Люди, демонстрирующие высокий самоконтроль в детстве, добиваются большего успеха во взрослой жизни.
Как вы, наверное, знаете возможно из собственного опыта, люди с высоким уровнем самоконтроля едят меньше сладкого, чаще ходят в спортзал и меньше тратят время на бездумное листание лент в социальных сетях.
Тут вы наверно зададите вопрос: это что всё? Это все преимущества самоконтроля? Жизнь без шоколада, пиццы и соцсетей не звучит как-то привлекательно… Но мой ответ нет, это не всё!
В 2011 году учёные из Новой Зеландии опубликовали увлекательное исследование, в котором они измерили уровень самоконтроля у 1000 человек в возрасте от 0 до 32 лет. Анализ показал, что те, у кого был высокий уровень самоконтроля в детстве, были более успешными и во взрослой жизни. Эти люди были здоровее, имели меньше зависимостей, больше зарабатывали, могли больше откладывать и реже нарушали закон. В школе и колледже у них были лучшие оценки и лучшие результаты на экзаменах.
В этом исследовании учитывались многие переменные, в том числе семья и происхождения. И как оказалось, окружение не имело значения — братья и сёстры из одной семьи также различались по всем параметрам жизненного успеха.
Так что же делать, чтобы помочь детям развить самоконтроль, чтобы они могли лучше функционировать во взрослой жизни?
🔹 Самоконтроль начинается с доверия
Самоконтроль формируется в ответ на то, что нас окружает. То есть мир, в котором мы растём, должен быть предсказуемым и выполнять свои обещания. Это самый важный — помимо генетических факторов — аспект в формировании самоконтроля: чтобы в нас развился самоконтроль, мы должны быть уверенны в том, что получим то, что ожидаем, в чём нуждаемся или что нам обещали.
Каждый раз, когда ребёнок просыпается голодным, начинает плакать и сразу получает еду, он узнает, что его потребности удовлетворяются. Со временем это превращается в убеждение, что его потребности всегда и непременно удовлетворяются, даже если это происходит не сразу.
Со временем ребёнку будет легче принять тот факт, что иногда ему придётся ждать чего-то, чего он хочет.
🔹 Научитесь обращать внимание на другие вещи
Один из самых эффективных способов справиться с искушением — сосредоточить своё внимание на чём-то другом. Хочешь скушать шоколадку? Вместо этого возьми телефон и позвони другу. Появился соблазн полистать ленту в социальных сетях? Вместо этого посмотрите фильм. Или еще лучше: прогуляйтесь.
Дети, показавшие лучшие результаты в экспериментах по самоконтролю, были мастерами в подобным вещах: они находили для себя другие занятия, на которых можно было бы сосредоточиться, вместо того, что тратить время на бесполезные вещи.
Научите детей отвлекаться - если они плачут, дайте им игрушку, если они снова заплачут, ткните пальцем в проходящего мимо человека, если они снова плачут, посмотрите на небо и покажите им облака.
🔹 Обратите внимание на симптомы самоконтроля у других
Дети, как губки, впитывают то, что их окружает, и это хорошо знает каждый родитель.
Ищите волевые ситуации и обращайте на них внимание ребёнка. А если это кто-то столь же необычный, как Монстр Печенькин, это ещё лучше. В конце концов, если Монстр-Печенькин может дождаться печенья, то и я могу, верно?
🔹 Учите, что если А, то Б
Бывают моменты, когда вы можете сосредоточить внимание ребёнка на чём-то другом, чтобы ему было легче ждать и укреплять силу воли. А ещё бывают случаи, когда уже поздно и ребёнок так заистерил, что ничего другого не остаётся, как сдаться.
Понимаю, написать статью в блоге легче (это я про себя), чем реализовывать всё это на практике, но, как показывают психологические исследования, родители, которые учат своих детей представлять себе, что произойдет, и рассказывают им, как вести себя в таких ситуациях, воспитывают в детях лучший самоконтроль. Так что не ждите, пока придёт искушение. Расскажите о том, что это может случиться и научите своё дитя с этим справляться.
🔹 Не наказывайте, потому что наказание разрушает самоконтроль
Наказание — это плохо; это принуждение и отнятие у ребёнка способности принимать решение. Таким образом, это не та ситуация, которая требует от него каких-либо умственных усилий. Наказание разрушает силу воли. Наказывая, вы лишаете ребёнка возможности принимать решения и нести ответственность, которые являются неотъемлемой частью самоконтроля.
🔹 Хвалите за усилия (а не за успехи)
Когда вы хвалите ребёнка за усилия, вы учите его тому, что стоит пробовать, действовать, делать, комбинировать, каждый раз искать новые пути. Если вы хвалите своего ребёнка только тогда, когда он добивается успеха, девять из десяти раз, когда он терпит неудачу, ваша похвала не будет иметь значения. Ребёнок теряет мотивацию пробовать, что со временем приводит к лени и страху вместо дисциплины, творчества и предприимчивости.
🔹 Выработайте правильные привычки
Самоконтроль – это не только способность контролировать эмоции. Самоконтроль — это также то, что происходит на физиологическом уровне в нашем теле и как на всё это реагирует наш разум. Все три особенности участвуют в процессе самоконтроля, поэтому все их можно использовать для влияния на поведение и развития силы воли.
В последнее время много говорят о том, что стресс — это не то, что с нами происходит, а наша реакция на события. То же самое можно сказать и о самоконтроле. Есть он у нас или нет — это (в какой-то степени) наше решение. И по опыту скажу, что в миллион раз легче управлять своими реакциями и решить, хотите ли вы поддаться импульсу или нет, если вы тренируете ум реагировать соответствующим образом с помощью, например медитации.