Юлия НОСЕНКО, Руководитель проекта Ассоциации ФинТех, выступила в сессии «Цифровые МФО» SUMMIT MFO 2022 и Рассказала о том, как сегодня в России создается и развивается Среда Открытых API, как внедряется модель Открытого банкинга и Открытых финансов, и как это повлияет на продукты и бизнес микрофинансовых организаций, а также про то, как сами МФО смогут участвовать в развитии модели Открытых финансов.
Напомним, что на площадке Ассоциации ФинТех плотно сотрудничают 30+ участников: Банк России, все крупнейшие российские коммерческие банки, телеком-операторы, страховые компании, операторы платежных систем и ключевые IT-компании. Это площадка диалога между регулятором и участниками рынка и проработки концепций финансовых технологий и подходов к их внедрению на финансовом рынке. И развитие Открытых API – это одно из ключевых направлений деятельности Ассоциации ФинТех.
Международные тренды указывают на активное развитие Открытых API в большинстве крупнейших экономик мира, и, в зависимости от страны, это происходит на обязательной основе под воздействием местных регуляторов, либо на добровольной основе по инициативе участников рынка. В странах с обязательным внедрением Открытых API регуляторы разрабатывают нормативно-правовые документы, которые обязывают определенных поставщиков услуг открывать свои данные третьим сторонам с согласия клиента – владельца этих данных. Параллельно с такими законодательными актами регуляторы обычно разрабатывают единые стандарты для Открытых API, позволяющие всему рынку общаться на одном языке и по единым правилам.
Открытые API начали свое активное развитие с концепции Открытого банкинга, где данные третьим сторонам открывают банки и кредитные организации. Такие данные обычно используют финтех-компании, которые могут на их основе строить удобные высокотехнологичные сервисы для своих клиентов. Самый простой пример – это персональные финансовые помощники, которые позволяют клиенту в одном интерфейсе и на одном экране управлять личными счетами и продуктами в разных банках. Согласитесь, удобно управлять счетами и финансами в одном приложении и при этом видеть аналитику.
Следующий шаг развития Открытых API – Открытые финансы, когда технологию API используют не только банки, но и страховые компании, микрофинансовые организации, пенсионные фонды и инвестиционные компании, предоставляющие свои данные третьим сторонам.
Заключительным этапом развития Открытых API является модель Открытых данных, когда участникам рынка передают/открывают данные не только финансовые организации, но и поставщики нефинансовых услуг: авиакомпании, энергосбытовые компании, телеком и ритейлеры.
Сегодня во многих странах мира Открытый банкинг уже считается внедренным. Многим российским поставщикам финансовых услуг знакома вторая платежная директива Европейской комиссии (PSD2 – Payment Services Directive), действующая с 2015 г. и ориентированная на стандартизацию, интеграцию и повышение эффективности платежей одновременно с развитием инноваций и защиты потребителей. Но в таких странах как США, Бразилия, Австралия и Великобритания прогресс Открытых API пошел дальше, и на рынках этих стран уже развивается модель Открытых финансов. Австралия и Великобритания обсуждают также введение единых стандартов для телеком-операторов и поставщиков энергии, чтобы они могли открывать свои данные для третьих сторон по единым стандартам.
В России созданием Среды Открытых API занимаются Банк России и Ассоциация ФинТех совместно с ее участниками. Эта Среда состоит из следующих элементов: инфраструктура Среды, стандарты Открытых API и Соглашение о соблюдении стандартов Открытых API. Инфраструктура Среды включает публичный портал Открытых API, который доступен для всего рынка по адресу openbankingrussia.ru, и сертификационный стенд с «песочницами», которые позволяют всем участникам рынка протестировать взаимодействие по Открытым API. На этом же стенде участники, желающие войти в Среду Открытых API, могут пройти проверку своего программного обеспечения на соответствие стандартам Открытых API. Это обязательная процедура, гарантирующая, что участник открывает свои API или подключается к API поставщиков услуг в соответствии со стандартами Открытых API и стандартами информационной безопасности. Стандарты Открытых API создаются на площадке Ассоциации ФинТех совместно с участниками рынка, после чего проходят согласование и утверждение в Банке России и публикуются на его сайте в открытом доступе в виде рекомендательных для отрасли.
На сегодняшний день опубликованы три прикладных стандарта: «Получение информации о счете клиента третьей стороной»; «Получение публичной информации о кредитной организации и ее продуктах» и «Инициирование перевода денежных средств клиента третьей стороной». Также опубликованы два стандарта информационной безопасности, которые опираются на международные стандарты информационной безопасности финансовых операций. Стандарты Открытых API пилотируются совместно с участниками рынка в рамках проектов, которые проводятся на площадке Ассоциации ФинТех. Первые пилотные проекты были запущены в 2020 г. Сейчас в пилотном проекте по стандарту получения информации о счете клиента участвуют 12 банков, три из которых (Банк Точка, Промсвязьбанк и Банк Синара) уже разработали свое программное обеспечение в соответствии со стандартами и стали первыми участниками Среды Открытых API.
В 2021 г. запущен первый пилотный проект с финтех-компаниями – маркетплейсами финансовых услуг от Мосбиржи (Финуслуги) и Сравни.ру. С этими компаниями Ассоциация ФинТех разрабатывает стандарты для интеграции финансовых маркетплейсов с банками и далее будет их пилотировать.
