Найти тему
Тихий океан 1/72

Nakajima J1N1-S "Gekko" Часть 2. Гадкий утенок?

Послевоенный снимок захваченного Nakajima J1N1-Sа - последней и самой совершенной модификации "Гекко". Хорошо видны индивидуальные патрубки на цилиндр, хотя самолет закончил войну с теми же двигателями, с которыми и начал.
Послевоенный снимок захваченного Nakajima J1N1-Sа - последней и самой совершенной модификации "Гекко". Хорошо видны индивидуальные патрубки на цилиндр, хотя самолет закончил войну с теми же двигателями, с которыми и начал.

С первых недель войны японцы сталкивались с ночными ударами авиации союзников и благополучно выходили из положения использованием истребителей обычных, "дневных" подразделений, которые даже периодически одерживали победы. В начале 1943 года ситуация изменилась настолько, что проверенная тактика уже не работала и потребовались как специализированные самолеты, так и специализированные на ночных перехватах подразделения.

Янки постоянно практиковали ограниченные ночные удары, но последней каплей, заставившей перейти именно на ночные действия, стали дневные рейды 13 и 14 февраля 1943-го: за два налета на судоходство в район Шортлэнд-Буин: зоне ответственности японского "осиного гнезда" - аэродромного узла Рабаула, янки потеряли в воздушных боях пять "Либерейторов", пару P-40F, аж восемь P-38G и два F4U-1.

Невольные "создатели" японской ночной истребительной авиации. Вверху: B-24D "Либерейторы" 90-ой BG над Новой Гвинеей, 1943. Внизу: "комитет по встрече"- A6M3 Зеро 201-го корпуса, Соломоновы острова, тоже 43-ий.
Невольные "создатели" японской ночной истребительной авиации. Вверху: B-24D "Либерейторы" 90-ой BG над Новой Гвинеей, 1943. Внизу: "комитет по встрече"- A6M3 Зеро 201-го корпуса, Соломоновы острова, тоже 43-ий.

В общем, американцами было принято волевое решение прекратить дневные налеты на северную часть Соломоновых островов, так сказать во избежание.. . Упор стал делаться на ночные действия.

И тут уже поплохело японским товарищам: редкие налеты одиночных самолетов сменились постоянным и массовым воздействием. Японский ночной истребитель в этих условиях просто не мог не родиться.

Минута славы.

Тут как раз очень пригодилась энергия и инициатива неофициального "отца" японской ночной истребительной авиации: капитана 2-го ранга Ясуна Козоно, командира готовившегося к отправке на фронт 251-го корпуса (бывшего легендарного корпуса Таинан). А именно, пара прототипов 13-Shi были переделаны (в публикациях встречается мнение, что это были серийные разведчики J1N1-C): курсовое вооружение удалялось, в носу, снизу, прорезалось окошко для возможности прицеливания, на месте штурмана поселились четыре, установленные под углом 30 градусов к горизонту, наклонные пушки Type 99 model 2: две стреляющие вверх, две -вниз. Боекомплект составлял 100 снарядов на ствол.

Слева: отец-основатель,  капитан 2-го ранга Ясуна Козоно в Рабауле. Редчайший случай японского авиационного Командира с большой буквы. Справа: Хорошо видна установка вооружения на раннем J1N1-S. Здесь борт из корпуса Йокосука: что-то вроде нашего  Липецкого Центра боевого применения, через который прошли все типы ЛА флота.
Слева: отец-основатель, капитан 2-го ранга Ясуна Козоно в Рабауле. Редчайший случай японского авиационного Командира с большой буквы. Справа: Хорошо видна установка вооружения на раннем J1N1-S. Здесь борт из корпуса Йокосука: что-то вроде нашего Липецкого Центра боевого применения, через который прошли все типы ЛА флота.

Идея обстреливать вражьи аэропланы снизу была не нова, первый раз реализованная с переменным успехом во время Первой Мировой и развитая, без энтузиазма правда, в меж военный период. Так что немцы, со своим Schräge Musik, отнюдь не были пионерами.

А помнишь, как все начиналось? (с) Слева Nieuport 23, справа - Sopwith Dolphin.
А помнишь, как все начиналось? (с) Слева Nieuport 23, справа - Sopwith Dolphin.

