Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Антология образов Александра I в отечественном кино. Часть вторая

Оглавление

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Чтобы "выловить" следующий образ Императора, нам придётся перенестись уже в 80-е: ведь именно тогда, в 1985 году в совместной копродукции "Грузии-фильм" и "Мосфильма" (когда-то это звучало многообещающе и как минимум стильно) на экраны вышла биографическая картина режиссёров Чохонелидзе и Мгеладзе "Багратион". Между нами, чрезвычайно... неудачная... если выражаться деликатно. Не удалось всё: диалоги, совершенно не соответствующие возрасту прототипов исполнители главных и второстепенных ролей, костюмы, грим, обилие исторических неточностей... Ощущение, что коллаборация недотыкомок сляпала фильм на скорую руку между чкмерули и шашлыком из того, что нашлось в запасниках "Мосфильма", да и забыли это дело поскорее, мучимые изжогою и головными болями. А вот и наш герой...

Кстати, как вы полагаете - кто стоит слева от Императора? Переодетый истопник? А вот и нет - Георг Ольденбургский. Правда, похож?
Кстати, как вы полагаете - кто стоит слева от Императора? Переодетый истопник? А вот и нет - Георг Ольденбургский. Правда, похож?

Его роль снова исполняет Виктор Мурганов. Правда, несколько по... взрослевший. 20 лет всё-таки прошло. Внятного объяснения - отчего достаточно молодой ещё Император так неважно выглядит - у авторов фильма, полагаю, нет. Да и чего ожидать от Государя, входящего в покои к сестре (великой княжне Екатерине Павловне), застающего там Багратиона и задающего совершенно невинный вопрос: "Ах, прости, Катя, я не знал, что у тебя гость. Вы встречаетесь?" ВЫ ВСТРЕЧАЕТЕСЬ??!!!!! Да, блин, а чё?! Вчера вот с денщиком твоим, сегодня - видишь - целый генерал, тренд на устойчивый рост, братишко!!! Ничего скверного не могу сказать о Викторе Мурганове, но... это фиаско, братан! Я о фильме. И хотелось бы добавить что-то вроде "если бы не потрясающая игра исполнителя...", да не получается. Наш Александр I тонет вместе со своим "воплотителем" и всею картиною целиком как пассажир "Титаника". Баллы ставить не стану, а из уважения к хорошим актёрам фильма, которым попросту нечего было играть, давайте ограничимся факультативным упоминанием.

"...Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит. Государь говорит:
— Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?
А Платов отвечает:
— Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.
Государь говорит:
— Это безрассудок.
Платов отвечает:
— Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчат..."

Ну, конечно же, это "Левша" Лескова. Прелестный "лубочный", совершенно необычный для весьма себе серьёзного, даже сурового Николая Семёновича текст, в полном соответствии с которым и снял свою экранизацию не менее наш замечательный режиссёр Сергея Овчаров годом позже "Багратиона". Под стать литературной первооснове был и Александр Павлович в гротескнейшем исполнении Леонида Куравлёва, который здесь, кажется, по-хорошему похулиганил на славу.

Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит
Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит

Я, признаться, очень пристрастен к Сергею Овчарову и к жанру, который он с упорством потомственного садовника возделывал два десятилетия (до тех пор, пока это кому-то было нужно) - вспомним его "Нескладуху", "Небывальщину" и - особенно - "Оно" по Салтыкову-Щедрину. А потому совершенно субъективно и размашисто влеплю покойному Леониду Куравлёву "десятку", а возражающим против такой окаянной щедрости напомню, что "мир уцелел, потому что смеялся". Вон, полюбуйтесь, что происходит, когда на полном серьёзе люди заведомую претенциознейшую ерунду снимают (это я про "Багратиона"). А тут - классика! Да ещё какая вкусная! Так что - извиняюсь, но...

Можно по-разному относиться к знаменитой "АССЕ" (особенно сейчас, когда давно уже позади и восьмидесятые, и шок от первого просмотра, и... собственно, пол-жизни), но ещё тогда я отдельно выделил для себя сцены с визуализацией прочтения Крымовым "Грани веков" Эйдельмана. Эх, как бы SAS мог снимать исторические картины! Особенно впечатляюще эти 10-12 минут резонируют с нынешним историческим... "кино- и телеконтентом" (назовём это так). Имел давеча счастие лицезреть несколько серий новейшей "Елизаветы". Прелесть что такое!.. (Шучу, разумеется, ибо более всего сие напоминает щедро разукрашенное акварельно-пластмассовое яйцо "под Фаберже" на лотке у Спаса-на-Крови. Всё так скверно, что даже хочется смотреть дальше! Такое... зрительское извращение). Если бы Соловьёву пришло в голову сделать этакое... полнометражное историческое ПРИБАВЛЕНIЕ к "АССЕ", думается, оно до сих пор выглядело бы мастер-классом для сегодняшних... недорослей от режиссуры. Абсолютно всем, явленным нам Соловьёвым персонажам времён Павла I, веришь совершенно, искренне и неподдельно, каковы типажи, фактура... И, разумеется, совершенно бесподобен Великий Князь Александр Павлович с иконописным ликом молодого и трудноузнаваемого - без крупных планов - Александра Домогарова. Думается, в такого молодого государя и в дней его "прекрасное начало" поверили бы многие!

