Об инвестициях в России говорят часто и много. Сохранить деньги и их приумножить – цель каждого человека, который смотрит на годы вперед и задумывается о том, чтобы создать себе финансовую подушку или золотую курицу. Материалов о стратегиях инвестирования и диверсификации рисков в интернете довольно много и они пользуются популярностью среди инвесторов, а информация о кредитных рейтингах компаний, в которые вы потенциально можете инвестировать, не столь популярны. При этом система кредитных рейтингов создана и существует, фактически, для минимизации рисков и упрощения процесса инвестирования.
Поэтому давайте разберемся с темой кредитных рейтингов в России.
Необходимость в создании суверенной системы рейтингования, независящей от политической конъюнктуры, возникла еще в 2014 году по причине возможных злоупотреблений со стороны иностранных агентств. Вторая причина – высокая стоимость услуг у европейских и американских агентств. Если компания не планирует выходить, к примеру, на Лондонскую биржу и обращение ее бумаг будет происходить на Московской бирже, необходимости в получении международного рейтинга нет. В последнее время все больше российских компаний обращаются в рейтинговые агентства для присвоения кредитного рейтинга.
Павел Митрофанов, генеральный директор «Эксперт Бизнес-решения», назвал нам три причины, по которым компании обращаются для присвоения рейтинга. «Первая причина – это регуляторные требования Банка России или министерства финансов к участникам финансового рынка. Банк или страховая компания обязаны учитывать рейтинги объектов инвестиций, рейтинги заемщиков. Например, заемщик без рейтинга – это менее интересный клиент для банка, чем корпоративный заемщик с рейтингом. Регуляторная причина – сильный драйвер спроса. Вторая причина – это работа с рынком облигаций. Любой эмитент, который имеет уже облигации на московской бирже или планирует их выпустить, как правило, хочет делать это с рейтингом. Третий мотив – это желание выделиться среди конкурентов. Например, когда крупные корпорации делают закупки или отбирают контрагентов, они в качестве одного из критериев ставят либо наличие рейтинга, либо наличие рейтинга не ниже определенного уровня. Следовательно, компания, обладающая рейтингом кредитоспособности, имеет дополнительное конкурентное преимущество – это сложившаяся на рынке практика делового оборота».
На сегодняшний день в России 4 рейтинговых агентств аккредитованы Банком России:
- АО "Эксперт РА - "Рейтинговое агентство "Эксперт РА"
- ООО «НРА» - ООО «Национальное Рейтинговое Агентство»
- АКРА (АО) - Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство
- ООО «НКР» - ООО «Национальные Кредитные Рейтинги»
Как компании получают рейтинги?
Если кратко, то в оценке компаний рассматриваются рыночные позиции, финансовый анализ, управление рисками и корпоративное управление. С точки зрения финансового анализа все предельно ясно, особенно если компания кредитуется в крупных банках. По словам Романа Трубачева, генерального директора ООО «МСБ-Лизинг» (кредитный рейтинг - ruBB, присвоенный агентством «Эксперт- РА»), сравнительно небольшие компании могут столкнуться со сложностями именно в сфере корпоративного управления: «Вопросы корпоративного управления бизнеса часто откладывается на второй план как менеджментом, так и владельцами бизнеса. Их недооценивают. Менеджмент редко видит необходимость в системе сдержек и противовесов, наличии ревизоров, совета директоров и кодекса корпоративного управления. То есть большинство компаний считают, что все эти моменты только утяжеляют компанию, а вот для рейтингового агентства это очень важно – как управляется компания, насколько правильно и безопасно они это делают».
Поэтому с точки зрения системы корпоративного управления и наличия системы риск-менеджмента могут быть сложности при получении оценки.
Как инвесторам применять данные о рейтингах?
Наличие кредитного рейтинга эмитента – по сути адекватное мерило, независимая оценка, о которой можно спорить, но она единообразна и в некотором плане выравнивает эмитентов в рамках одной методологии. В таком случае инвестор получает своего рода оценку. Рейтинг не уберегает от дефолта, но, как минимум, для инвестора становится доступным сравнение компаний из одной отрасли по одним критериям.
Простыми словами, инвестор получает информацию о компании из всевозможных открытых источников, но только у рейтингового агентства несравнимо больше возможности окунуться в жизнь компании. Рейтинговые агентства поднимают данные, документы, задают множество вопросов: структура ключевых партнеров, структура пассивов, бизнес-модель, положение на рынке. Как говорит Роман Трубачев: «ценность рейтинга для инвестора – не в самих буквах, а в пресс-релизе, который выдает агентство. В пресс-релизе содержится ценная информация».
Когда инвестор покупает облигации, он проходит необходимые тесты в личном кабинете брокера, если рейтинг компании ниже установленного, согласно законодательству, Центральным Банком уровня. Это необходимо для того, чтобы понимать и оценивать риск инвестирования. Также сами брокерские компании имеют кредитные рейтинги, то есть при выборе брокера клиенту желательно посмотреть на рейтинг для принятия решения.
Какие рейтинги существуют?
Рейтинги на примере шкалы АО «Эксперт РА» - в иллюстрации к данной статье или на сайте "Эксперт РА"
И на десерт - а что же происходит сейчас на рынке облигаций?
После недавней остановки рынок открылся для инвесторов, но на сегодняшний день объем торгов уменьшился, новых эмиссий со стороны компаний стало меньше, рынок облигаций снизился в стоимости. Значительное число потенциальных эмитентов, получивших рейтинги, но не выпустивших облигации из-за закрытия биржи обратились к другому инструменту финансирования – краудлендингу. Например, на платформе Money Friends в течение месяца появилось сразу три инвестиционных предложения от компаний с рейтингами, так как при размещении на краудлендинговых площадках у эмитентов появляется уверенность в успешном привлечении финансирования. Также краудлендинг позволяет получить финансирование проще и быстрее, чем на бирже, для реализации целей компании.
Такой шаг заемщиков в сторону инвестиционных платформ логичен и является естественной реакцией.
Во-первых, краудлендинг – это своего рода инкубатор для компаний-эмитентов облигаций. Компании публикуют инвестиционные предложения на платформе, предоставляют финансовые показатели. В телеграм-канале Money Friends представители компаний знакомятся с инвесторами в прямых эфирах, рассказывают о достижениях и планах. Такая открытость – не что иное, как первый шаг к публичности.
Во-вторых, выпуск ценных бумаг временно поставлен на паузу, потому что компаниям сложно оценить перспективы развития рынка, ликвидности нет, заявок от инвесторов меньше – у них нет понимания, смогут ли продать этот выпуск.
И в-третьих, в крауде платформы берут комиссию от 2% и выше, а для выхода на рынок облигаций необходимо платить за андеррайтинг, за организацию торгов (маркетмейкинг) и другие статьи расходов.
Наличие рейтинга у компаний, получающих финансирование на таких площадках, как Money Friends, не является обязательным условием, это - серьезный дополнительный балл для компании, который мотивирует инвестировать в эти компании.
Автор статьи: генеральный директор Money Friends Тимур Ксёнз.
Услугу предоставляет ООО «Мани Френдс», ОГРН 1186196015510, юр.адрес: 344010, г. Ростов-на-Дону, пр-кт Ворошиловский, 62/284, офис 202. Подробная информация на сайте.
Заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме