Императорская яхта "Штандарт", предмет гордости и зависти, красавица яхта с изящным оформлением. Про неё я писала в статье Императорская яхта "Штандарт", куда пропал Цесаревич?
Но, вас интересует её дальнейшая судьба, что с ней стало после революции.
С удовольствием расскажу, что со "Штандартом" происходило дальше.
Но, сначала приведу воспоминания Анны Вырубовой (бывшей фрейлины Императрицы Александры Федоровны), после революции, тоже по Императорской яхте, но построенной раньше "Штандарта":
Спустились на яхту "Полярная Звезда", с которой связано у меня столько дорогих воспоминаний о плаваниях по этим же водам с Их Величествами… Яхта перешла, как и все достояние Государя, в руки Врем. Правительства и на ней заседал "Центробалт". В заплеванной, загаженной и накуренной каюте нельзя было узнать чудную столовую Их Величеств. За теми же столами сидело человек сто "правителей", - грязных, озверелых матросов. Решались вопросы и судьба разоренного флота и бедной России. Пять суток, которые я пережила на яхте, я целый день слышала, как происходили эти заседания и говорились "умные" речи. В трюме все было переполнено паразитами; день и ночь горела электрическая лампочка, так как все это помещение было под водой.
На этой яхте она провела несколько дней под арестом. Примерно то же в это время происходило и со "Штандартом".
1917-1918
В 1917 на нем проходили заседания "Центробалта", нового революционного органа моряков, потом яхта участвовала в спасении кораблей Балтийского флота от захвата немцами и финнами, который проходил в сложных ледовых условиях.
Но, в 1918 году яхта надолго встала "на прикол", была законсервирована и новой власти не понадобилась. И называлась она в это время "18 марта" - в память о Парижской коммуне, в духе революции её переименовали в общем.
1930-е, новая жизнь
В 1933 году про яхту "Штандарт" снова вспомнили, на заводе её переоборудовали в минный заградитель, назвали снова по новому - "Марти". На бывшую яхту были установлены мощные артиллерийские установки, зенитные пушки и пулеметы, а также новые паровые машины, которые позволили яхте развивать скорость значительно быстрее прежнего. Так Императорская яхта "Штандарт" стала военным кораблем.
А в 1938 "Марти" стал флагманом заграждения Балтийского флота и даже получал благодарности за выполнение тех или иных военных задач.
1941-1944 года
"Марти" или "Штандарт" достойный ветеран боевых действий, уже 23 июня 1941 года им была получена первая военная задача, а 25 потоплена первая подводная лодка противника.
Очень достойно и результативно "Штандарт" прошел через всю войну, а его экипаж был удостоен звания - Гвардейский.
После войны
После войны "Штандарт" снова переименовали... Я не писала, но "Марти" его назвали в честь французского коммуниста Андрэ Марти, а того угораздило Сталина покритиковать в газете, поэтому "Штандарту" снова пришлось придумывать новое имя, и на это раз он стал называться "Ока". Его переоборудовали в плавказарму - рейдовое судно, не имеющее больше боевых задач.
В 1961 году с ветераном поступили совсем некрасиво, из него сделали плавучую мишень для ракетных стрельб, после чего он был разобран на металл.
Несмотря на грустный конец, "Штандарт" прожил долгую (для яхт) и интересную жизнь. Торжественный спуск "Штандарта" состоялся 26 февраля 1895 года, а уничтожено судно было в 1961 году.
Очень жалко, что из яхты не сделали плавучий музей, что совсем ничего не сохранилось. Но зато сохранилось много фотографий, пожалуй, самых счастливых её моментов.
Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Источник черно-белых фотографий и писем группа Следствие длиною в век
Вступайте в мою новую группу ВКонтакте https://vk.com/public210864170