Сегодня стало намного больше людей, которые не знают ответа на этот вопрос.
Во-первых, потому, что причин вероломного вторжения было несколько и они не лежат на поверхности. Вот лишь одна – Гитлер торопился, понимая, что мощь СССР с каждым годом растёт, но недооценил эту мощь, планируя разгромить Советский Союз за 2-3 месяца.
Во-вторых, многим, прежде всего молодому поколению, забили голову ложными утверждениями о причинах этой войны.
Против нас ведется жестокое информационное наступление. Стирается память о советском солдате-освободителе. Сносятся памятники. Оскверняются воинские захоронения. На всю мощь работают на Западе фабрики по производству фэйков. На них переписывают историю Второй мировой войны, стремясь переложить на СССР (и современную Россию) ответственность за ее развязывание, а также скрыть, заретушировать активное участие большинства европейских стран в этой войне на стороне нацистов. Поэтому стремятся поставить знак равенства между гитлеризмом и сталинизмом, внедряют миф о «зверствах» Красной армии в поверженной Германии и вместо «освобождения» говорят об «оккупации».
Эти ложные утверждения положены в основу нескольких резолюций Европарламента, изложены в «научных» трудах и школьных учебниках.
Например, авторы французского учебника для преподавателей колледжа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème) предлагают учить детей тому, что в годы Второй мировой войны «союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей, а СССР стремился установить господство коммунистической системы».
А вот отрывок из украинского учебника для пятиклассников (в переводе на русский язык):
«Для нашей земли Вторая мировая война была самой несправедливой из всех войн, поскольку ни Советский Союз, ни Германия не заботились об освобождении Украины и построении в ней независимой державы. Сознательные украинцы понимали, что ждать помощи неоткуда, — нужно самим решать судьбу Украины. И возглавила таких национально сознательных украинцев Организация украинских националистов (ОУН) (экстремистская организация, запрещенная в России)»[1].
Если посмотреть текст резолюции Европарламента от 19 сентября 2010 года, то он буквально пронизан осуждением преступных «тоталитарных идеологий, таких как нацизм и сталинизм», после чего у многих может сложиться впечатление, что причина войны действительно связана со стремлением двух тоталитарных режимов «сожрать» друг друга.
К сожалению, такого же мнения придерживались и отдельные представители российской власти. Так, сенатор от Тувы Людмила Нарусова в 2018 году выступила с предложением приравнять оправдание сталинизма к оправданию гитлеризма, по сути, поставив знак равенства между этими понятиями.
О столкновении двух идеологий, как основной причине войны, пишут и наши историки. Например, А.М. Буровский (кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор) начинает свою книгу «Бойня 1939-1945. Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская!» (М. Эксмо. 2014) с такого утверждения:
«Во время Второй мировой войны и СССР, и Третий рейх не были национальными государствами. Это были идеологические империи, объединявшие людей разных народов и разных цветов кожи. Эта война велась не только и не столько за международный статус и богатство, сколько за право нести и навязывать свою идеологию всему человечеству».
Это типичный пример перемешивания правды с ложью. Любой фронтовик скажет, во имя чего он воевал. Можно что угодно сочинять об агрессивных планах Сталина по захвату Европы, тенденциозно подбирать с этой целью документы, интерпретировать их по своему вкусу. Но история не знает сослагательного наклонения.
Впрочем, задайте себе вопрос: напал бы Гитлер на нас, если бы в стране был другой политический режим (такой, например, как во Франции или Англии)?
Ответ, думаю, ясен.
А каковы были истинные причины гитлеровского вторжения?
Начнем с того, что идеология тоже присутствовала на первом месте в обращении Гитлера к германскому народу от 22 июня 1941 года. Он говорил о превентивном ударе по СССР, поскольку «еврейско-большевистские правители Москвы старались поджечь не только Германию, но и всю Европу, ... навязать нашему и другим европейским народам свое господство, притом не только духовное, но, прежде всего военное».
Между тем, на своих секретных совещаниях нацисты говорили об истинных целях войны совсем другое.
Гудериан вспоминал:
«14 июня Гитлер собрал в Берлине всех командующих группами армий, армиями и танковыми группами, чтобы обосновать свое решение о нападении на Россию и выслушать доклады о завершении подготовки. Он сказал, что не может разгромить Англию. Поэтому, чтобы прийти к миру, он должен добиться победоносного окончания войны на материке. Чтобы создать себе неуязвимое положение на Европейском материке, надо разбить Россию. Подробно изложенные им причины, вынудившие его на превентивную войну с Россией, были неубедительны…»[2].
20 июня 1941 года рейхсляйтер Розенберг заявил, что есть две концепции германской политики на Востоке: традиционная (борьба с большевизмом) и другая, «выразителями которой мы, по моему мнению, должны быть». Эта концепция выражена в его словах:
«…Сегодня же мы ищем не «крестового похода» против большевизма только для того, чтобы освободить «бедных русских» на все времена от этого большевизма, а для того, чтобы проводить германскую мировую политику и обезопасить Германскую империю… Несомненно, что необходимо будет провести очень большую эвакуацию и для русских предстоят очень тяжелые годы»[3].
А вот что отмечалось на совещании Гитлера с руководящим звеном фашистского рейха от 16 июля 1941 года (в записи Бормана): «Является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеустановок перед всем миром… Мы снова будем подчеркивать, что были вынуждены занять район, навести в нем порядок и установить безопасность. Мы были вынуждены в интересах населения заботиться о спокойствии, пропитании, путях сообщения и т. п. Отсюда и происходит наше регулирование. Таким образом, не должно быть распознано, что дело касается окончательного регулирования»[4].
Что такое «эвакуация» или «окончательное регулирование», думаю, понятно. Во всяком случае, для тех, кто знает, что такое – «окончательное решение еврейского вопроса».
Колонизация по планам Гитлера предусматривала три компонента: Переселение. Онемечивание. Уничтожение. Вот что писал об этом специалист по исследованию документов Третьего рейха профессор В.И. Дашичев: «Нацисты придали новый смысл политике колонизации. С нею они связывали не только порабощение и эксплуатацию, но и полное уничтожение отдельных народов»[5].
Проводилась эта политика в соответствии в Генеральным планом «Ост», о чем ранее уже писал:
В частности, предусматривалось после освобождения территории Польши и ряда областей СССР от коренных жителей (путем их уничтожения, принудительного выселения и частичного онемечивания) заселить завоеванные земли немецкими колонистами в течение 25-30 лет.
Сегодня современные фэйкометы строят новые планы, выстраивают самые невероятные версии.
Но им никогда не удастся приравнять того, кто, руководствуясь бредовыми идеями о расовом превосходстве, уничтожил в развязанной им кровавой бойне более 50 миллионов человек, с тем, кто эту бойню остановил!
[1] Власов В.С., Данилевська О.М. Вступ до історії України: Підруч. для 5 кл. загальноосв. навч. закладів. К.: Генеза, 2002. С. 224-225.
[2] Г. Гудериан «Воспоминания солдата» М. Воениздат, 1954.
[3]Цит. по: Преступные цели – преступные средства. М. Экономика. 1985. С.40-42. документ № 8.
[4]Там же. С. 47-48. документ № 10.
[5] Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М. Наука. 1973. Т.1. С. 37.