В сравнении с немецкой реализацией, применившую подобную систему (Schräge Musik - "неправильная музыка") практически одновременно с японцами, у нового японского истребителя были принципиальные отличия: немецкие "ночники" всегда имели мощное курсовое пулеметно-пушечное вооружение, что давало возможность выбирать способ атаки и, в случае необходимости, за себя постоять. К тому же, система с наклонными пушками была практически опционом и устанавливалась не всегда.

Немецкий подход: слева Do-217N-2 аж с четырьмя наклонными пушками, справа- Ju-88G-6.
Немецкий подход: слева Do-217N-2 аж с четырьмя наклонными пушками, справа- Ju-88G-6.

У будущего "Гекко" все было поставлено на японскую "неправильную музыку", курсового вооружения не было вообще. С ноу-хау Козоно - эффективностью нижних наклонных пушек, вопрос, конечно, интересный. По крайней мере, более никто подобное размещение оружия на истребителе не использовал.

Слева: размещение прицела для стрельбы из верхних пушек на козырьке. Тут все понятно. Справа: для прицеливания из нижних пушек, в приборной доске был сделан вырез. Что там видел пилот, особенно ночью - загадка.
Слева: размещение прицела для стрельбы из верхних пушек на козырьке. Тут все понятно. Справа: для прицеливания из нижних пушек, в приборной доске был сделан вырез. Что там видел пилот, особенно ночью - загадка.

Еще одним "ноу-хау в минус" в отличие от немцев было отсутствие бортового радара: компактных радиолокаторов, вроде немецкого SN-2, тогда в Японии в природе не существовало. О попытках получить такие устройства из Германии по ВТС не известно.

Командование, на самом деле, тоже испытывало скепсис по возможностям нового самолета. Вообще не понятно, как флотская бюрократия 80-го уровня разрешила какому-то капитану 2-го ранга "креативить", возможно, действовал принцип "возьми боже, что мне негоже" - разведчик-то J1N1-C был "чемоданом без ручки".

Однако произошло Чудо.

Ранним утром 21 июня 43-го экипаж главного корабельного старшины (CPO) Шигетоши Кудо на одном из двух имеющихся 13-Shi-перехватчиков сбивает две "Летающие крепости" B-17E в районе Рабаула. Следующий ночью уже упоминавшийся Сатору Оно на втором самолете заявляет две победы над B-24. А всего, за сорок ночей, паре наших героев было засчитано ночных 11 побед. Все над "тяжами": B-17 и B-24.

Левое фото: командир 251-го корпуса Ясуна Козоно (слева) и "Король ночи" Шигетоши Кудо (справа). В руках пилота не гигантская шаурма, а церемониальный меч, врученный вице адмиралом  Кусака.  Июль 43-го.  Отправленный в метрополию в феврале 44-го, уникальный пилот  в мае 45-го получил серьезное ранение в аварии на посадке, в боях более не участвовал, закончив войну с 7 ночными победами, подтвержденными противником (6 B-17 и 1 Hudson).
Справа: боковичок истребителя Кудо - переделанного прототипа 13-Shi. Фото машины пока не найдено.
Левое фото: командир 251-го корпуса Ясуна Козоно (слева) и "Король ночи" Шигетоши Кудо (справа). В руках пилота не гигантская шаурма, а церемониальный меч, врученный вице адмиралом Кусака. Июль 43-го. Отправленный в метрополию в феврале 44-го, уникальный пилот в мае 45-го получил серьезное ранение в аварии на посадке, в боях более не участвовал, закончив войну с 7 ночными победами, подтвержденными противником (6 B-17 и 1 Hudson). Справа: боковичок истребителя Кудо - переделанного прототипа 13-Shi. Фото машины пока не найдено.

Успех действительно оглушительным, хотя бы потому, что из одиннадцати заявок на победы шесть, а то и семь (есть мнение, что B-24D "Либерейтор" с/н 42-40527 11 июня 1943-го сам упал, без помощи), находят подтверждение в документах союзников, что для ТВД совсем не мало.

Все описанные победы, находящие подтверждение в документах противной стороны, были одержаны одним экипажем - Шигетоши Кудо.

В штаб полетели победные реляции, часть разведчиков прямо на сборочных линиях стали переделывать в истребители, получился J1N1-C KAI (наличие такой модификации оспаривается), сам самолет был поставлен в серию, как J1N1-S "Gekko" ("лунный свет"). Наименование в коде союзников ("Irving") у него уже было со времен разведчика. Жизнь удалась.

Мало того, началось формирование специализированных подразделений ночных истребителей: начали с 251 корпуса, который впоследствии передал свои Зеро другим подразделениям.