И уж абсолютно точно - именно здесь самый великолепный Павел Петрович. Без пародий на Императора
И уж абсолютно точно - именно здесь самый великолепный Павел Петрович. Без пародий на Императора

Без раздумий ставлю "десятку"... За многое. За историческую достоверность. За лица... именно ТЕ лица! А не мордуленции грузчиков с Краснокутской кондитерской фабрики, изображающих Шуваловых и Лопухиных. За убедительную лапидарность - в конце концов. Да!!

На стыке эпох... вернее, "недоэпох", в 1998-м году, когда отечественное кино практически не существовало, замечательный наш Мастер умных, "режиссёрских" картин Игорь Таланкин снимает фильм, незамеченный практически никем. "Незримый путешественник" - лента почти интимная, негромкая, камера ни разу не выходит за пределы дома в Таганроге, где доживает последние свои дни Александр Павлович с Государыней. Это - практически дуэт, изредка разбавляемый спутниками Императора - лейб-медиком Виллие, генерал-адъютантом Дибичем, верным камердинером Егорычем, да старым князем Волконским. Государю читают почту, он дуется с Елизаветой Алексеевной в картишки "по полкопейки", плутует, супруги припоминают друг другу старые обиды, играют на фортепиано в четыре руки... По сути, полтора часа почти ничего не происходит... Но отчего так хочется на это смотреть?

Василий Лановой абсолютно непохож на Александра Павловича... Но это как раз и не важно!
Василий Лановой абсолютно непохож на Александра Павловича... Но это как раз и не важно!

Возможно, от того, что это действо просто мастерски сделано? Что разыграно прекраснейшими актёрами - Гостюхиным, Аллой Демидовой, Сергеем Арцыбашевым, Георгием Жженовым, Анатолием Ромашиным?.. И история сия (вернее, её "почти отсутствие") вовсе не столь скучна, как кажется? И уход "в Фёдоры Кузьмичи" при молчаливом содействии верных старых соратников кажется вполне правдоподобной версией... И пусть Василий Лановой не очень-то похож на немолодого Императора; пусть эта картина для одного зрителя, быть может, из тысячи... Но это тонко, умно и пронзительно, чёрт побери! И у нас ещё один Александр Павлович с верною "десяткой"!

Спешу упредить недоумевающих читателей (дескать - ишь, "десятками раскидался, добрый какой!): более такого уже не будет! Увы, пойдём на понижение...

Видит Бог, я прекрасно отношусь к замечательному советскому режиссёру Виталию Мельникову... Всё, что он снял в СССР - это поистине сокровищница нашего "золотого фонда", начиная с "Начальника Чукотки" и заканчивая "Выйти замуж за капитана". Но на его исторической трилогии позднейшего периода лежит печать какой-то... скудости. Сценарной. Материальной. Актёрской. Его "Бедный, бедный Павел" - как раз "про это". Снято словно в музее ночью: главное, ничего не трогать, директор будет ругаться. Сухоруков упорно тянет одеяло на себя. Янковский откровенно скучает - чего я никак не понимаю. Скучать в роли Палена, вместо того, чтобы купаться в ней?! Впрочем, это, кажется, исключает и драматургическая обрисовка Палена... жаль! Вместо весёлого и дерзкого графа с его циничной "пфификологией" получить сумрачного необаятельного персонажа!.. Цесаревича Александра играет хороший питерский актёр Алексей Барабаш, умеющий наполнить свой персонаж выразительной многозначительностью. Но не здесь. И сходство - не очень. И сценарная прямолинейность подбешивает. И, кажется, сам Барабаш не очень понимает - что со своим героем делать? Актёрский ансамбль расползается, как заношенная трактористом Фёдором неизменная майка неопределённого оттенка, уступая место бенефису "с перегибом" Сухорукова. Мне, право, жаль, но... "тройка".

