В отличие от Ляльки, бизнес у которой процветал, Александре всё так же не везло. Она по-прежнему не могла найти мало-мальски приемлемую работу. Объездила весь город, бывая в разных его концах по несколько раз, но той, которая бы её устраивала, так и не находилась. То была слишком маленькая заработная плата, то кроме основной работы нужно было мотаться по области, то не нравился взгляд потенциального работодателя, то… похоже, она сама не знала, чего хочет. Может быть, просто тосковала о родном городе.
Намаявшись в душных маршрутках, тесных автобусах и троллейбусах, возвращалась в тётину квартиру, в тишину, но расслабиться ей не удавалось. Просто не было возможности посидеть и подумать, пожалеть себя, а может быть, вздремнуть под прохладными струями кондиционера. Но… Как всегда весьма нехилый «тайфун» врывался в квартиру в виде счастливой Ляльки. Сестра с довольным видом сыпала на стол выручку, пересчитывала разноцветные купюры, а затем, укомплектовав в пачки, укладывала в большую коробку из-под обуви. Наскоро пообедав, тащила уставшую и расстроенную сестру на кухню, чтобы приготовить полуфабрикаты на следующий день. Именно Саша мариновала мясо для шашлыков, которые так полюбились горожанам.
Уставив холодильник ведёрками, девушка принималась за тесто для мантов с разными начинками. Появились и Лялькины единомышленники, ожидавшие её прибытия с коробками, наполненными аккуратненькими пирожками, названными ею «мантапелями». Их разбирали первыми, затем исчезали котлеты и манты. Когда в морозильнике оставалось несколько килограмм люля-кебаб, она отправлялась домой, оставляя свой пост тёте.
Сегодня Саша припозднилась, а сестра уже ожидала её. Увидев старшую сестру всё в том же подавленном настроении, попыталась успокоить.
– Сашок, ну, что ты грустишь? – вопрошала она, обнимая её. – Всё же хорошо! Посмотри, сколько я снова принесла!
Девушка щедрой рукой, рассыпала купюры по столу.
– Это и твои тоже!
– Было бы больше! – отозвалась старшая сестра, пряча лицо от Ляльки. – Мы бы без страха вернулись домой… Пусть не на такую зарплату и не в свою квартиру, но мы бы знали, что у нас есть подушка безопасности. Всё равно устроилась бы куда-то.
– Ну и ладно! Сколько мы здесь? Всего ничего! У меня получилось, и у тебя получится! И вообще, хватит киснуть. Не порти и мне настроение… Давай делом заниматься! Сегодня надо на несколько вёдер больше замариновать мяса. Выходные же начинаются.
– Наверное, и всего остального больше потребуется? – спросила Саша, грустными глазами глядя на сестру и надеясь, что та скажет обратное.
– Конечно! Если что-то и останется, не пропадёт. Васив уже мясо привёз. Вот молодец! Все косточки убрал! Только и успевай в мясорубку подкидывать! Повезло нашей тёте, – девушка лукаво улыбнулась, и уже смеясь, добавила, – павэзло нашэй Люсэ с тругом!
– Лялька! Чтобы больше не слышала от тебя ничего подобного! – строго сказала старшая сестра.
– Ладно! Ладно, извини! Ну, идём?
Александра глубоко вздохнула, посмотрела на младшую с такой грустной улыбкой, что той показалась, что она вот-вот заплачет.
– Идём…
Александра поднялась с дивана и направилась следом за Лялькой, понимая, что всё, происходящее сейчас в её жизни – из области абсурдов.
А на кухне как обычно: на столе, на стульях, на полу стояли тяжёлые коробки с отборным мясом разного вида, уже готового к измельчению. Облачившись в фартуки, заправив волосы под плотно завязанные косынки, надев на руки надёжные перчатки, девушки принялись за дело.
Неизвестно нравилось оно им или нет, но то, что оно приносило немалую прибыль, было для них на данный момент главным…
Саша вышла на улицу. По её выражению лица было видно, что она очень расстроена. Уже в который раз побывала на собеседовании, но снова зря. В офисе ей не понравилось: работодатель к ней, казалось, был совершенно равнодушен. Нет, она и не думала понравиться людям внешне, ей хотелось, чтобы они, побеседовав с ней, поняли, что перед ними профессионал высшей категории, что она разбирается во всех интересующих их вопросах. Но… Всё зря! Так и придётся заниматься ей тем, во что так втянулась её сестра.
