Не так давно пробки топливных баков автомобилей не были герметичными. В них имелось небольшое отверстие, иногда с простейшим фильтром, для выравнивания давления в баке с атмосферным.
Естественно, никакого шипения при открывании такой пробки не происходило, разве что канал вентиляции полностью забивался.
В этих случаях автомобили творили чудеса – непредсказуемо глохли и внезапно осушали баки, что после проверки оказывалось следствием сплющивания и потери ёмкости.
Сейчас всё изменилось, вентиляция стала соответствовать строгим экологическим нормам.
Причины шипения
С одинаковым шипящим звуком воздух может как входить внутрь при открывании пробки, так и выходить. Величина и знак давления зависят от многих факторов:
- при штатном расходовании бензина во время поездки незанятый им объём бака растёт, следовательно, при условной герметичности давление будет падать;
- оно также зависит от температуры, незначительно расширяется топливо, но куда больше срабатывает рост давления газа и количество паров горючего в нём, в физике используется термин парциальных составляющих;
- герметичность реальной топливной системы действительно условная, поскольку приняты меры к вентиляции бака, но в оборудовании, реализующем эти меры, могут возникать неисправности, после чего шипение усиливается до очень заметного и пугающего.
Можно сказать, что небольшое шипение при определённых условиях предусмотрено конструктивно и не является признаком неисправности.
Принцип работы вентиляции большинства машин имеет пороговые величины, срабатывание разгерметизации происходит при перешагивании через эти пороги.
Численно они невелики и сохранности формы бензобака или нормальной работе бензонасоса не угрожают.
В чем опасность
Проблемы возникнут при неполадках в вентиляции. Увеличение давления до опасной величины маловероятно, для этого бак пришлось бы искусственно кипятить, а вот падение произойдёт по вполне естественным причинам.
В баке установлен электрический бензонасос, постоянно откачивающий часть топлива для питания двигателя автомобиля.
Если не производить проветривание бака, то есть сообщение его с атмосферой, то образуется такое разрежение, что бак потеряет форму, его сдавит окружающая среда с усилием в пределе до 1 килограмма на каждый квадратный сантиметр.
Реально намного меньше, но достаточно, чтобы испортить дорогую деталь.
Каким образом отводятся пары бензина
Система вентиляции бака с введением норм экологии сильно усложнилась. В неё ввели адсорбер – устройство для сбора паров бензина из газов, обмениваемых с атмосферой.
Попутно появились несколько узлов, обслуживающих его работу. Особо продвинутые системы располагают даже датчиком давления в топливном баке, что вполне логично с точки зрения теории автоматического электронного управления, но для массовых конструкций выглядит излишеством.
Раньше вполне нормально справлялись так называемые двухходовые клапаны, открывающиеся при небольших давлениях в обе стороны, на впуск и выпуск газа.
Вечно накапливать пары бензина нельзя, как и добиться их конденсации и слива, поэтому очищается адсорбер в режиме продувки.
Электроника коммутирует соответствующие клапаны, угольная начинка обдувается забортным отфильтрованным воздухом, после чего он уже в насыщенном топливом виде поступает за дроссель во впускной коллектор.
Бензин будет израсходован строго по назначению, редкий случай, когда интересы экономики и экологии выполняются одновременно.
Более подробно про ремонт автомобилей читай в статье по ссылке