В Священном Писании упоминается 9 Ангельских чинов. Триада высших ангельских чинов - Серафимы, Херувимы, Престолы.
Серафимы
Слово происходит от древнееврейского «сараф»: «жечь, испепелять», «огненный, пламенный». В Ветхом Завете говорится о видении пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2–4).
Это самый ближний чин к Богу. Как писал Дионисий Ареопагит, «ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение»
Сами горя любовью к Богу, Серафимы воспламеняют огонь этой любви и в сердцах других, огнем божественным очищая душу, исполняя ее силы и крепости. В то же время, Серафимы - это гвардия Господня. Самые сильные и могущественные ангелы, воины с силами тьмы, именно они карали грешников, наставляли на истинный путь отступников, истребляли народы и уничтожали падшие города. Во время битв, Серафимы принимали облик огненных змеев.
В древних писаниях можно найти имена Серафимов: Иехоэль, Израэль, Уриил. Есть имена падших ангелов, бывших Серафимами: Сараф, ставший Сатаной, демоны Асмадей, Левиафан и Вельзевул. До предательства части ангелов Серафимы были более миролюбивы, но после предательства Вельзевула - правой руки Бога, Он забрал у Серафимов способность мыслить, оставив лишь слепую покорность. Так, прежние советники превратились в жестоких воинов.
Херувимы
Слово происходит от древнееврейского «керубим»: умы, распространители познания и мудрости. Четырехликие ангелы.
Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает Херувимов: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой).
Возможное трактование лиц может указывать на личные качества небесных служителей Бога:
Лев — мужество, бесстрашие, могущество;
Бык — сила, кротость;
Орёл — дальновидность, проницательность, мудрость;
Человек — богоподобие, любовь, справедливость.
Есть изображения Херувимов и с двумя и с четырьмя и с шестью крылами. По традиции Серафимы изображаются с крыльями алого цвета, а у Херувимов отливают синевой.
Согласно толкованию «Дионисия Ареопагита», название «Херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»
Основная цель Херувимом — доносить до людей Божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках ангельской иерархии.
Херувимы с умилением и страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом. Так строги они к тем, кто посягает дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд. Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, а ангелы Престолы - это разумные, живые носители величия Божия, славы Божией.
Изображаются на иконах, как колеса с крыльями. Этот ангельский чин называют Богоносным, буквально несущим Бога.
Как и Херувимы, Престолы «получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже».
Средние ангельские чины: Господства, Силы, Власти.
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Бог называется Господом потому, что заботится о созданном Им мире, промышляет о нем, как Верховный Хозяин: «ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла, но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и назначению». Через ангелов Господства Бог и управляет всем.
Дивятся Господства, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
Созерцая Бога как Промыслителя — Строителя мира, Господства и людей учат заботиться о душе, внушают человеку господствовать над своими страстями, над греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу. Господства нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти или дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли.
На иконах и фресках Господства носят короны, скипетры и иногда державы, как символы власти.
Силы
Этот чин ангельский созерцает Бога, как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог — Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:15), — вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Да они и сами наделены особой властью совершать чудеса, и ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
На иконах и фресках Силы держат в руках белые лилии или красные розы, являющиеся символами Страстей Господних.
Власти
Для этого чина Бог - Всемогущий, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». Бога страшного, «Егоже зрение сушит бездны, и прещение растаевает горы, ходившаго, яко по суху, по плещу морскую, и запретившаго бури ветров; прикасающагося горам и дымятся; призывающаго воду морскую и проливающаго ю на лице всея земли».
От постоянного созерцания Божественной власти ангелы проникаются этой властью, становятся ее носителями. Их сила невыносима для дьявольского племени и обращает тьму в бегство, в преисподнюю. Призывайте: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) беса, его (или ее) мучающего!»
Также Власти повелевают стихиями. На иконах и фресках Власти часто облачены в доспехи воинов — победителей злых сил.
Еще одна триада ангельских сил: Начала, Архангелы, Ангелы.
Начала
Им Богом дано начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно воле Божией.
«Видел я, — говорит св. Иоанн Богослов, — Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10:1—3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16:5), и «ангела, имеющего начальство над огнем» (Откр. 14:18). «Видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… — им дано вредить земле и морю» (Откр. 7:1—2).
Начала управляют народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание об ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10:13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, — по словам св. Дионисия Ареопагита, — сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, — замечает один святитель, — людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».
Архангелы
Перевод с древнегреческого - «главные Ангелы» - вестники Божии, посланные нам для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа. Им открывает Господь волю Свою о человеке, поэтому Архангелы знают, что ожидает его путях жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны; поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
Призывайте в помощь Архангелов: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»
Особое место в ангельской иерархии занимают Архангелы Архистратиги Небесных воинств. К ним относятся Архангелы Михаил и Гавриил, и еще пять Архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным Архангелом, покровителем всего небесного воинства. О них расскажем в отдельной статье.
Ангелы
Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемые Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают. Они всегда вокруг нас, по словам св. Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен ангелами».
Ангел - Хранитель
В момент крещения к каждому из нас Бог направляет особого ангела, который называется Ангелом-Хранителем. Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Преподобный Паисий Святогорец говорил: "Если бы мы видели нашего Ангела Хранителя, насколько он близок к нам, то никогда бы не чувствовали одиночества".
Цель его служения - спасение нашей души. К этому все заботы свои он направляет. И если видит нас заботящимися о спасении- радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей- скорбит.
Когда у тебя на сердце тишина и покой, любовь ко всему окружающему, и ангел, чистая душа, с тобою рядом. А как омрачишься гневом и другими страстями - ангел отходит. «Как, — говорит Василий Великий, — пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни — Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех».
Ангелы всех чинов первые помощники людям, молитесь им, призывайте силы святые на помощь:
- к Серафимам - с просьбой возжечь наше сердце любовью к Богу и людям;
- у Херувимов - премудрости;
- у Престолов - умения прославлять Творца;
- у Господств - веры в Промысел Божий и победы над страстями;
- у Сил – веры в то, что получим от Бога просимое, веры в Чудо;
- у Властей можем просить отогнать от нас злые силы;
- у Начал - помощи при стихийных бедствиях;
- У Архангелов будем просить наставить нас на правильный жизненный путь;
- у Ангелов - быть с нами всегда и помогать во всём.
#православие # ангелы # вера # силы небесные