Найти в Дзене

Научный полк ЛГТУ

Николай Лаврентьевич Лапин - службу начал в ноябре 1941 года, радиотелеграфистом. Участвовал в форсировании Днепра и Берлинской операции. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной звезды, медалями – «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Долгие годы преподавал на кафедре экономики нашего университета.

Я был там, где рвались мины…

Я был там, где рвались мины.

Слышал рядом визг свинца.

Долю фронтовой судьбины

Честно вынес до конца.

В. Бобров

Многие уходили на фронт еще шестнадцатилетними мальчишками, а возвращались уже мужчинами, познавшими, что такое смерть и осмыслившими ценность жизни. Такая судьба постигла Николая Лаврентьевича Лапина, преподававшего на кафедре экономики Липецкого государственного технического университета.

Еще до войны он был радиолюбителем. К 1941 году окончил 9 классов средней школы в городе Нижний Тагил, а когда началась война, пошел работать электриком на завод. В 1941 году ему исполнилось 16 лет, и, как многие тогдашние ребята, он просился добровольцем на фронт.

Николай Лаврентьевич подал заявление в военкомат с просьбой взять его в армию, но получил отказ: «Вы молоды, еще успеете». И только в ноябре 1941 года его призвали на службу, так как не хватало радиотелеграфистов. Н. Лапин был направлен в Свердловск на курсы военных радиотелеграфистов, а уже через два месяца эшелон увозил его на фронт. В Беломорске в штабе Карельского фронта, в 57-м отдельном полку связи началась военная биография Николая Лаврентьевича.

Работы на радиостанции было очень много: дежурили, передавали шифровки, но, конечно, в понимании тогдашних ребят, это была не война.

В апреле 1942-го Н. Лапин был откомандирован в 152-ю стрелковую дивизию в Кемь, а после этого в мае - в Мурманск. Фронт проходил в 60-70 км от города, шли ожесточенные бои. Фашисты отчаянно пытались прорвать оборону Красной армии, т.к. через Архангельск и Мурманск страна снабжалась продовольствием и оружием. Фронтовая полоса проходила по реке Западная Лица в районе полуострова Рыбачий.

- Нас прислали на смену тем частям, которые оборонялись под Мурманском, - рассказывал Николай Лаврентьевич. Бои были столь тяжелы, а потери столь многочисленны, что требовалось подкрепление. Но северная зима сыграла злую шутку с пополнением – очень много там погибло воинов, и назвали это место «Долиной смерти».

А случилось вот что. Вновь прибывшая дивизия попала в снежные заряды, снег шел неделями, дороги занесло. В результате тыловые части отстали, и передовые отряды остались без продовольствия. Начался голод, который косил солдат. Наш батальон спасли пограничники, выделив нам мешок пшена. Передовой же отряд почти весь погиб от мороза и голода. Так войска оказались небоеспособными, и нас обратно повезли через фронт на юг, где целое лето дивизия набиралась сил и пополнялась новыми бойцами.

А потом – опять Мурманск. Бои были тяжелые. Наши войска осуществляли боевые операции, неся большие потери, особенно в результате налетов немецких самолетов.

А в марте 1943 года войска, где служил Николай Лаврентьевич, перебросили в район Харькова, на Юго-Западный фронт.

- Именно здесь я впервые услышал залпы «Катюши», - говорил ветеран. – Этой же весной получил известие о том, что мой отец тоже призван на фронт.

Наши части под Харьковом спешно отступали, буквально за спиной был слышен гул немецких танков. Затем попали в окружение и с боями вышли из него, остановившись на реке Северный Донец.

Осенью 1943 года Николаю Лаврентьевичу довелось участвовать в форсировании Днепра.

- Мы целый месяц готовились к этой операции, - рассказывал он. – 22 октября меня вызвал к себе комбат, и я поступил под начальство старшего лейтенанта Евстафьева. Правый берег Днепра был очень высокий, форсировать нужно было стремительно. Я помню, тогда еще стоял густой туман, и одна из наших лодок даже заблудилась и снова причалила к своему берегу. В общем, мы переправились через Днепр, и я окопался с рацией на низкой части берега, чтобы держать связь. Но рация немного подмокла от воды, наверху шел бой, было плохо слышно, и мы решили подняться наверх.

Здесь, на Днепре, Николай Лаврентьевич получил свое первое ранение – шальная пуля попала в ногу. Но рана быстро зажила.

За участие в форсировании Днепра Н. Лапин был награжден медалью «За боевые заслуги». После днепровской операции части отправили в городок Добруш на отдых и пополнение, а затем с новыми силами они приняли участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В этой операции участвовала и дивизия, где служил Николай Лаврентьевич. В районе Барановичей, попав под минометный налет, он получил второе ранение – один осколок попал под лопатку, и второй легко ранил в щеку, но, как и в первый раз, он госпитализирован не был. За участие в этой операции фронтовик был удостоен высокой награды – ордена Красной звезды. Этой же весной он получил страшное известие – на фронте погиб его отец.

Итак, весной 1945 года война подходила к концу, немцы отчаянно сопротивлялись. В Германии была объявлена фронтальная мобилизация. Призывались на фронт даже 16-летние.

Маршал Конев со своей армией продвинулся далеко вперед, обогнул Берлин и предложил Сталину взять в кольцо столицу третьего рейха. Как рассказывал Николай Лаврентьевич, который участвовал в боях за взятие Берлина, бои были очень продолжительные и тяжелые. Немцы обороняли буквально каждый дом, превращая его в крепость. Приходилось отвоевывать каждый этаж, неся огромные потери. Но к началу мая на всей территории Германии не осталось ни одной более-менее организованной армии, и 2 мая Берлин был взят советскими войсками.

Как и многие в то время, Николай Лаврентьевич прошел трудными военными дорогами до Берлина. Испытал ни с чем не сравнимое чувство Победы и не понаслышке знал цену этой Победе.

Со своей дивизией фронтовик участвовал в боях на Карельском, I Белорусском, III Прибалтийском и I Украинском фронтах и удостоен высоких правительственных наград, награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной звезды, медалями – «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В послевоенные годы был отмечен другими правительственными наградами.

#минобрнауки #ЛГТУ #научный_полк #наша_гордость #наша_победа