С первых недель войны японцы сталкивались с ночными ударами авиации союзников и благополучно выходили из положения использованием истребителей обычных, "дневных" подразделений, которые даже периодически одерживали победы. В начале 1943 года ситуация изменилась настолько, что проверенная тактика уже не работала и потребовались как специализированные самолеты, так и специализированные на ночных перехватах подразделения.
Янки постоянно практиковали ограниченные ночные удары, но последней каплей, заставившей перейти именно на ночные действия, стали дневные рейды 13 и 14 февраля 1943-го: за два налета на судоходство в район Шортлэнд-Буин: зоне ответственности японского "осиного гнезда" - аэродромного узла Рабаула, янки потеряли в воздушных боях пять "Либерейторов", пару P-40F, аж восемь P-38G и два F4U-1.
В общем, американцами было принято волевое решение прекратить дневные налеты на северную часть Соломоновых островов, так сказать во избежание.. . Упор стал делаться на ночные действия.
И тут уже поплохело японским товарищам: редкие налеты одиночных самолетов сменились постоянным и массовым воздействием. Японский ночной истребитель в этих условиях просто не мог не родиться.
Минута славы.
Тут как раз очень пригодилась энергия и инициатива неофициального "отца" японской ночной истребительной авиации: капитана 2-го ранга Ясуна Козоно, командира готовившегося к отправке на фронт 251-го корпуса (бывшего легендарного корпуса Таинан). А именно, пара прототипов 13-Shi были переделаны (в публикациях встречается мнение, что это были серийные разведчики J1N1-C): курсовое вооружение удалялось, в носу, снизу, прорезалось окошко для возможности прицеливания, на месте штурмана поселились четыре, установленные под углом 30 градусов к горизонту, наклонные пушки Type 99 model 2: две стреляющие вверх, две -вниз. Боекомплект составлял 100 снарядов на ствол.
Идея обстреливать вражьи аэропланы снизу была не нова, первый раз реализованная с переменным успехом во время Первой Мировой и развитая, без энтузиазма правда, в меж военный период. Так что немцы, со своим Schräge Musik, отнюдь не были пионерами.
В сравнении с немецкой реализацией, применившую подобную систему (Schräge Musik - "неправильная музыка") практически одновременно с японцами, у нового японского истребителя были принципиальные отличия: немецкие "ночники" всегда имели мощное курсовое пулеметно-пушечное вооружение, что давало возможность выбирать способ атаки и, в случае необходимости, за себя постоять. К тому же, система с наклонными пушками была практически опционом и устанавливалась не всегда.
У будущего "Гекко" все было поставлено на японскую "неправильную музыку", курсового вооружения не было вообще. С ноу-хау Козоно - эффективностью нижних наклонных пушек, вопрос, конечно, интересный. По крайней мере, более никто подобное размещение оружия на истребителе не использовал.
Еще одним "ноу-хау в минус" в отличие от немцев было отсутствие бортового радара: компактных радиолокаторов, вроде немецкого SN-2, тогда в Японии в природе не существовало. О попытках получить такие устройства из Германии по ВТС не известно.
Командование, на самом деле, тоже испытывало скепсис по возможностям нового самолета. Вообще не понятно, как флотская бюрократия 80-го уровня разрешила какому-то капитану 2-го ранга "креативить", возможно, действовал принцип "возьми боже, что мне негоже" - разведчик-то J1N1-C был "чемоданом без ручки".
Однако произошло Чудо.
Ранним утром 21 июня 43-го экипаж главного корабельного старшины (CPO) Шигетоши Кудо на одном из двух имеющихся 13-Shi-перехватчиков сбивает две "Летающие крепости" B-17E в районе Рабаула. Следующий ночью уже упоминавшийся Сатору Оно на втором самолете заявляет две победы над B-24. А всего, за сорок ночей, паре наших героев было засчитано ночных 11 побед. Все над "тяжами": B-17 и B-24.
Успех действительно оглушительным, хотя бы потому, что из одиннадцати заявок на победы шесть, а то и семь (есть мнение, что B-24D "Либерейтор" с/н 42-40527 11 июня 1943-го сам упал, без помощи), находят подтверждение в документах союзников, что для ТВД совсем не мало.
Все описанные победы, находящие подтверждение в документах противной стороны, были одержаны одним экипажем - Шигетоши Кудо.
В штаб полетели победные реляции, часть разведчиков прямо на сборочных линиях стали переделывать в истребители, получился J1N1-C KAI (наличие такой модификации оспаривается), сам самолет был поставлен в серию, как J1N1-S "Gekko" ("лунный свет"). Наименование в коде союзников ("Irving") у него уже было со времен разведчика. Жизнь удалась.
Мало того, началось формирование специализированных подразделений ночных истребителей: начали с 251 корпуса, который впоследствии передал свои Зеро другим подразделениям.