В 2022 году Ассоциация ФинТех начинает разработку стандартов в рамках модели Открытых финансов для страхового сектора, инвестиционного сектора и МФО.
Далее стоит поговорить о том, есть ли место в мире Открытого банкинга для микрофинансовых организаций. Открытый банкинг оказал глобальное влияние на рынок МФО и подтолкнул развитие различных микрофинансовых сервисов. Самый интересный пример – знаменитый шведский финтех-сервис Klarna (BNPL-сервис), который начал использовать подключение к европейским банкам для доступа к информации по счетам клиентов уже в 2005 г., т. е. задолго до внедрения второй платежной директивы. Данные по счетам клиентов Klarna использует для скоринга клиентов, т. е. для оценки кредитоспособности заемщика. За 17 лет Klarna прошла огромный путь, и сегодня покрытие Klarna этим сервисом в Европе и Америке составляет более 15 тыс. банков. В этом году Klarna сформировала на базе своих наработок в Открытом банкинге отдельный продукт, который назвала Klarna Cosmo и сразу же стала одним из крупнейших Open banking-провайдеров в Европе и Америке.
Российский рынок не отстает, и в стране работают МФО-сервисы, использующие технологии Открытого банкинга. Например, сервис микрозаймов BUDGETT.ru в партнерстве с Open banking – провайдером Saltedge использует банковские данные для углубленного анализа транзакций клиентов при принятии решений для выдачи займа.
Как работает технология получения информации по счету клиента в модели Открытого банкинга?
Если посмотреть на слайд выше, то видно, что схема достаточно проста и работает по одному принципу вне зависимости от того, какие игроки взаимодействуют между собой. Есть клиент и обслуживающий счет клиента банк-поставщик данных и есть еще один банк или МФО (организация – потребитель), желающий выдать клиенту первого банка займ. Предположим, что клиент хочет взять займ и обращается в МФО за средствами. МФО просит у клиента данные по счетам первого банка для скоринга. Для законного и безопасного получения данных МФО необходимо создать ресурс согласия, которое клиент должен авторизовать на стороне банка поставщика. Это основополагающий момент в работе Открытых API, когда все данные передаются третьим сторонам только с согласия клиента. Как только такое согласие авторизовано на стороне поставщика, банк-поставщик может по Открытым API передавать данные клиента организации-потребителю. Данные по счету клиента — это номер счета, баланс, список транзакций и данные об открытых продуктах на счете клиента (кредитных, депозитных или карточных).
Открытый банкинг дает массу очевидных преимуществ: моментальный доступ к анализу текущего финансового состояния клиента, возможность анализировать доходы (объем и стабильность) и потребительские привычки клиента. Открытый банкинг также позволяет узнать, есть ли у клиента микрозаймы, открытые в других организациях и количество таковых. Полученные о клиенте данные повышают качество скоринговых моделей, позволяют сократить количество невозвратов и просрочек и улучшить клиентский опыт.
При обсуждении темы Открытых API, нужно сказать о том, что микрофинансовые организации могут не только стать клиентами Открытого банкинга и извлекать пользу, но и также стать активными игроками мира Открытых финансов. Согласно исследованию по внедрению Открытых API в России, которое проводилось Ассоциацией ФинТех совместно с Accenture летом 2021 г., всего 17% МФО активно используют свои Открытые API в промышленном режиме (https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-po-otkrytym-api-v-rossii/). Эта цифра значительно меньше, чем данные статистики по банкам и страховым компаниям. На основе анализа международного опыта, проблем и барьеров на российском финансовом рынке, а также на основе анализа потребностей российских клиентов в исследовании Ассоциации ФинТех и Accenture были сформированы рекомендации относительного того, какие Открытые API следует развивать МФО в России. В список рекомендаций вошли следующие виды Открытых API: получение значений скоринга по клиенту МФО; получение публичной информации об МФО и ее продуктах; получение информации о продуктах клиента в МФО и управление продуктами МФО, в том числе оформление заявки на продукт микрофинансирования.
Здесь нужно сказать, что российские BNPL-сервисы весьма преуспели в развитии своих Открытых API. Например, сервис Мокка (аванс под оплату покупок частями) достаточно удобно встраивает свои предложения по рассрочке в процесс оформления покупки на площадках электронной коммерции. Кейсов различных много, но было бы идеально, если бы данные МФО можно было бы использовать и в финансовых помощниках, которые помогали бы клиенту не только вести бюджет (оптимизировать расходы и повышать кредитный рейтинг), но и, например, напоминали бы о том, что клиенту пришло время оплачивать долги по заемным средствам. Согласно недавнему исследованию Citizens Advice, проведенному в Великобритании, два из пяти пользователей BNPL-сервисов влезают в новые долги, чтобы погасить рассрочку. (https://www.citizensadvice.org.uk/about-us/about-us1/media/press-releases/two-fifths-borrowed-to-pay-off-buy-now-pay-later/). Аналитики также отмечают, как пользователям легко упасть в «долговую яму» BNPL, когда клиент оформляет новую рассрочку, забыв, что у него еще не выплачены предыдущие. Если бы у клиентов была удобная и простая возможность следить за всеми своими BNPL покупками, оформленными через разные сервисы, в одном месте, это помогло бы им более осознанно управлять своими финансами и не влезать в долги.