В изучении английского языка есть множество работающих методик. Одна из самых эффективных и творческих – театр.
При помощи игры, без нудной зубрежки, соблюдения строгой дисциплины и сидения за учебниками можно выучить новый язык, а главное – использовать его здесь и сейчас.
Мы стали одними из первых, кто вывел занятия драмой на английском на более серьезный уровень. В театральной студии Trobador, с которой начиналась лаборатория театра в Kew School, с самого начала с детьми работали педагоги-актеры – носители языка. Ребята могли экспериментировать, узнавать свои сильные и слабые стороны, импровизировать и презентовать себя на английском. Конечно, при других школах существовали театральные группы, которые делали спектакли на английском. Нам удалось не только поставить несколько произведений, но и проводить на английском языке весь процесс – репетиции, упражнения, обсуждения персонажей.
Идея использовать театральные техники в обучении иностранным языкам возникла в 50-х годах прошлого столетия. В обозначении методики использовалось слово «драма» и, стоит отметить, что это не имело отношения к театру. Тогда в занятиях по драме не предполагались итоговая постановка или актёрское образование. Драма существовала не отдельной системой, где растят будущих актеров, а вспомогательным инструментом, добавляющим разнообразия в учебный процесс.
Техники из занятий драмой давали свои результаты. У обучающихся развивались полезные навыки: спонтанная речь, воображение, самовыражение, грамотность, ответственность, умение работать в коллективе; также значительно расширялся словарный запас.
Когда мы начинали занятия в студии, то основной задачей ставили привить любовь к обучению, показать, что английский — это не только Present simple, но и удивительный мир персонажей английских авторов. Нам важно было добиться, чтобы каждый ребенок мог победить свои страхи и выйти на сцену перед незнакомой публикой. В силу более высокой требовательности к результату, мы хотели видеть достижения ребят в виде постановок, что продемонстрировать прогресс каждого учащегося. Амбициозные цели включали представление спектакля на международном фестивале, а также развитие интереса детей к здоровой конкуренции.
За первый год занятий (2015-2016) 7 детей, которые стали первопроходцами, и наша первая учительница драмы Хлои из Великобритании – актриса по профессии и педагог по призванию, достигли больших высот. В классе были ребята, кто уже учил английский в школе или был только в начале пути, и чьи родители хотели, чтобы дети не только могли поставить галочку в тесте по английскому или составить предложение по шаблону, но и разговаривать на языке в разных ситуациях.
Первое, с чем пришлось работать — зажатость детей. Новый язык, преподаватель, который не говорит на русском – все это заставляло учеников вылезать из своих скорлупок. Некоторые упражнения были направлены на то, чтобы ребенок перестал стесняться, — это стало стрессом. Но интерес к занятиям подкреплял уверенность в успехе. В конце первого года подготовки мы представили на суд зрителей первую постановку «Груффало». Процесс репетиций затянул не только детей. Родители (даже те, кто считал драму баловством) были активно вовлечены в процесс. Один из наших пап сыграл персонажа. Вы только представьте ликование ребенка – его папа вместе с ним на сцене! Стоит ли говорить, как такой подход укрепляет отношения внутри семьи.
На втором году существования у нас были уже две группы детей, два педагога, более сложная программа и один из наших самых удачных спектаклей – “Red riding hood and Three little pigs”.
Дальше были удачные и не очень постановки, приход и уход учеников, срыв планов, пандемия и огромное количество разных событий. Все это время наша идея и театр продолжали жить. Самое примечательное, что на протяжении всего этого времени сформировался костяк детей, которые уже, наверное, и забыли для чего они изначально приходили на уроки драмы. Для них это стало увлекательным хобби, которое приносит пользу в виде укрепления навыков разговорной речи на английском языке.
Практическая польза занятий: как они помогают в изучении иностранного языка и как такое обучение влияет на развитие ребенка.
- Улучшается произношение. Постоянная практика, контакт с носителем языка, дает свои результаты. Некоторые родители стали отмечать, что ребенок четче говорит и его акцент стал менее выраженным.
- Усилились навыки владения языком. Школьные занятия по английскому не дают нужного уровня знаний в силу малого количества часов и больших классов, дети и учителя занимаются, в основном, зубрежкой. И где тогда брать навыки для спонтанной речи? В театре, постоянно проговаривая и используя материал, полученный в классе, ребенок закрепляет эти знания на новом качественном уровне.
