Найти тему

Занятия драмой: как выучить английский язык, играя?

драма, английский язык, школа английского языка, театральный кружок на английском, английский для детей
драма, английский язык, школа английского языка, театральный кружок на английском, английский для детей

В изучении английского языка есть множество работающих методик. Одна из самых эффективных и творческих – театр.

При помощи игры, без нудной зубрежки, соблюдения строгой дисциплины и сидения за учебниками можно выучить новый язык, а главное – использовать его здесь и сейчас.

Мы стали одними из первых, кто вывел занятия драмой на английском на более серьезный уровень. В театральной студии Trobador, с которой начиналась лаборатория театра в Kew School, с самого начала с детьми работали педагоги-актеры – носители языка. Ребята могли экспериментировать, узнавать свои сильные и слабые стороны, импровизировать и презентовать себя на английском. Конечно, при других школах существовали театральные группы, которые делали спектакли на английском. Нам удалось не только поставить несколько произведений, но и проводить на английском языке весь процесс – репетиции, упражнения, обсуждения персонажей.

Идея использовать театральные техники в обучении иностранным языкам возникла в 50-х годах прошлого столетия. В обозначении методики использовалось слово «драма» и, стоит отметить, что это не имело отношения к театру. Тогда в занятиях по драме не предполагались итоговая постановка или актёрское образование. Драма существовала не отдельной системой, где растят будущих актеров, а вспомогательным инструментом, добавляющим разнообразия в учебный процесс.

Техники из занятий драмой давали свои результаты. У обучающихся развивались полезные навыки: спонтанная речь, воображение, самовыражение, грамотность, ответственность, умение работать в коллективе; также значительно расширялся словарный запас.

Когда мы начинали занятия в студии, то основной задачей ставили привить любовь к обучению, показать, что английский — это не только Present simple, но и удивительный мир персонажей английских авторов. Нам важно было добиться, чтобы каждый ребенок мог победить свои страхи и выйти на сцену перед незнакомой публикой. В силу более высокой требовательности к результату, мы хотели видеть достижения ребят в виде постановок, что продемонстрировать прогресс каждого учащегося. Амбициозные цели включали представление спектакля на международном фестивале, а также развитие интереса детей к здоровой конкуренции.

За первый год занятий (2015-2016) 7 детей, которые стали первопроходцами, и наша первая учительница драмы Хлои из Великобритании – актриса по профессии и педагог по призванию, достигли больших высот. В классе были ребята, кто уже учил английский в школе или был только в начале пути, и чьи родители хотели, чтобы дети не только могли поставить галочку в тесте по английскому или составить предложение по шаблону, но и разговаривать на языке в разных ситуациях.

Первое, с чем пришлось работать — зажатость детей. Новый язык, преподаватель, который не говорит на русском – все это заставляло учеников вылезать из своих скорлупок. Некоторые упражнения были направлены на то, чтобы ребенок перестал стесняться, — это стало стрессом. Но интерес к занятиям подкреплял уверенность в успехе. В конце первого года подготовки мы представили на суд зрителей первую постановку «Груффало». Процесс репетиций затянул не только детей. Родители (даже те, кто считал драму баловством) были активно вовлечены в процесс. Один из наших пап сыграл персонажа. Вы только представьте ликование ребенка – его папа вместе с ним на сцене! Стоит ли говорить, как такой подход укрепляет отношения внутри семьи.

На втором году существования у нас были уже две группы детей, два педагога, более сложная программа и один из наших самых удачных спектаклей – “Red riding hood and Three little pigs”.

Дальше были удачные и не очень постановки, приход и уход учеников, срыв планов, пандемия и огромное количество разных событий. Все это время наша идея и театр продолжали жить. Самое примечательное, что на протяжении всего этого времени сформировался костяк детей, которые уже, наверное, и забыли для чего они изначально приходили на уроки драмы. Для них это стало увлекательным хобби, которое приносит пользу в виде укрепления навыков разговорной речи на английском языке.

Практическая польза занятий: как они помогают в изучении иностранного языка и как такое обучение влияет на развитие ребенка.

