Найти тему

Рима Баталова – о своем пути в политику, роли семьи и интересах паралимпийцев

Едва порог редакции переступил наш новый гость – 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр, 18-кратная чемпионка мира, 43-кратная чемпионка Европы и депутат Госдумы от «Единой России», представляющий Башкортостан, Рима Баталова, как присутствующие ощутили прилив сил. От Римы Акбердиновны так и веяло энергией, а вместе с тем какой-то особой, чемпионской сосредоточенностью. Всего за несколько минут до встречи она была на совещании, где обсуждался очередной партпроект на тему спорта, и теперь уверенно рассказывала о его перспективах в Башкирии.

-2

– Ведь наша республика считается спортивной, – подчеркнула она и перешла, пожалуй, к самому насущному вопросу, которым может заниматься представитель «Башфракции» в Госудме, – финансированию. – Мы привлекаем федеральные деньги, боремся за поддержку, атакуем министерства, и в итоге в нашем регионе появляется много спортивных объектов. Например, в 2019-м при моем участии был построен Центр спортивной подготовки в Уфе. Недавно открылся Центр гимнастики: после приложенных мною усилий на него выделили 450 млн рублей. Теперь предстоит построить Дворец борьбы. В целом, чтобы получить финансирование для региона на три года, была проделана огромная работа совместно с Минспортом РБ и при поддержке моих коллег из Комитета по физической культуре и спорта. В общей сложности мы привлекли более 1,1 млрд рублей. И я горжусь тем, чего мне удается добиться для республики. Да, приходится по пятнадцать раз обойти все кабинеты и ведомства, но мне это ничего не стоит, ведь я человек спорта: для меня важен результат.

-3

А если сравнить нынешнюю спортивную инфраструктуру в столице Башкирии с той, что была во времена, когда вы только начинали профессионально заниматься…

– Разница – огромная! Тогда мы тренировалась на улице даже в 20-градусный мороз. Бегали по территории санатория «Зеленая Роща». Отдыхающие ругались, но что поделать? На всю Уфу – единственный стадион «Нефтяник», там хоть какая-то дорожка была. И, конечно, из-за отсутствия условий для тренировок приходилось часто выезжать за пределы региона. Не представляю, какие рекорды мы бы били сегодня. Сейчас спортсменов с ОВЗ серьезно поддерживает правительство, Глава Башкортостана. Я даже не успеваю посещать все спортивные мероприятия – их очень много.

-4

Как вам кажется, между депутатской деятельностью и спортом есть что-то общее?

– Помню, когда окунулась в политическую жизнь, так все завертелось… Через месяц мне попались на глаза мои шиповки, и я поняла, что все это время ни разу не бегала и не тренировалась – настолько увлеклась другим бегом, другой зарядкой. Вот так незаметно и ушла в иную сферу деятельности.

Ну а если сравнивать обстоятельно, в спорте ты знаешь: к победе придешь, если будешь жестко соблюдать график и систематически заниматься. А депутат работает в режиме 24/7, притом учитывать надо еще и график других людей, из-за чего твой постоянно ломается. Но такие сложности не вызывают у меня ничего, кроме спортивного интереса: добиться нужного результата в политике в каком-то смысле для меня значит занять новый почетный пьедестал.

-5

– Можно ли сказать, что отчасти именно этот спортивный интерес и привел вас в политику?

– Предложение участвовать в выборах в Госдуму поступило мне в 2011 году, когда готовилась к седьмой Паралимпиаде в Лондоне. До этого думала, что никогда не смогу уйти из спорта, но тут рассудила: в этой сфере я уже достигла всех высот, а что могу сделать в политике, еще неизвестно. Так почему бы не попробовать? Да, тогда во мне проснулся своего рода спортивный интерес.

Документы на участие в праймериз «Единой России» подала в последний день, в последний момент – чуть ли не без пяти шесть вечера. Дальше мы с коллегами объехали всю республику, встречались с гражданами, выступали. Как в спорте, в ходе предварительного голосования считали очки – кто сколько набрал. Сначала вошла в тридцатку кандидатов, потом в двадцатку, в десятку… Я знала, что действительно могу дать Башкирии многое. Очень благодарна избирателям, которые меня тогда поддержали. Думаю, я их не подвожу. Дня не проходит, чтобы мы с моей командой кому-то чем-то не помогли.

-6

– А отдачу чувствуете?

– Сегодня, в какой бы район республики ни приехала, местные утверждают, что я оттуда. В Мишкино говорят: «Рима Баталова – наша», то же самое – в Дюртюлях (на самом деле Рима Баталова родом из села Сакты Шаранского района, – прим. А. А.). Еще и спорят. И, знаете, так приятно чувствовать, что я их! Думаю, такое отношение людей и есть результат моей работы.

