз на Дону, четыре года работал председателем этого колхоза, затем был избран председателем сельсовета. Некоторое время Парамон Самсонович работал в Нижне-Чирской МТС. В 1939 году в станице Нижнее-Чирской был открыт филиал Музея обороны Царицына имени тов. Сталина. Кому как не Парамону Куркину, так ярко проявившему себя в годы Гражданской войны, можно было доверить этот пост. Выбор оказался удачным. Музей развивался, пополнялся новыми экспонатами. Музей в Нижне-Чирской был включен в маршрут пешеходной экскурсии Ворошиловград-Сталинград по местам боевой славы армии Ворошилова.

Но грянула Великая Отечественная война. С первого ее дня 62-летний казак пришел в военкомат и попросился в кавалерийскую часть. Его не взяли, сказали: «Старый, 1879 года рождения, какой из тебя солдат?» Он ответил:

«Какой же я старый? Знаете, с кем я ровесник? Со Сталиным, а он главнокомандует, неужто я казаковать не могу?»

Опять не взяли. Но выход все-таки нашелся.

Уже с июля 1941 года в Сталинграде формируется добровольческое военизированное формирование, созданное из граждан, не подлежащих призыву на военную службу – народное ополчение, которое в России не раз выступало в качестве важной составляющей отечественных вооруженных сил во время национально-освободительных войн. Вспомним хотя бы народное ополчение под руководством Минина и Пожарского. В годы Великой Отечественной войны добровольческие военные формирования стали одной из форм участия широких слоев общества в борьбе против фашизма. Ополчение принимало участие не только в защите тыла, но и во многих сражениях.

Созвал тогда Парамон Самсонович бывших красных партизан – человек тридцать. Колхозы дали им денег, собрали коней, справили обмундирование, и 8 марта 1942 года казаки отправились в путь. Пришлось проскакать 400 км до Михайловки, где формировалась 15-я ополченская казачья кавалерийская дивизия, которая вскоре была отправлена на фронт. В своем письме с фронта землякам в станицу Нижнее-Чирскую он писал:

«До войны я числился в инвалидах второй группы, и как участник героической обороны Царицына получал правительственную пенсию. Но вот началась Великая Отечественная. И вскипело мое сердце, наполненное ненавистью к врагу, и я решил тряхнуть стариной, вновь взять в руки клинок и пойти на фронт добровольцем. Не за хорошую же бороду вручил мне орден Красного Знамени сам Клим Ворошилов. И потому, когда началось формирование казачьей дивизии народного ополчения, влились в нее и мы, бывшие красные партизаны, сотни человек…»

Парамон Самсонович стал командиром эскадрона. Несмотря на возраст, его часто можно было видеть на передовой.

Парамаон Куркин. Фото 1943-1950 гг.
Парамаон Куркин. Фото 1943-1950 гг.

В апреле 15-я Донская, войдя в состав Кубанского кавкорпуса, была брошена в район Сальска и сдерживала наступление врага на Кавказ. 25 июля 1942 года казаки перешли в наступление, нанося удары на Ставрополь и Армавир.

Прославленная дивизия громила врага под Кизляром, Таганрогом, Мариуполем, Мелитополем, позже воевали на территории Молдавии, Румынии, Венгрии.

Не посрамил старый воин честь казака. За годы войны он получил восемь благодарностей от Верховного Главнокомандования, орден «Красной Звезды», два ордена Отечественной войны I и II степени, три медали: «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Раньше, за участие в Гражданской войне, награжден орденом Красного Знамени.

Парамон Самсонович от пуль за спинами товарищей не прятался, был трижды ранен, дослужился до звания майора, хотя военного образования не имел. Он говорил, что лучшей школой были работа и фронт.

Гордостью Парамона Самсоновича были три сына, которые храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

«Первый мой сын - комиссар батареи. Второй закончил Смоленское артучилище. Третий сын после десятилетки пошел в Сталинградскую школу летчиков…»

Большой утратой для старого казака стала гибель младшего сына Бориса в 1943 году при освобождении Эстонии. Михаил и Владимир служили и после войны в рядах Советской Армии, награждены правительственными орденами и медалями.

Парамон Куркин с сыновьями, фото сер.1940-х гг.
Парамон Куркин с сыновьями, фото сер.1940-х гг.

Судьба свела Куркина с известным писателем Константином Симоновым, который написал о нем в книге «Разные дни войны».

После войны Парамон Самсонович, гвардии майор в отставке, продолжил работу в Нижнее-Чирском музее, где много работал с молодежью, занимался военно-патриотическим воспитанием. Став пенсионером, переехал в Калач-на-Дону. Здесь он также встречался с учащимися школ, училищ, рассказывал о своем боевом прошлом. Часто бывая в Музее обороны Царицына-Сталинграда им. И.В. Сталина, встречался с работниками музея и делился воспоминаниями о том героическом времени.

В Музее-заповеднике «Сталинградская битва» хранятся личные вещи Куркина, в том числе, бинокль, который был подарен ему Ворошиловым еще в Гражданскую войну, бурка и папаха, которые он носил в период Великой Отечественной войны.

Бурка Куркина Парамона Самсоновича
Бурка Куркина Парамона Самсоновича

Ольга Кулькина, научный сотрудник Мемориально-исторического музея