Скучный Пален скучно улещивает скучного наследника поучаствовать в заговоре против слишком уж нескучного Павла
Скучный Пален скучно улещивает скучного наследника поучаствовать в заговоре против слишком уж нескучного Павла

Потерпите, господа, осталось совсем уж немного... Тем более, что о следующем Александре, равно как и о фильме с ним, и сказать-то особо нечего... разве что плюнуть с досадою, да и влепить честный "кол". "1812: Уланская баллада". Великолепнейший образчик современного новодела. Бюджет - 150 миллионов. Много компьютера. Мало игры. Идиотский сценарий. Детский сад. Все врут отчаянно. Александр - Дмитрий Исаев. Всё плохо - даже для несмешных клоунов. Единица. Лучше уж как скучном "Бедном Павле". Там, по крайней мере, было кино. Здесь же - нелепый по замыслу и воплощению аттракцион, сляпанный умственно отсталыми духовными карликами для таких же умственно отсталых. Привет, кстати, Безрукову, ибо он, разумеется, тут есть! Думается, совмещение лицедейства с членством в Высшем совете партии не делает чести ни первой его ипостаси, ни второй. Покойный Михаил Александрович Ульянов, будучи депутатом, был всё же более избирателен в искусстве, балансируя порою на грани гениальности.

- Причём тут искусство, братан? Чисто бабло поднять!
- Причём тут искусство, братан? Чисто бабло поднять!

Последний Александр Павлович у нас остался... Но, увы, и к нему есть вопросы! Нынче, когда страсти по "Союзу спасения" (теперь вот думаю - а они вообще были?) уже улеглись, пересмотрел "на свежую голову" эпизоды с Императором. Я в принципе достаточно уважительно отношусь к актёру Виталию Кищенко: есть в нём, пожалуй, и харизма, и какой-то стержень, позволяющий ему быть вполне убедительным. Даже Карениным успел побывать - и не так уж, чтобы самым плохим...

Я не последний Александр в вашем кино... Я - крайний
Я не последний Александр в вашем кино... Я - крайний

Именно исполнительская харизма и вывозит образ Государя. Хоть, признаться, более всего он в обрисовке Кищенко напоминает не царя, а современного руководителя предприятия, зачморённого свалившимися на его плешивую голову проблемами: налоговая, незапланированные убытки, "Лента" оштрафовала ни за что, коммерческий директор в декрет, блин, уходит... Александр вышел не разочарованным мистиком, а обозлённым на всех, и на всё мизантропом. Впрочем, чего ждать от фильма о декабристах, в котором вместо оригинального саундтрека - "Мумий Тролль" и "Гулять по воде"? Сладкой райской музыкой невольно вспоминается Исаак Шварц и его "Не обещайте деве юной..." Но "четвёрку", пожалуй, актёр заслужил - за относительное внешнее сходство с оригиналом и умелое пользование наработанными клише.

Более отечественное кино Александров нам не явило. Даже и не знаю - хорошо это, плохо ли, или (моё любимое слово) - достаточно? Однако, подведём итоги!

10 баллов

"Звезда пленительного счастья" 1975 г. - Борис Дубенский

"Левша" 1986 г. - Леонид Куравлёв

"Незримый путешественник" 1998 г. - Василий Лановой

"АССА" - Александр Домогаров

9 баллов

"Война и мир" 1965-1967 гг. - Виктор Мурганов

6 баллов

"Корабли штурмуют бастионы" 1953 г. - Михаил Названов

"Юность поэта" 1937 г. - Георгий Кранерт

5 баллов

"Кутузов" 1943 г - Николай Тимченко

4 балла

"Союз спасения" 2019 г. - Виталий Кищенко

3 балла

"Бедный, бедный Павел" 2003 г. - Алексей Барабаш

1 балл

"1812: Уланская баллада" - Дмитрий Исаев

Без баллов (факультативно)

"Декабристы" 1927 г. - Владимир Максимов

"Багратион" 1985 г. - Виктор Мурганов

Несчастливое число, однако, вышло... Кто дальше в цари крайний? Впрочем, бог с ней - с нумерологией. Результаты, полагаю, неплохие: у нас четыре Александра Павловича "в яблочко", один - почти идеальный, и несколько из "золотой середины". Но раскрыт ли образ "Северного Сфинкса" полностью? Думаю, нет. Наш кинематограф по-прежнему в долгу перед Императором - натурой сложной, противоречивой и загадочной. А это значит, что есть вероятность дождаться когда-нибудь ещё одного Государя... Я, например, мечтаю о том счастливом стечении обстоятельств, когда гениальный какой-нибудь автор напишет не менее гениальный сценарий сериала о Пушкине, а не менее гениальный режиссёр это снимет... Я даже и концовку придумал! Пушкин в своём кабинете делает знаменитую запись в дневнике 26 января 1834 года: " ...Барон д’Антес и маркиз де-Пина, два шуана, будут приняты в гвардию прямо офицерами. Гвардия ропщет..." Задумывается о чём-то. За дверью кричат дети. Тушит свечу. Выходит. Чёрный экран. Без музыки. Открытый финал, исход которого нам, к сожалению, известен, и джокер уже объявлен ... Ну, помечтать-то можно?

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Самые удачные статьи и циклы канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"