А на прием граждане приходят с разными вопросами. Иной раз даже просто для того, чтобы их выслушали. Некоторые и сами предлагают помощь. Для меня это очень важно.

-7

Если говорить о партийной принадлежности, что для вас значит быть частью «Единой России»?

– Во-первых, она дала мне путевку в политическую жизнь. Ну а во-вторых, весь смысл нашей работы уже отражен в названии партии – «Единая Россия», значит, ты един со всей страной, со своим президентом. Сама я перед ним преклоняюсь, и это не пустые слова, ведь именно с приходом Владимира Путина кардинально изменилось отношение к спорту.

Помню, в 2002 году меня включили в только что созданный совет при Президенте по вопросам спорта. На встрече, проходившей в Екатерининском зале Кремлевского дворца, я сидела рядом с Вячеславом Фетисовым (тогда – главой Госкомспорта, – прим. А. А.) и Владимиром Путиным. Когда основные вопросы обсудили, решила высказаться. К тому времени за завоеванные медали начали выплачивать первые стипендии олимпийцам. Но не паралимпийцам! Я напомнила, что есть в стране и такие спортсмены: в нашу честь тоже поднимают флаги, мы выигрываем медали. Так почему же стипендий нет для нас? Владимир Владимирович повернулся к Фетисову и говорит: «А ведь она права. Чтобы до конца года вопрос решили». Конечно, выступая, я вся дрожала, а когда вышли из зала, Фетисов прикрикнул: «Баталова! Убью тебя!». И все же позже на одной из таких встреч я опять обратилась к Путину: спросила, сколько мне еще надо взять медалей, чтобы, наконец, получить стипендию. В то время у меня их было более десяти, и вознаграждение не давали, олимпийцам же платили за каждую. С тех пор отношение к нам стало меняться, и ситуация со стипендиями исправилась.

-8

Помимо всего перечисленного, вы основали общественный фонд «Молодость нации», призванный сделать доступнее спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году он отмечает свою первую круглую дату – 10 лет. Благодаря ему в стране зажглись новые спортивные звезды…

– Это, например, пловцы: и Богдан Мозговой, выигравший золото на Паралимпийских играх в Токио, и Аделина Разетдинова, взявшая бронзу, и серебряная медалистка Анна Крившина. Всего более десяти спортсменов. Конечно, я горжусь такими результатами. В свое время мы помогали выезжать им на соревнования.

Вообще, фонд постоянно выигрывает президентские гранты, реализуем по два в год. Среди проектов – занятия семейным плаванием для детей с ОВЗ «Папа, мама, я –здоровая семья», «Настольный теннис для слепых». Все больше ребят, в том числе детсадовцев, привлекает наш ежегодный межрайонный легкоатлетический кросс «Легенда спорта».

А еще есть такой красивый проект, как «Подарите нам крылья», по организации занятий танцами на колясках. Наши дети готовились семь месяцев, в мае выступили в Санкт-Петербурге и получили отличные отзывы. А как стоя аплодировал зал, когда на балу выпускников танцевали ребята из уфимской коррекционной школы-интерната №13! Мы ведь им приобрели шикарные костюмы. Каждый по 30 – 35 тысяч рублей, сама бы школа их купить не смогла. Когда дети выходят в таких на сцену, они буквально расцветают – эти моменты бесценны.

-9

– Несколько лет назад в одном из своих интервью вы говорили, что мечтаете оснастить спортивным оборудованием и инвентарем все 36 коррекционных школ республики. Эта мечта сбылась?

– Да, каждой из школ из общественного фонда было направлено по 100 тысяч рублей, и сейчас мы уже выделяем средства по второму кругу. Притом обязательно учитываем потребности учреждений: кому-то приобретаем лыжи, кому-то лыжные ботинки, столы для тенниса…

Сегодня у меня другие мечты. Хочу, чтобы все больше взрослых привлекали к спорту своих детей, а дети – родителей. Семья – это главное. Если она тебя поддерживает, то и результаты будут. И наоборот, если в семье разлад и скандалы, даже способный ребенок не сможет раскрыться. Еще хочу, чтобы больше тренеров помогали ребятам с ОВЗ заниматься адаптивным спортом, сейчас их не хватает. Ну и, конечно, самое важное сегодня – мирное небо над головой.

-10

К слову об этом. Как изменилась ваша жизнь после 24 февраля?

– Сюрпризом специальная операция на Украине не стала. Все-таки обстановка нагнеталась на протяжении восьми лет, и решение Президента я поддерживаю. Что касается того, как ситуация затронула лично меня, после отстранения наших паралимпийцев от зимних игр в Пекине, когда я много высказывалась по этому поводу, в том числе на телевидении, против меня развернули большую телефонную атаку. Из Украины, Великобритании, США, некоторых других недружественных стран поступало по 70 – 80 звонков в день. Мне говорили жуткие оскорбительные вещи. Писали отвратительные сообщения, например: «Ну что, твои инвалиды приехали без медалей?»… Это был какой-то ужас! Никому не отвечала, не опускалась до их уровня. Все же я человек спорта и из колеи меня выбить не так-то просто.