Успех, вероятно, частично был связан с фактором неожиданности: янки не знали с чем имеют дело. Тем более, судя по известным описаниям боев это не были молниеносные разящие атаки со стороны "Гекко", жертвы окучивали многократно, с использованием как верхних так и не редко нижних пушек - расчет историками велся по расходу боеприпасов. Однако в войну тайны долго не живут и уже 9 июня 43-го, хорошо побитая B-17F 41-24358, атакованная Сатору Оно, вернулась домой, привезя на аэродром раненого члена экипажа и характерные повреждения. А 19 июля, перед гибелью, B-17E 41-9153 ответным огнем отправила в море первый "Гекко" пилота Такумото. Штурман погиб.

Соответственно и с победами стало похуже: за июль были сбиты всего один Hudson Mk III NZ2033 (опять вездесущим Кудо, причем использовались нижние пушки), две B-17Е и один морской "Либерейтор" - PB4Y. Речь идет о реальных победах, а не о заявках. С заявками с японской стороны как раз о-го-го.

Беда пришла откуда не ждали.

Безнадега.jp

Одновременно с формированием осенью 43-го первого ночного подразделения - 251-го корпуса ( на 1 сентября - девять машин), настали тяжелые времена. По признанию японцев, янки стали очень внимательными (читай, при любом подозрение на присутствие "ночника" открывали огонь), к тому же резко уменьшилось количество ночных вылетов - подавляющее численное превосходство янки позволяло обеспечить адекватное истребительное прикрытие бомбардировщикам и днем.

J1N1-S 251-го корпуса. Рабаул. 1943 год. В альтернативном представлении - J1N2. Хорошо заметен нехарактерный "дневной" камуфляж и "дневные" хиномару с белым кантом.
J1N1-S 251-го корпуса. Рабаул. 1943 год. В альтернативном представлении - J1N2. Хорошо заметен нехарактерный "дневной" камуфляж и "дневные" хиномару с белым кантом.

*** С модификациями "Гекко" имеет место быть некая двусмысленность. По классической версии, все вариации "Гекко"-истребителей именовались как J1N1-S за исключением последней, оснащенной радиолокатором - J1N1-Sa. По альтернативному мнению, которое встречается у таких историков с именем как, например, Сакаида, Изава, Шос: J1N1-S - самая первая вариация (J1N1-C KAI), J1N2-S - "зашитая" кабина штурмана (см. картинку выше), J1N3-S - модификация "без горба".

Несмотря на резко изменившуюся ситуацию, формирование ночных подразделений деятельно продолжилось, кроме того, "Гекко" поступали и в обычные, "дневные" корпуса.

381-ый (24 "Гекко"), 321-ый (54 "Гекко"), 332-ой (18 "Гекко"), 153-ий (22 "Гекко"), 141-ый (7 "Гекко"), 203-ий корпуса (9 "Гекко"), 901-ый, 902-ой, 804-ый, 851-ый полки по численности не отличавшиеся от эскадрильи, которые хорошо если по эскадрильям, а то и по звеньям разбросали по островам Тихого океана.

Отсутствующие реальные успехи новоявленных подразделений активно подменялись дутыми: из немногочисленных заявок конца 43-го - середины 44-го, противной стороной подтверждается единственная победа: 13 мая 1944-го в районе Курильских островов "Гекко", прикрепленный к формально "дневному" 203-му корпусу, сбил PV-1 Ventura эскадрильи VB-135.

J1N1-S  902-го полка (Sento Hikotai ). Борнео, Январь 1945. На этом самолете экипаж главного старшины Тетсуя Хатао заявил 13.01.44 две победы над B-24  (две отметки на хвосте) и "Каталину" в апреле. Есть, правда, маленькая проблема. Ни одна из побед не подтверждается противной стороной.
J1N1-S 902-го полка (Sento Hikotai ). Борнео, Январь 1945. На этом самолете экипаж главного старшины Тетсуя Хатао заявил 13.01.44 две победы над B-24 (две отметки на хвосте) и "Каталину" в апреле. Есть, правда, маленькая проблема. Ни одна из побед не подтверждается противной стороной.

Поскольку с ночными перехватами что-то пошло не так, для "Гекко" стали придумывать непрофильные "факультативы". На Соломоновых островах, а позднее и на Филиппинах, самолеты привлекались для ночных ударов по наземным и надводным целям. В ноябре 44-го, сводной группой 901-го полка из двух "Гекко" и трех Зеро было заявлено даже уничтожение шести американских торпедных катеров. Под указанные даты и место подходит единственный, накрытый с воздуха катер PT-320.

