Найти тему
Strategy Partners

Возможные последствия текущей ситуации для потребительского сектора

Иностранные бренды приостанавливают работу на отечественном рынке или продают бизнес, поставщики замораживают контракты и повышают закупочные цены. Некоторые отечественные ретейлеры уже среагировали на введенные санкции: временно отказались от системы скидок и подтвердили рост цен по ряду категорий от 5 до 30%, другие уже прошли волну повышения и снижения. Таковы первые последствия нового экономического кризиса в России 2022 г. для потребительского сектора и торговли. Основные вопросы, стоящие перед отечественными компаниями сегодня, — на сколько могут растянуться последствия текущей ситуации и какую оптимальную стратегию выбрать для защиты бизнеса в период турбулентности рынков?

Влияние кризисных периодов на состояние розничного бизнеса

2008–2010 гг.

В 2009 г. в Harvard Business Review было опубликовано глобальное исследование 4 700 публичных компаний за три года до, во время и после финансового кризиса 2008 г.

Согласно результатам проведенного анализа, 17% игроков показали максимально негативный результат: они обанкротились, стали частными или были приобретены. Большинство компаний (74%) не смогли восстановить докризисные темпы роста в течение трех лет после рецессии, при этом половина из них даже не вернулась к докризисному абсолютному уровню продаж к концу изучаемого периода. Лишь единицы — примерно 9% компаний — не просто оправились за три года после кризиса: они процветали и опережали конкурентов минимум на 10% в росте выручки и чистой прибыли.

2014–2015 гг.

Согласно результатам проведенных опросов, большинство российских компаний потребительского сектора ощутили на себе значительное влияние валютного кризиса 2014–2015 гг.

Влияние валютного кризиса 2014–2015 гг.
Влияние валютного кризиса 2014–2015 гг.

В качестве основных негативных эффектов респонденты отмечали

  • рост расходов на материалы (90%),
  • падение продаж в связи со снижением спроса (67%),
  • рост производственных затрат (60%),
  • невозможность финансировать новые проекты (47%),
  • увеличение расходов на оборотный капитал (29%).

2020–2021 гг.

Негативное влияние пандемии COVID-19 почувствовало на себе абсолютное большинство отечественных компаний независимо от сферы ведения бизнеса. Больше других пострадали ретейлеры, а также производители как промышленных товаров, так и товаров народного потребления, не относящихся к продуктам питания. При этом к концу 2020 г. порядка 28% компаний были подвержены риску банкротства, что вдвое выше уровня 2014 г.

Негативное влияние пандемии
Негативное влияние пандемии

По оценкам Strategy Partners, в 2022 г. стоит ожидать, что 60–65% компаний потребительского сектора будут подвержены отрицательным последствиям нового экономического спада, из которых 15% будут иметь повышенный риск банкротства. При этом для части предприятий это оптимальное время для пересмотра бизнес-модели и, возможно, приобретения смежных игроков, готовых уйти с рынка.