Успех, вероятно, частично был связан с фактором неожиданности: янки не знали с чем имеют дело. Тем более, судя по известным описаниям боев это не были молниеносные разящие атаки со стороны "Гекко", жертвы окучивали многократно, с использованием как верхних так и не редко нижних пушек - расчет историками велся по расходу боеприпасов. Однако в войну тайны долго не живут и уже 9 июня 43-го, хорошо побитая B-17F 41-24358, атакованная Сатору Оно, вернулась домой, привезя на аэродром раненого члена экипажа и характерные повреждения. А 19 июля, перед гибелью, B-17E 41-9153 ответным огнем отправила в море первый "Гекко" пилота Такумото. Штурман погиб.
Соответственно и с победами стало похуже: за июль были сбиты всего один Hudson Mk III NZ2033 (опять вездесущим Кудо, причем использовались нижние пушки), две B-17Е и один морской "Либерейтор" - PB4Y. Речь идет о реальных победах, а не о заявках. С заявками с японской стороны как раз о-го-го.
Беда пришла откуда не ждали.
Безнадега.jp
Одновременно с формированием осенью 43-го первого ночного подразделения - 251-го корпуса ( на 1 сентября - девять машин), настали тяжелые времена. По признанию японцев, янки стали очень внимательными (читай, при любом подозрение на присутствие "ночника" открывали огонь), к тому же резко уменьшилось количество ночных вылетов - подавляющее численное превосходство янки позволяло обеспечить адекватное истребительное прикрытие бомбардировщикам и днем.
*** С модификациями "Гекко" имеет место быть некая двусмысленность. По классической версии, все вариации "Гекко"-истребителей именовались как J1N1-S за исключением последней, оснащенной радиолокатором - J1N1-Sa. По альтернативному мнению, которое встречается у таких историков с именем как, например, Сакаида, Изава, Шос: J1N1-S - самая первая вариация (J1N1-C KAI), J1N2-S - "зашитая" кабина штурмана (см. картинку выше), J1N3-S - модификация "без горба".
Несмотря на резко изменившуюся ситуацию, формирование ночных подразделений деятельно продолжилось, кроме того, "Гекко" поступали и в обычные, "дневные" корпуса.
381-ый (24 "Гекко"), 321-ый (54 "Гекко"), 332-ой (18 "Гекко"), 153-ий (22 "Гекко"), 141-ый (7 "Гекко"), 203-ий корпуса (9 "Гекко"), 901-ый, 902-ой, 804-ый, 851-ый полки по численности не отличавшиеся от эскадрильи, которые хорошо если по эскадрильям, а то и по звеньям разбросали по островам Тихого океана.
Отсутствующие реальные успехи новоявленных подразделений активно подменялись дутыми: из немногочисленных заявок конца 43-го - середины 44-го, противной стороной подтверждается единственная победа: 13 мая 1944-го в районе Курильских островов "Гекко", прикрепленный к формально "дневному" 203-му корпусу, сбил PV-1 Ventura эскадрильи VB-135.
Поскольку с ночными перехватами что-то пошло не так, для "Гекко" стали придумывать непрофильные "факультативы". На Соломоновых островах, а позднее и на Филиппинах, самолеты привлекались для ночных ударов по наземным и надводным целям. В ноябре 44-го, сводной группой 901-го полка из двух "Гекко" и трех Зеро было заявлено даже уничтожение шести американских торпедных катеров. Под указанные даты и место подходит единственный, накрытый с воздуха катер PT-320.
"Гекко" активно привлекались для патрулирования над морем, причем часть машин оснащалась поисковым радиолокатором H-6.
Идея с патрулированием была так себе и для тихоходной и практически безоружной, в классическом понимании, машины такие полеты периодически заканчивались фатально.
Тут показателен рейд американского флота в февраля 44-го года на Марианские острова. 23 февраля, "Хеллкеты"сбивают четыре из пяти "Гекко" 321-го корпуса, посланных искать американские корабли, а потом три ударные волны янки навещают Сайпан с Тинианом. Из двенадцати имеющихся "Гекко"гибнет десять.
Подобная картина, только с вариациями по потерям, повторялась везде на островах и в 44-ом, и в 45-ом годах.
И именно с Филиппинами связаны гуляющие по интернету утверждения о применении "Гекко" в качестве "камикадзе".
Да, действительно, американцам, особо не вдававшимся, что на них падает с неба, "Гекко" периодически мерещились, однако судя по монументальному труду Майка Йо (Mike Yeo), речь может идти только об одном организованном подразделении - Gekko-tai на Филиппинах, за которым числится участие одиночными самолетами в уничтожении 28 декабря 44-го года транспорта SS "John Burke" (большой бу-бух - сдетонировал перевозимый боекомплект) и повреждение 9 января 45-го танкера USS "Cowanesque" (AO-79). В обоих налетах участвовали другие подразделения "Tokko" (самоубийц) и невозможно достоверно сказать, кто именно поразил корабли.
Единственным относительно светлым пятном было то, что часть персонала и мат-части иногда удавалось эвакуировать. Что было совсем не лишним, ибо ночью, 15 июня 44-го уже приключился первый налет B-29 на Метрополию. Наступал момент истины...
- В статье использована информация, фото, графические материалы из открытых источников и личной коллекции.