16 января 1920 года в США был установлен сухой закон. Для этого пришлось вносить изменения в том числе в конституцию страны.
За голенищем сапога
В 1920 году в США ввели сухой закон. 18-я поправка к основному закону страны лишила частных предпринимателей лицензии на производство, поставку и продажу алкоголя. Запрет получил широкую общественную поддержку. Его сторонниками оказались и крупные бизнесмены вроде Джона Рокфеллера, ведь им были нужны исполнительные, дисциплинированные, а главное трезвые рабочие. Через несколько лет потребление алкоголя в стране сократилось вдвое.
Далеко не всех устраивал новый порядок. Любители горячительных напитков породили спрос на нелегальный алкоголь. А когда есть спрос, формируется и предложение. Подпольного производства алкоголь был далеко не лучшего качества, готовили его из дешёвого спирта и можжевелового масла, а чтобы сделать самогон похожим на виски, его нередко подкрашивали йодом. Поначалу самодельные напитки продавали, пряча бутылки за голенищем сапог. Так и появилось слово «бутлегеры», от «boot» — ботинок и «leg» — нога.
Женщины не отставали от мужчин — дамский костюм предлагал куда больше укромных мест для закладки бутылок. В некоторых штатах мужчины-полицейские не имели права обыскивать прекрасный пол. К тому же к американкам, нарушившим закон, относились снисходительнее.
Рассадник мафии
В период сухого закона в США резко выросло число преступных организаций, занимавшихся контрабандой, нелегальным производством и распространением спиртных напитков. На этой почве родилась и знаменитая американская мафия. Стала процветать коррупция среди полицейских и политиков.
Во времена запрета алкоголя в одном лишь Нью-Йорке насчитывалось более 100 тыс. мест подпольной продажи крепких напитков. Для сравнения: в 2012 году во всём штате Нью-Йорк со значительно большим населением работало всего 55 тыс. заведений, имеющих разрешение на продажу спиртного.
Большая часть напитков поставлялась в обход таможни. Контрабандисты, всегда готовые к внезапным ситуациям, отличались находкой и сообразительностью. К каждому деревянному ящику с алкоголем прикрепляли мешок с солью или сахаром, а также резиновые ёмкости, надутые воздухом. В случае непредвиденного таможенного досмотра ящики попросту сбрасывали в море.
Гангстеры сражались за контроль над продажей спиртных напитков. Самым известным был Аль Капоне, переживший войну банд, в которой погибло около 500 человек. В итоге мафиози стал одним из самых влиятельных людей в Чикаго. По приблизительным подсчётам, только в 1927 году он заработал 60 млн долл. на продаже алкоголя.
Королевы самогона
Женщины-бутлегеры наряду с мужчинами внесли вклад в растущую смертность от некачественного алкоголя в Америке времён сухого закона. Самодельные напитки далеко не всегда соответствовали принятым стандартам, а бедняки, которые и так могли себе позволить лишь пойло самого низкого качества, умирали. К тому же тысячи гангстеров и полицейских гибли во время перестрелок.
Одной из самых известных женщин-контрабандисток стала Мэгги Бейли из штата Кентукки. Она была знаменита тем, что начала гнать самогон ещё в 17 лет, а закончила свою карьеру в 101 год. Даже в таком почтенном возрасте она умудрялась обманывать власти и за столь долгое время провела в тюрьме всего 18 месяцев. Мэгги считалась своего рода благотворительницей: она давала самогон в долг, чтобы бедные семьи могли перепродать напитки и немного подзаработать. Иногда она даже ссужала деньги малоимущим, за что её особенно ценили. С настоящими алкоголиками она предпочитала не иметь дела.
Дешёвый ром с Багамских островов поставляла в США Гертруда Лифго. Знакомые прозвали её Клео из-за необычной внешности. Девушка с английскими и шотландскими корнями представлялась то русской, то испанкой, то цыганкой и лично стояла на капитанском мостике и наблюдала за погрузкой алкоголя на судно.
Королевой самогонщиков считалась Дженни Хусто. Вся её семья была из преступной среды. Главными клиентами Хусто стали студенты университета Висконсина, которые были просто в восторге от хорошенькой и жизнерадостной хозяйки бара. После того как она вернулась из очередного заключения, её встречали аплодисментами и букетами.
Конец эпохи сухого закона
Государство потратило около 310 млн долл. на безуспешную борьбу с подпольной торговлей спиртным. И лишилось, по разным данным, от 11 млрд до 40 млрд долл. налоговых отчислений.