-11

Как планируется отстаивать интересы наших паралимпийцев в свете последних событий? И рассматривает ли кто-то из них возможность выступать в будущем под нейтральным флагом?

– Наша задача – и впредь проводить в России международные альтернативные игры и другие масштабные соревнования. Думаю, нам еще завидовать будут! Ну и в целом, надо, чтобы спортсмены больше выступали дома. Раньше они делали это не так часто. Пусть дети с ограниченными возможностями здоровья видят, чего добиваются паралимпийцы. Пусть поймут, что возможно реализовать себя в спорте. Для таких ребят это крайне важно, ведь сфер, где они способны себя показать, не так много. Сами же российские паралимпийцы из-за отстранения от игр в Пекине духом не падают, настроены бить рекорды. И мы пока не видим среди них никого, кто намерен выступать под белым флагом.

-12

Поговорим о другой Риме Баталовой. Вот вы приходите домой…

– И забываю, кто я за его пределами, – тут я бабушка. Когда выпадает возможность, с радостью провожу время со своими внучками: Варваре шесть лет, Анастасии 30 июля исполнится восемь. Играем в спортивные игры, гуляем. С ними я тоже всегда в движении.

-13

– А внучки уже занимаются спортом? Проявляют интерес к какому-то определенному виду?

– Одна из них участвовала в последнем легкоатлетическом кроссе «Легенда спорта» и обогнала всех детей. Увлекаются девочки и спортивными танцами, начали ходить в музыкальную школу. Но, наверное, пока рановато говорить о выборе одного конкретного направления, на котором бы они хотели сосредоточиться.

В свое время дочь проявляла способности в спорте. Думаю, если бы я тогда настояла, из нее бы получилась хорошая спортсменка. Но я не стала. По собственному опыту могу сказать: профессиональный спорт – это тяжело.

-14

Почему?

– Если хочешь добиться успеха, за него потребуется отдать все. Ты элементарно не увидишь той жизни, которую ведут сверстники: они идут в кино, а у тебя – жесткий график, от которого ни на шаг нельзя отступать. Если станешь пропускать занятия, на финише не хватит долей секунд – и ты уже не будешь чемпионом. А стал чемпионом, только спускаешься с пьедестала и понимаешь: на него уже новая очередь – и все начинается сначала. Быть победителем – огромная ответственность. Завоевал золото, и все вокруг ждут от тебя лишь его. Серебро и бронза не принимаются. За твоим режимом постоянно следят тренеры. Но, конечно, это закаляет. Приобретенные в спорте выдержка и терпение очень помогают мне в политике и обычной жизни.

-15

– Раньше вы всегда возили с собой на соревнования талисман. А сейчас такой есть?

– Да, и он постоянно с собой. Но какой… не скажу.

-16

Думаю, не будет преувеличением отметить, что ваша жизнь служит примером для миллионов россиян, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Что можете посоветовать людям, в жизни которых произошла трагедия – они внезапно стали инвалидами? Как не пасть духом? В чем, в ком, как искать опору?

– Смотрите на меня, на нас, паралимпийцев. Мы тоже это пережили. Конечно, очень важно, чтобы в такие трудные моменты рядом были люди, которые протянут руку помощи. В нашем сегодняшнем разговоре я часто отмечала значимость семьи. Для человека это действительно главная опора. Семья должна поддержать, обеспечить надежный тыл, такой, чтобы в кругу близких людей можно было и порадоваться, и поплакать. Думаете, я не плачу? Иногда рыдаю, но только дома, среди родных.

-17

Что бы ни произошло, не стоит унывать, закрываться, уходить в себя. Есть жизнь и на «этой стороне». Могу заверить, что во времена моей юности человеку с ОВЗ было гораздо сложнее. На нас смотрели, как на людей второго сорта. Нам даже говорили: «Да ладно, инвалиды, скажите спасибо, что вообще выезжаете на какие-то соревнования». Я долго доказывала, что мы равные среди равных. Пришлось пробивать головой стену, но ситуацию все же переломили, общественное сознание меняется. Сейчас даже детские соревнования организуют инклюзивные, наполовину со здоровыми ребятами. Ребенок, участвовавший в них, никогда не станет показывать пальцем на человека с ОВЗ или называть его калекой. В сфере строительства со временем изменили нормы, учитывающие интересы людей с ограниченными возможностями здоровья. Главное – не падать духом.

Беседовала Арина АСТАФЬЕВА