  • Улучшается произношение. Постоянная практика, контакт с носителем языка, дает свои результаты. Некоторые родители стали отмечать, что ребенок четче говорит и его акцент стал менее выраженным.
  • Усилились навыки владения языком. Школьные занятия по английскому не дают нужного уровня знаний в силу малого количества часов и больших классов, дети и учителя занимаются, в основном, зубрежкой. И где тогда брать навыки для спонтанной речи? В театре, постоянно проговаривая и используя материал, полученный в классе, ребенок закрепляет эти знания на новом качественном уровне.
Лилиана, мама Кати:
«Для моего ребёнка занятия в театре стали прорывом в изучении языка, она перестала бояться говорить, стала «очень уверенным пользователем языка» :-)). Более того, у неё улучшилось произношение и как, я стала замечать, она стала больше мыслить на английском, ведь в театре они постоянно общаются на английском языке не только на сцене, но и в процессе репетиций. Какие-то фразы и слова она выучила сразу на английском, даже не зная их перевод на русский. В общем плане, у неё улучшилось навыки воображения, исчезла зажатость».
  • Сложно держать уровень разговорной речи, не практикуя. Поэтому занятия в театре помогают ребенку не терять багаж накопленных знаний, а наоборот, активно его поддерживать и развивать.
Олег, папа Олеси:
«Для нас занятия в Трубадуре стали настоящим спасением. Оказавшись в Москве без привычной англоязычной среды, наша дочь стала стремительно терять тот багаж, который накопился у нее с ранних лет за рубежом. Восстанавливать всегда очень трудно, особенно для шестилетнего ребенка. Ведь засадить его за учебники невозможно. Регулярные занятия в театре со сверстниками вернули ей чувство языка как инструмента естественной коммуникации. Через игру на сцене, выполнение творческих заданий, контакт с носителями языка пришло внутреннее осознание потребности в таком взаимодействии, желание погрузиться в живое творчество, которое на поверку всегда эффективнее, чем муштра, и обогащает личность не только знаниями, но и впечатлениями, наработанными навыками владения языком за рамками сухого учебного процесса.
Большую роль, конечно, сыграл энтузиазм всех тех, кто вложился в этот процесс своей душой и энергией. Взыскательное отношение к подбору преподавателей и программ вкупе с неформальным подходом к делу является, на наш взгляд, одной из самых сильных сторон Трубадура, который так привлекает детей как платформа для жизни и развития, а не просто учебы».
  • Любое обучение – это дисциплина и наше главное правило. Вовремя прийти на занятие, выучить слова, подготовить себе реквизит – это лишь некоторые аспекты дисциплинированного поведения ребенка. И мы готовы работать с ребенком, чтобы он научился нехитрым приемам для организации своего времени.
  • Самовыражение помогает улучшить жизненные навыки. Посещение театральных кружков дает ребенку множество компетенций, которые пригодятся на протяжении всей жизни. Это, конечно, не об актерском мастерстве и танцах, хотя и эти элементы составляют основу драматического класса. Возможно, один из самых важных навыков, которым ваш ребенок может научиться в драме — это уверенность в себе. Многие дети приходят к нам, абсолютно не осознавая свою внутреннюю силу и тот потенциал, которыми владеют. Зачастую дети стесняются, зажимаются, неуверенность в своих знаниях порождает новые комплексы. Но мы умеем работать с этим без какого-либо давления. С помощью упражнений и различных творческих заданий дети постепенно, шаг за шагом, идут к цели.
  • Занятия в театре учат работать в группе. Уроки драмы поощряют вклад каждого ребенка. Родители часто хотят, чтобы ребенок, будучи по природе интровертом, учился сосуществовать в группе. Но занятия в театре положительно влияют и на детей экстравертного типа. Если первым занятия помогают стать увереннее, то вторым – немного притормозить и начать слушать других ребят. Командная работа учит детей взаимодействовать, учитывать идеи и мысли других, иногда жертвуя своими идеями ради своих сверстников.
  • Новые знакомства. Для нас важным было не просто открыть группы, а создать сообщество, которое будет мотивировать и поддерживать всех участников. И я горжусь, что нам удалось это сделать. Дети дружат не только на занятиях, но и вне класса. Наши совместная работа, и также неформальные мероприятия: походы на спектакли, поездки за границу, просто посиделки в кафе не только объединили нас и наших детей. Это связь, которая продлится на года. И как знать, в какие проекты в будущем это выльется?
Ирина, мама Никиты:
«На общее развитие занятия в театре повлияли очень здорово, и в языковом плане тоже. Театр - это замечательно, потому что язык познается в форме игры. Человека тяжело заставить сделать что-либо, а в игровой форме это все происходит незаметно даже для самого ребенка. Кроме того, это общение, новые навыки, новые друзья, которые остались и по сей день у Никиты. У нас только хорошие впечатления, только положительные. Всё на пользу, очень здорово потянулся у Никиты язык. И вообще, мне кажется, это для общего развития даже еще важнее, чем, скажем, для изучения языка. Здоровый коллектив, общение не виртуальное, а очное, ответственность за выполнение заданий - все это очень хорошо влияет на любую личность, не только детскую».

(с)Диана Муканова, директор Kew School