"Гекко" активно привлекались для патрулирования над морем, причем часть машин оснащалась поисковым радиолокатором H-6.

Вариации установки носовой антенны радара H-6 на "Гекко". Слева самолет 210 корпуса, справа 321-корпуса. У последнего хорошо виден ствол установленной носовой 20-мм пушки.  Радар H-6 был метрового диапазона, по сути противокорабельный и мало подходил для перехвата воздушных целей.
Вариации установки носовой антенны радара H-6 на "Гекко". Слева самолет 210 корпуса, справа 321-корпуса. У последнего хорошо виден ствол установленной носовой 20-мм пушки. Радар H-6 был метрового диапазона, по сути противокорабельный и мало подходил для перехвата воздушных целей.

Идея с патрулированием была так себе и для тихоходной и практически безоружной, в классическом понимании, машины такие полеты периодически заканчивались фатально.

Тут показателен рейд американского флота в февраля 44-го года на Марианские острова. 23 февраля, "Хеллкеты"сбивают четыре из пяти "Гекко" 321-го корпуса, посланных искать американские корабли, а потом три ударные волны янки навещают Сайпан с Тинианом. Из двенадцати имеющихся "Гекко"гибнет десять.

"Противокорабельный" J1N1-S  321-го корпуса, найденный янки немножко поломанным на Тиниане, Марианские острова, 1944 год. Самолет оснащен радаром H-6 type 3 и носовой 20-мм пушкой Type 99. Нижние пушки вероятно убраны. Как отдельная модификация нигде не упоминается.
"Противокорабельный" J1N1-S 321-го корпуса, найденный янки немножко поломанным на Тиниане, Марианские острова, 1944 год. Самолет оснащен радаром H-6 type 3 и носовой 20-мм пушкой Type 99. Нижние пушки вероятно убраны. Как отдельная модификация нигде не упоминается.

Подобная картина, только с вариациями по потерям, повторялась везде на островах и в 44-ом, и в 45-ом годах.

характерный конец  J1N1-S 153-го корпуса, захваченного на авиабазе Кларк Филд, Филиппины. 1945 год. Модификацию, на самом деле именуют  J1N1-S "поздний" (в альтернативном мире - J1N3) и первый раз она встречается именно на Филиппинах. С самолета наконец-то убрали характерный "горб" доставшийся в наследство еще с разведчика. У конкретно данной модели были убраны нижние пушки, но добавлена дополнительная, третья, верхняя 20-мм пушка - стандартное оснащение "безгорбых". Однако, если хорошо поискать, то можно найти такие машины и с обычным вооружением (две вверху, две внизу).
характерный конец J1N1-S 153-го корпуса, захваченного на авиабазе Кларк Филд, Филиппины. 1945 год. Модификацию, на самом деле именуют J1N1-S "поздний" (в альтернативном мире - J1N3) и первый раз она встречается именно на Филиппинах. С самолета наконец-то убрали характерный "горб" доставшийся в наследство еще с разведчика. У конкретно данной модели были убраны нижние пушки, но добавлена дополнительная, третья, верхняя 20-мм пушка - стандартное оснащение "безгорбых". Однако, если хорошо поискать, то можно найти такие машины и с обычным вооружением (две вверху, две внизу).

И именно с Филиппинами связаны гуляющие по интернету утверждения о применении "Гекко" в качестве "камикадзе".

Да, действительно, американцам, особо не вдававшимся, что на них падает с неба, "Гекко" периодически мерещились, однако судя по монументальному труду Майка Йо (Mike Yeo), речь может идти только об одном организованном подразделении - Gekko-tai на Филиппинах, за которым числится участие одиночными самолетами в уничтожении 28 декабря 44-го года транспорта SS "John Burke" (большой бу-бух - сдетонировал перевозимый боекомплект) и повреждение 9 января 45-го танкера USS "Cowanesque" (AO-79). В обоих налетах участвовали другие подразделения "Tokko" (самоубийц) и невозможно достоверно сказать, кто именно поразил корабли.

Единственным относительно светлым пятном было то, что часть персонала и мат-части иногда удавалось эвакуировать. Что было совсем не лишним, ибо ночью, 15 июня 44-го уже приключился первый налет B-29 на Метрополию. Наступал момент истины...

-13
  • В статье использована информация, фото, графические материалы из открытых источников и личной коллекции.