Сегодня автопроизводители внедряют в свои модели различные системы, постепенно снижая количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Также современные двигатели часто оснащаются турбонагнетателями, что дает возможность уменьшить объем камеры сгорания и объем потребляемого горючего, сохранив при этом прежнюю мощность агрегатов. Другими словами можно снять больше лошадиных сил с того же объёма двигателя. Бензиновые моторы оснащаются катализаторами, а дизельные – сажевыми фильтрами. Эти устройства задерживают вредные вещества, не позволяя им попасть в атмосферу. Также во многих двигателях сегодня используется система рециркуляции отработанных газов. Специальная магистраль соединяет выпускной коллектор с задроссельным пространством впуска. Это позволяет дожигать отработанные газы, снижая токсичность выхлопа.
Преимущества наличия систем снижения токсичности:
● Меньше вредных веществ выбрасывается в атмосферу
● Дизельный ДВС работает более мягко (благодаря клапану EGR)
● Снижается риск детонации бензиновых двигателей (благодаря клапану EGR)
Минусы подобных систем:
● Риск выхода из строя клапана EGR
● Забитые катализаторы необходимо менять (или удалять)
● Пришедший в негодность сажевый фильтр необходимо заменить (или удалить)
● При удалении элементов таких систем необходима прошивка блоков управления. В противном случае ЭБУ будут постоянно фиксировать ошибки.
Клапан EGR
Клапан является исполнительным механизмом системы рециркуляции отработанных газов. Именно он регулирует их объем, который подается в камеру сгорания. Отметим, что таким образом снижается количество воздуха и, следовательно, в выхлопе снижается уровень оксидов азота. Как уже упоминалось выше, система дожига отработанных газов устанавливается и на бензиновые, и на дизельные моторы. Однако принцип их работы несколько различается.
Режимы работы клапана EGR в бензиновых ДВС:
● Закрыт на холостом ходу
● Закрыт при пиковых нагрузках
● Открыт на низких и средних оборотах ДВС (объем воздуха может снижаться до 10%)
Работа клапана EGR в дизельных моторах:
● Открыт на холостых оборотах
● Существенно ограничивает подачу свежего воздуха на средних оборотах
● Закрыт при пиковых нагрузках
● Существуют пневмомеханические и электропневматические механизмы.
В первом случае срабатывание происходит за счет разряжения, а во втором – на основе поступающих данных с различных датчиков: противодавления выхлопных газов, температуры выхлопных газов, положения EGR или давления (MAP).