Молодой пилот позволил себе «расистские высказывания в интернете». Почему Формула-1 реагирует на подобные инциденты максимально топорно?
Ох уж эта молодежь. Мало того, что в программах поддержки за юных пилотов делают практически все с точки зрения продвижения карьеры, так еще и за их повседневной жизнью требуется чуть ли не круглосуточный контроль! Эстонское дарование Хельмута Марко — Юри Випс — стримил себе Call of Duty с соперником по Формуле-2 Лиамом Лоусоном. И вдруг произнес то самое слово на «н», от которого шарахается все мировое сообщество. Сказал его абсолютно в проброс, никаких грязных шуточек не отпускал и шокировать никого не хотел, но реакция Лиама была бесценной (посмотрите видео). «Юри…» — выдал новозеландец со смущенной улыбкой. Оставалось только сидеть с секундомером, чтобы зафиксировать, через сколько минут автоспортивное сообщество начнет испытывать возбуждение на тему расистских оскорблений. Ну и, собственно, долго ждать не пришлось.
Формула-1 немедленно сгрызла вкусную косточку общественного порицания, но в целом это неудивительно. Давайте просто подумаем, что произошло и как этого можно было избежать.
Мгновенная карма
«Ред Булл» моментально отстранил своего тест-пилота от исполнения всех командных обязанностей (Випс даже успел проехать одну практику в Ф1 в этом году). Интересна и ситуация с выступлениями в Формуле-2 — с одной стороны, там не так сильно все завязано на репутационных рисках, поскольку практически все гонщики оплачивают взносы своими усилиями. Спонсоры, безусловно, присутствуют, но не в таких количествах и масштабах, как в Формуле-1. Если Юри не выпрут хотя бы оттуда — есть шансы, что не все потеряно. «Ред Булл» проведет свое «расследование» и вынесет эстонцу условное наказание — то есть, сделает все по принципу «залечь на дно и переждать». А вот если на карьере Юри Випса действительно теперь поставлен крест, что выглядит абсолютно реальным исходом — стоит нахмурить брови.
Самый популярный тезис, применяемый к любому гонщику в подобных скандалах: «да, причина тупая, но нужно самому думать головой, если выступаешь в элите автоспорта». С одной стороны, это бесспорный факт — сиди молча, и все с твоей карьерой будет хорошо, никаких скандалов. С другой — кто определяет эти рамки, в которых гонщик или любой медийный человек должен держать рот на замке? Вы видели этих людей? Вы понимаете, кто на это оскорбился? Да никто! Прежде чем выразить свое «фи» Випсу по поводу «надо было думать головой», представьте себя на его месте. Вы — молодой талантливый парень, который любит гонки и играет в игрушки в интернете. Насколько деформированным и выдрессированным должно быть сознание, чтобы при игре на компухтере в прямом эфире оно четко заблокировало в твоей голове слово «нигга»? Чисто по-человечески вас удивляет, что он его произнес? 100% нет, потому что это просто слово.
Так что тем, кто советует думать головой — думайте почаще своей, эстонец в ваших причитаниях не нуждается. Он захотел сказать и сказал. А реакция автоспортивных лиц и общественности — уже совсем другой процесс, к которому Юри Випс, по сути, никакого отношения не имеет. «Ред Булл» собирается провести «внутреннее расследование», и от этой формулировки, учитывая масштаб скандала (величиной в одно слово), становится просто невероятно смешно.
Подходим к основному угару ситуации, которую можно было бы решить по щелчку пальца, повернув стрелочку повестки в нужную сторону.
«Пиранья-клуб» или «Институт благородных девиц»
Слушайте, даже если вы смотрите Формулу-1, допустим, с сезона-2021 — вы наверняка обалдели от уровня токсичности, которым пронизаны абсолютно все участники спектакля. Гонщики набрасывают друг на друга без попытки сохранить минимальный пиетет, руководители команд уже чуть ли не в рукопашной сходятся, подают друг на друга протесты и постоянно жалуются друг на друга ФИА, а уж что испытывают гоночные директора — вспомните Себастьяна Феттеля, который в прямом эфире жесток посылал Чарли Уайтинга на весь мир, или спросите у Тото Вольффа с Льюисом Хэмилтоном, что они думают о Майкле Маси — вряд ли там будет место цензурным выражениям.
И в этом нет ничего плохого. Драма, стресс, эмоции — уж этого зрителям королевы автоспорта всегда хватало с лихвой. То есть, Формула-1 даже с течением времени и нарастающим в мире давлением повестки условных меньшинств сумела сохранить в себе естественный запал скандальности, без которой трудно представить себе даже самый унылый сезон в Ф1. И если попробовать составить рейтинг самых жестких мужиков в паддоке, кто придет вам на ум под номером один? Скорее всего, это будет Хельмут Марко — непосредственный начальник Юри Випса в программе поддержки «Ред Булл». Не находите это забавным?
Хельмут Марко, Кристиан Хорнер, Дитрих Матешиц при поддержке всех боссов и гонщиков команд в очередной раз упустили случай, когда ситуацию раз и навсегда можно было переломить в свою сторону. Для чего? Да чтобы подобные «скандалы», сотрясающие воздух, в будущем даже на пушечный выстрел к королеве автоспорта не приближались! Куда исчезает вся эта «мужицкость», которой пропитан практически каждый уикенд, когда даже 80-летнего заслуженного деда, славящегося жестким характером, нагибают обиженной реакцией на слово «негр»?!
На словах ты в паддоке — Лев Толстой, а в скандалах...
Взяли бы и отбили
В идеальном мире все вышеперечисленные персонажи могли выйти к миру и отстоять Юри Випса. Не с позиции «он не имел в виду ничего плохого», а «оставьте его в покое, он не расист, это просто чертов стрим и ничего более». Что ожидало бы Либерти Медиа в таком случае? Культура отмены? Отмены пелетона, в котором нет ни одного негра? (Льюис не в счет, посмотрите на цвет его кожи внимательнее). Бойкот Гран-при зрителями, подавляющее большинство из которых — белые? Разрыв спонсорских контрактов из-за того, что все гонщики отстояли бы тот факт, что эстонец — не расист?
Существует справедливое мнение, что при аналогичной ситуации с любым гонщиком Формулы-1, того бы точно не отстранили и отбили, так как слишком уж Леклеры и Норрисы важны для своих команд и Либерти Медиа. Но чего стоит тем же Леклерам и Норрисам открыто выступить в поддержку Юри? Накрыть его могучим плащом своего медийного статуса и под корень вырубить всю эту хрень с «отстранениями до результатов расследования». Вы слышали покаянное заявление эстонца? «Я готов полностью сотрудничать со следствием» — это же просто катастрофа.
Шерифы, ФБР, следователи по особо важным делам — ваш выход.
Почему Формула-1 настолько жесткая внутри себя, и настолько мягкотелая, когда речь идет о любом намеке на скандал, связанный с меньшинствами? Ответ на этот вопрос мы не найдем никогда, как никогда и не дождемся открытой массовой поддержки пилотами и жесткими боссами гонщиков, которые просто живут. И нам будет недостаточно простого «держись, все будет хорошо», мы требуем «отвалите от него, он не сделал ничего плохого». Уверен, что одно такое массовое коллективное единение отбило бы у мира желание исследовать стримы молодых гонщиков.
Юри Випсу желаем и дальше говорить все, что он захочет, и чтобы «Ред Булл» выписал ему в качестве наказания место в Формуле-1. А вы думайте головой, конечно, и другим советуйте — но смотрите в роботов не превратитесь, которые слова поперек сказать не могут — а то вдруг абстрактный никто это воспримет неправильно.