Вчера Госдума в третьем чтении проголосовала за законопроект о легализации в России параллельного импорта – возможности ввозить в страну товар без разрешения его правообладателя.
Путь к легализации параллельного импорта был долгим и тернистым. Начался он отнюдь не в марте этого года, а гораздо раньше. Ещё в далёком 2014 году в российских судах схлестнулись две компании: отечественное ООО «ПАГ» и транснациональный гигант Sony. ТНК подала в иск суд на «ПАГ»: требовала выплатить ей 100 тыс. рублей компенсации и арестовать закупленные в Польше через немецкого посредника 60 рулонов термобумаги для аппаратов УЗИ. Точку в судебном разбирательстве поставил Конституционный суд лишь в 2018 году, встав на сторону ООО «ПАГ», и разрешив параллельный импорт в том случае, если правообладатель завышает цены.
Так 60 рулонов термобумаги начали менять Россию. Санкции и массовый уход брендов подстегнули отечественную бюрократию, вынудив её и дальше двигаться в направлении легализации параллельного импорта.
К сожалению, параллельный импорт в наших условиях не приведёт к снижению цен (к нему не приводит даже драматичное и чрезмерное укрепление рубля) – за это стоит благодарить 5-й европейский санкционный пакет, обнуливший импорт из ЕС в Россию.
Однако теперь бизнес сможет ввозить товары без разрешения правообладателя, не опасаясь получить штраф в размере до 5 млн рублей с конфискацией товара. И, что-то мне подсказывает, что и сами правообладатели не прочь сохранить хоть часть продаж в России – без параллельного импорта их убытки будут ещё больше, чем сейчас.
А тот факт, что параллельный импорт осваивают маркетплейсы, многие из которых уже подключились к цифровым сервисам Росаккредитации, вселяет надежду на то, что контрафакта на российском рынке больше не станет.