Лилиана, мама Кати:
«Для моего ребёнка занятия в театре стали прорывом в изучении языка, она перестала бояться говорить, стала «очень уверенным пользователем языка» :-)). Более того, у неё улучшилось произношение и как, я стала замечать, она стала больше мыслить на английском, ведь в театре они постоянно общаются на английском языке не только на сцене, но и в процессе репетиций. Какие-то фразы и слова она выучила сразу на английском, даже не зная их перевод на русский. В общем плане, у неё улучшилось навыки воображения, исчезла зажатость».
- Сложно держать уровень разговорной речи, не практикуя. Поэтому занятия в театре помогают ребенку не терять багаж накопленных знаний, а наоборот, активно его поддерживать и развивать.
Олег, папа Олеси:
«Для нас занятия в Трубадуре стали настоящим спасением. Оказавшись в Москве без привычной англоязычной среды, наша дочь стала стремительно терять тот багаж, который накопился у нее с ранних лет за рубежом. Восстанавливать всегда очень трудно, особенно для шестилетнего ребенка. Ведь засадить его за учебники невозможно. Регулярные занятия в театре со сверстниками вернули ей чувство языка как инструмента естественной коммуникации. Через игру на сцене, выполнение творческих заданий, контакт с носителями языка пришло внутреннее осознание потребности в таком взаимодействии, желание погрузиться в живое творчество, которое на поверку всегда эффективнее, чем муштра, и обогащает личность не только знаниями, но и впечатлениями, наработанными навыками владения языком за рамками сухого учебного процесса.
Большую роль, конечно, сыграл энтузиазм всех тех, кто вложился в этот процесс своей душой и энергией. Взыскательное отношение к подбору преподавателей и программ вкупе с неформальным подходом к делу является, на наш взгляд, одной из самых сильных сторон Трубадура, который так привлекает детей как платформа для жизни и развития, а не просто учебы».
- Любое обучение – это дисциплина и наше главное правило. Вовремя прийти на занятие, выучить слова, подготовить себе реквизит – это лишь некоторые аспекты дисциплинированного поведения ребенка. И мы готовы работать с ребенком, чтобы он научился нехитрым приемам для организации своего времени.
- Самовыражение помогает улучшить жизненные навыки. Посещение театральных кружков дает ребенку множество компетенций, которые пригодятся на протяжении всей жизни. Это, конечно, не об актерском мастерстве и танцах, хотя и эти элементы составляют основу драматического класса. Возможно, один из самых важных навыков, которым ваш ребенок может научиться в драме — это уверенность в себе. Многие дети приходят к нам, абсолютно не осознавая свою внутреннюю силу и тот потенциал, которыми владеют. Зачастую дети стесняются, зажимаются, неуверенность в своих знаниях порождает новые комплексы. Но мы умеем работать с этим без какого-либо давления. С помощью упражнений и различных творческих заданий дети постепенно, шаг за шагом, идут к цели.
- Занятия в театре учат работать в группе. Уроки драмы поощряют вклад каждого ребенка. Родители часто хотят, чтобы ребенок, будучи по природе интровертом, учился сосуществовать в группе. Но занятия в театре положительно влияют и на детей экстравертного типа. Если первым занятия помогают стать увереннее, то вторым – немного притормозить и начать слушать других ребят. Командная работа учит детей взаимодействовать, учитывать идеи и мысли других, иногда жертвуя своими идеями ради своих сверстников.
- Новые знакомства. Для нас важным было не просто открыть группы, а создать сообщество, которое будет мотивировать и поддерживать всех участников. И я горжусь, что нам удалось это сделать. Дети дружат не только на занятиях, но и вне класса. Наши совместная работа, и также неформальные мероприятия: походы на спектакли, поездки за границу, просто посиделки в кафе не только объединили нас и наших детей. Это связь, которая продлится на года. И как знать, в какие проекты в будущем это выльется?
Ирина, мама Никиты:
«На общее развитие занятия в театре повлияли очень здорово, и в языковом плане тоже. Театр - это замечательно, потому что язык познается в форме игры. Человека тяжело заставить сделать что-либо, а в игровой форме это все происходит незаметно даже для самого ребенка. Кроме того, это общение, новые навыки, новые друзья, которые остались и по сей день у Никиты. У нас только хорошие впечатления, только положительные. Всё на пользу, очень здорово потянулся у Никиты язык. И вообще, мне кажется, это для общего развития даже еще важнее, чем, скажем, для изучения языка. Здоровый коллектив, общение не виртуальное, а очное, ответственность за выполнение заданий - все это очень хорошо влияет на любую личность, не только детскую».
(с)Диана Муканова, директор Kew School