Она шла медленно по тенистой улочке. Её ножки, обутые в прелестные лодочки, ступали неуверенно по тротуару, выложенному неровно, хотя и красивой плиткой. Сумочка свисала почти до самой земли. Иногда ударялась об неё. Тогда Саша подтягивала цепочку, у которой был длинный ремешок, но из расслабленной руки быстро снова сползал, и всё повторялось. О чём думала её обладательница? Может быть о том, что зря была так категорична со своим молодым босом? Зря отвергла его ухаживания? Нет, это не может так называться! Это грязное домогательство! Она не позволяла и не позволит так с собой обращаться! А если бы он повёл себя по-другому? Если бы он был… Нет, он ей неприятен! И не нужен даже с самыми хорошими намерениями… А вот если бы Саша!.. О чём это она? Сама виновата! Поняла, но уже поздно… Такие люди встречаются крайне редко! И она упустила свою возможность!
Оказавшись около ресторанной двери решила зайти и перевести дух, подумать о жизни за чашечкой кофе, скоротать время до следующего собеседования. Обстановка и атмосфера заведения ей понравились. Свежий, с приятными ароматами, воздух позволили расслабиться. Девушка разместилась на мягком уютном диванчике и за столиком со свежими цветами в маленькой вазе. Скатерть, спадавшая до самого пола, позволила ей сбросить с ног узкие туфли. От облегчения она улыбнулась, и в этот момент появившийся перед ней официант, совсем молоденький юноша, в ответ ей улыбнулся самой широкой улыбкой. Она заказала кофе, в ожидании продолжала думать всё о том же…
Принесший заказ официант осведомился о её дальнейших пожеланиях, но, глядя куда-то отрешённым взглядом, девушка только качнула отрицательно головой. Не помнила даже, сказала ли она ему спасибо…
Однако ароматный, приободряющий напиток освежил Александре мысли, и она, с неким облегчением вздохнув, с удовольствием вытянула уставшие ноги под столом, пошевелила пальчиками и даже улыбнулась. Улыбнулась тому, что если бы была сейчас дома, то потянулась бы всем телом, но мысли о следующем собеседовании вновь испортили ей настроение. Найдя туфли под столом, надела их, не заглядывая вниз. Оставила деньги за кофе, ещё раз глубоко вздохнула и направилась к выходу.
Её внимание привлёк официант, приклеивающий лист бумаги к совершенно прозрачному стеклу на двери. Девушка вышла наружу, чтобы прочитать написанное на нём объявление. В нём говорилось, что ресторану срочно требуется официант или официантка, но временно.
«А, что, – подумала Саша, – не зря же я сюда зашла. Проверим, так сказать не отходя от кассы».
Она снова вернулась в зал, на этот раз подошла к девушке–администратору. Та встретила её с улыбкой, но голос был встревоженным.
– Что-то не так? – спросила она, внимательно вглядываясь в глаза Александры.
– Всё хорошо! – успокоила она работницу заведения и добавила, – просто я увидела объявление об имеющейся у вас вакансии. Хочу попробовать…
– Замечательно! – уже с восторгом отозвалась администратор даже не дослушав посетительницу. – По внешним параметрам вы нам точно подходите! По остальному… прошу пройти к директору, она поговорит с вами.
– Опыт у меня кое-какой имеется. Приходилось работать… но это было много лет тому назад.
–Думаю, мало что изменилось в этикете за это время, правда, посетитель пошёл несколько другой… – говорила девушка по пути к кабинету директора. – Наш директор как раз сейчас на месте. Вот ключ в двери торчит.
Постучавшись в красивую дверь, девушка приоткрыла её на такую ширину, чтобы только просунуть голову.
–Лена… Елена Дмитриевна, можно к вам?
– Входи! Ну, что у тебя за привычка?! Пришла, так сразу же входи полностью, – слегка пожурила свою подчинённую директор.
Саша, не видя её, поняла, что директор вполне адекватная и голос у неё приятный.
Вошли они вместе, правда администратор повела себя по-свойски, втянула девушку в кабинет, взяв её за руку.
– Вот, проблема наша, можно сказать, решена! – радостно сообщила она оглядываясь на Сашу, – зашла кофе попить, решила задержаться.
– Вот как! Замечательно! – отозвалась женщина. – Иди-ка милая, на своё рабочее место, – выпроводила она свою работницу, – а мы тут побеседуем, – затем обратилась уже к посетительнице. – Как вас величать?
– Я, Александра, – представилась она, разглядывая директора, сидящую за столом.
Она ей внешне понравилась. Ни стервозности, ни наглости, ни, тем более, нахальства в её глазах и в выражении лица она не увидела. Вполне приятная особа. Ни толстая, не худая. Нормальный человек! Современная стрижка немного коротковата, но это не дефект – всё скоро выправится.
