С кем могут и с кем придется взаимодействовать Любителям-археологам?
Министерство культуры, Институт археологии, региональные органы охраны памятников, полиция и прочие"силовые" структуры, профессиональные археологи, музейные работники, историки, коллекционеры, аукционеры, любители приборного поиска.
Постепенно определим возможность найти точки соприкосновения и взаимную выгоду с каждой из этих организаций и сообществ.
Попробуем сегодня поговорить про историков.
Многие историки решительно против любительской археологии, но далеко не все. При близком общении можно узнать о том, что некоторые (а быть может и многие) вообще не считают археологию исторической наукой и мало пользуются результатами ее работы. Особенно, если про изучаемый период есть достаточное количество письменных источников, например, последние 300 лет. Археология этого периода может выявить какие-то малосущественные детали бытовой жизни, но что касается исторических процессов, то здесь информации настолько мало, что ею можно пренебречь.
Спорное мнение, но оно есть.
Широко известное в узких кругах имя Станюковича Андрея Кирилловича. К сожалению, он ушел в мир иной и обсуждать его деятельность считаю несвоевременной. Но он пытался активно сотрудничать с любителями приборного поиска, искал точки соприкосновения и взаимную выгоду как для профессиональных, так и для археологов-любителей.
Обратимся к здравствующим!
Так, например, в Тобольске в 2017 году выпущена книга:
Спутник кладоискателя: по Тобольскому и Вагайскому районам/[сост. Е. А. Панишев]. — Тобольск: Тобольская типография, 2017. — 115 с. — Библиогр.: с. 114.
Автор (Панишев Евгений Александрович) и ответственный редактор (Аксарин Вячеслав Валерьевич) являются кандидатами исторических наук, доцентами государственного ВУЗа, специалистами по истории освоения Сибири. Это не любители-краеведы, а профессиональные историки, преподаватели.
«Старинные деревни представляют огромный интерес для любителей приборного поиска. Брошенные деревни интересны и для официальной науки, но, пока до них дойдет дело, они просто зарастут лесом, бесследно пропадут свидетели прошлого: монеты, украшения, пуговицы, ключи, детали конской сбруи и т.д.».
«Но, если честно сказать, археология не может быть ни «черной», ни «белой. Есть профессиональная археология, а есть любительская. Противники любительской археологии считают, что те планомерно и безжалостно грабят древние могилы, уничтожают городища и другие памятники истории и культуры. Однако не все любители роют на полях сражений, не все грабят курганы. Тем для поиска очень много: старые дороги, поля, колодцы, брошенные деревни. А бывает, что любительские раскопки - это способ спасти предметы старины.»
«И все равно кладоискательство было, есть и будет. Только ли жажда наживы влечет человека к кладам? Скорее всего нет. Его влекут тайны и загадки, привлекают опасности. Тобольск богат своими тайнами и загадками, поэтому и кладоискатели в нем никогда не переведутся»
Вот несколько выдержек из этого издания, а в самой книге перечислены многочисленные исчезнувшие населенные пункты с доступными привязками, сведения о которых можно найти в исторических источниках XVII-XIX веков.
Автор предупреждает, что «если вас поймают с детектором на археологическом памятнике, то вы можете получить от 2 до 6 лет лишения свободы!». То есть он в курсе действующего законодательства, и при этом совершенно не против Любительской Археологии.
Но археологи как раз и говорят, что археология - это часть истории, и именно она помогает разобраться в деталях. А историки, оказывается, не поддерживают в этом археологов: периоды письменной истории в археологических исследованиях не нуждаются!
В принципе, никаких открытий для любителей приборного поиска авторы не делают. "Изучение старинной деревни нужно начинать с конкретной привязки к местности (на тракте, проселочной дороге, на реке, озере, при болоте). Многие деревни располагались на высоком месте. Определить нахождение деревни можно по высокому бурьяну. Крапива очень хорошо растет на месте старых построек. Можно исследовать деревню в целом или место отдельных домов." Разбираются места для поиска: огороды, старые дороги, места торгов и ярмарок, магазины, лавки, часовни, кузницы, колодцы и прочие, особенности поиска на них и характерные находки.
Конечно, многие историки опасаются открыто заявить о своей точки зрения, ведь это может внести раскол в стройные ряды защитников "культурного слоя" деревень, заброшенных в 50-е годы ХХ века, но общая тенденция лежит на поверхности: Любительской Археологии - быть!
Но прежде чем вести приборный поиск на месте старых деревень, разберемся в вопросе поглубже. Как показывает практика, это может закончится наказанием.