Сейчас горячая пора для выпускников. Сдают ЕГЭ, волнуются, хватит ли баллов для поступления в выбранный вуз. А тут еще и новость о том, что Россия отказывается от болонской системы (бакалавриата и магистратуры). Так что волей-неволей задумаешься о нашем образовании. Отмечу, к ЕГЭ можно относиться по-разному, но вряд ли кто будет спорить с тем, что он дает возможность поступить провинциалам в лучшие вузы страны. Разделение же системы высшего образования на две ступени казалось мне сомнительным всегда. Тем более что главная цель – интегрирование нашей высшей школы в европейскую – так и не достигнута.
Реформы образования у нас идут давно. Только не всегда понятны цели. Многое кажется хаотичным. Школьники начала девяностых помнят скачок к 11-летнему образованию. Я вот перескочила восьмой класс. При этом не вижу хоть каких-то заметных отличий знаний от тех, кто учился на год больше.
Мне нравится современная молодежь, она уж точно не хуже прежних поколений. И при этом хочется их пожалеть. Появилась масса новых предметов, некоторые стали изучать не с пятого, как раньше, а с первого класса. Научные конференции первоклассников, исследовательские работы детсадовцев… Плюс современная родительская мания дать сыну или дочери «все лучшее сразу» приводит к тому, что ребенок посещает массу кружков и допзанятий, ходит к репетиторам. И часто мы видим умненьких и эрудированных, но очень уставших детей. Количество всегда идет в ущерб качеству. Современная молодежь знает много, но нередко по верхам, а поэтому допускает ошибки и испытывает стресс, когда выходит в жесткий взрослый мир, где переписать или исправить возможности нет. Добавьте к этому массу внеучебной деятельности. Спорт и волонтерство – все это прекрасно, но главное, что должен получить человек на выходе из школы или вуза, крепкие знания. Считаю вредной идею дополнительных баллов за спортивные успехи и активизм при поступлении в вуз. Как-то не хочется лечиться у врача, хорошо игравшего в КВН, но дремавшего от усталости на лекциях, или жить в доме, который строил активист, пропускавший учебу ради очередного мероприятия.
Образование не должно быть косным. Дух времени надо чувствовать. Нельзя игнорировать, например, появление компьютеров, кардинально изменивших нашу жизнь. Но стоит ли отказываться от привычного, если оно дает хороший результат? Создается впечатление, что идет гонка инноваций ради самих инноваций.
Читайте больше на hron.ru!