– Ну, что же, я, как вы слышали – Елена Дмитриевна, но обычно меня все зовут просто Лена. Я не обижаюсь, считаю, это даже сближает и укрепляет коллектив. Но если кто-то сильно провинится даже Еленой Дмитриевной не обходится.
Она улыбнулась, и улыбка моментально украсила приятное лицо женщины.
– Не буду вас томить, ближе к делу. Можно ваши документы?
Она внимательно следила за руками девушки и осталась довольна тем, что красивые и ухоженные руки не сделали ни одного лишнего суетливого движения.
На столе появились паспорт, трудовая книжка, санитарная книжка, разные сертификаты и дипломы.
– Ух, ты! Богатая вы! – с искренним восхищением произнесла Елена Дмитриевна, от удовольствия откинулась на высокую спинку кресла.
Разглядывая паспорт, всё с той же искренностью в голосе спросила:
– Как же вас в наше захолустье занесло?
Саша не успела от смущения ответить, а та уже увидев запись в трудовой книжке с ещё большим удивлением воскликнула:
– Тут какая-то ошибка! Не может человек с такими глазами совершить нечто подобное, что ему за это жизнь нужно испортить!
Сидевшая напротив неё девушка с опущенными плечами и поникшей головой, не могла ничего ответить, её душили слёзы.
– Знаю я такие случаи! – так же горячо произнесла Елена Дмитриевна. – Как бы мягче выразиться – не сложились личные отношения с руководителем…
Увидев ещё больше поникшую голову, поняла, что права.
– Я вас понимаю… – уже грустно заговорила она снова и, немного отрешённо, будто бы что-то вспоминая, добавила, – сама после такого же оказалась здесь. Никогда не понимала таких козлов! Зачем гадить там, где работаешь, и лишаться первоклассных специалистов? – она глубоко вздохнула, чуть помолчала и уже довольно весёлым голосом заговорила снова. – Ну ничего! У нас коллектив спокойнее! Правда, иногда подвыпившие клиенты позволяют себе немного лишнего – тянут свои ручонки и язык свой грязный распускают. Но на таких клиентов у нас охрана приличная имеется, ребята быстро их успокаивают. Извини, что пугаю. Но вы должны быть ко всему готовы, – рассмеялась и спросила. – Не передумали?
Саша улыбнулась.
– Нет. Если я вам подойду…
Директор снова на несколько секунд задумалась и продолжила:
– Работа обычная. Опыт имеете?
Девушка кивнула.
– Ну, вы понимаете, что работа временная… Да?
Александра снова кивнула. Она ещё находилась под нахлынувшими воспоминаниями.
– Что ещё? Чаевые в общий котёл, а после рабочего дня – всем поровну. На работу не опаздываем… Это понятно? Да? Работаем до последнего клиента, но если нормальная смена, то ребята девушек отпускают пораньше. Мы вас берём на три-четыре месяца. Устраивает?
Саша подтвердила согласие, тихо сказав: «Да».
– Сами понимаете, в коллективе в основном девушки, а мы – такой народ, то замуж и уезжают не пойми куда, то в декрет, то ещё что, – весело рассмеялась директор.
Гостья тоже улыбнулась.
– Так что глядите сами…
Она на мгновение задумалась.
– Не буду я вас мучить глупыми вопросами по этикету и сервировке. Идёмте в зал, вы там меня обслужите как самого капризного и взыскательного клиента – тогда пойму, какова ваша квалификация. Если всё пройдёт отлично, присвою высшую категорию, чтобы заработная плата была повыше. Ну что, идём?
Увидев в глазах девушки согласие, поднялась с кресла.
– Документы пока соберите.
Саша шла за директором и не понимала, что с ней сегодня происходит. Она то молчит, то кивает, будто бы и разговаривать не умеет. Может быть, просто нахлынули воспоминания?..
Однако Александра, несмотря на то, что находилась под перекрёстными взглядами будущих коллег и посетителей, работала быстро, держалась уверенно. К тому же чувствовала поддержку Елены Дмитриевны.
– Спасибо, Саша! Всё отлично! Как сейчас говорят – классно! А вот повара сегодня спят! Слишком долго ждать приходится… Или это нормой у нас стало? Почему я не знаю об этом? Ну, с этим разберёмся! Вы приняты! Завтра в одиннадцать мы вас ждём.
Раздались аплодисменты всех, кто находился в зале. Это немного смутило девушку, но она была рада тому, что у неё есть теперь хотя бы эта работа.
Начало -------------------------------------------------------------------- Продолжение