История войн знает такие бомбардировки, которые запомнились людям надолго - настолько они были эффективны и разрушительны. И правда, иногда даже одна удачно сброшенная бомба может натворить дел - лишить вражеское войско талантливого командира, разрушить могучее укрепление или привести к детонации огромного количества снарядов, как в сегодняшней истории. На заре авиации один русский экипаж отбомбился так удачно, что на воздух взлетела вражеская железнодорожная станция с 30 тысячами боеприпасов. Но поскольку дело произошло в ходе Первой мировой, которую в советской истории старательно обходили стороной и о подвигах солдат забывали, то широкой известности летчики, увы, не получили.
Итак, в июне 1915 года все крупнейшие русские газеты вышли со статьями, рассказывающими о том, что самолет "Илья Муромец" удачно поразил цель - железнодорожный узел Пржеворск. Якобы станция взлетела на воздух вместе с весьма большими немецкими силами и военным имуществом, которое было сосредоточено там в тот момент. Далеко не каждая удачная бомбардировка отмечалась во всех крупнейших СМИ страны, а значит она и правда была необычной.
Архивы говорят, что 14 июня 1915 года русский самолет "Илья Муромец", носивший имя "Киевский", около 5 утра отправился на боевое задание из аэродрома у Люблина. Командиром экипажа был Иосиф Башко, его заместителем лейтенант Михаил Смирнов, механиком - Федор Шкудов, а штурманом - Александр Наумов. Самолет нес на себе 10 бомб, каждая по 16 килограммов весом.
Через 1,5 часа полета машина достигла станции города Лежайск, где на то время стояло 2 немецких состава. По цели было выброшено 3 бомбы, после чего "Илья Муромец" двинулся дальше по направлению к Пржеворску.
Как вспоминал потом сам Бошко, на станции Пржеворска составы стояли тесно друг другу, и их было так много, что промахнуться по цели было просто нереально. Тем не менее, при первом заходе на составы летчики промахнулись, за что Бошко всех отчитал и пригрозил кулаком. А вот второй заход стал невероятно удачен - одна из бомб угодила прямо в вагон, который, как оказалось, был груженым боеприпасами. А дальше эти боеприпасы сдетанировали, по цепочке вагоны стали подрываться один за другим, втягивая в этот страшный "фейерверк" все новые и новые составы, которых собралось по счастливой случайности для русских много.
Помимо составов было уничтожено и само железнодорожное полотно, и здания инфраструктуры, и большое количество личного состава и офицеров, что находились при станции. Если о потерях противника в живой силе никаких достоверных и точных данных нет, то о боеприпасах есть. В дальнейшем при наступлении Русской арии удалось взять в плен некоторое количество пленных, были там и те, кто чудом выжил при налете "Ильи Муромца" на Пржеворск - эти немцы все как один говорили, что русский самолет уничтожил порядка 30 тысяч снарядов. Кроме того, успешность русского налета вынуждены были отметить и немецкие газеты, потому как скрыть подобный провал было просто нереально - настолько это было серьезным ударом по немецкой армии.
Отметило громкий успех летчиков и командование - все они были награждены. Башко и Наумов получили по Ордену Святого Георгия, Шкудов - Георгиевский крест. Однако данные о наградах - это уже воспоминания сослуживцев, и, возможно, они не совсем точные. Меня, во всяком случае, смущает, что Георгиевский крест был только оин, и получил его даже не командир и не его заместитель, а механик. Ну, обычно бывает наоборот.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.