Найти тему
Дарья Хохлова

Одежды для славы и благолепия

Облачение епископа на богослужении. Фото из открытых Интернет-источников
Облачение епископа на богослужении. Фото из открытых Интернет-источников

В церкви всё символично, всё наполнено смыслом. Здесь нет ничего случайного и напрасного. У храма свой устав, своё богослужебное расписание. Даже у песнопений, в которых нет ни одного пустого звука, есть свой определённый порядок. Здесь церковно- и священнослужители выглядят именно так, как выглядят. Почему? Зачем? Понятно, здесь всё так, как и должно быть. Но всё-таки…. В этом непростом вопросе помогла разобраться ризничая Елена Владимировна Яновская.

Элементарные вещи

В Священном Писании зарождению и истории развития богослужебных облачений отведена не одна строка. Но особый интерес представляет следующее ветхозаветное высказывание: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия (Исх. 28, 2; 31, 10). Одеяние первого еврейского первосвященника Аарона послужило прообразом облачения православного духовенства. «Современный» вид богослужебных одежд – своеобразный итог сменяющих друг друга времён, а вместе с ними и представлений о священных одеждах, подкреплённый традицией.

Чтобы уверенно и свободно ориентироваться в данной теме, нужно знать всего ничего – элементарные вещи. Так считает Елена Владимировна. «Для начала стоит сказать, какие облачения вообще существуют, как называются и из чего состоят. Особое внимание следует обратить на то, из чего состоят», - говорит ризничая.

Трём степеням священства, к которым относят епископов, священников и диаконов, соответствует определённый тип облачения. Таким образом, священные одежды делят на диаконские, иерейские и архиерейские.

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

«Облачение диакона составляют стихарь, орарь и поручи», – рассказывает Елена Владимировна. Мы, кажется, условились, что поговорим об элементарных вещах…. А первая трудность не заставила себя ждать. Названия. По ним несколько сложно догадаться, как собственно выглядит тот элемент облачения, о котором идёт речь. Здесь без наглядных примеров не обойтись. Елена Владимировна оглядывает многоцветный идеальный ряд, в котором висят облачения, и извлекает прямую, длинную золотистую одежду с широкими рукавами. Так выглядит стихарь, который также полагается иподиаконам и даже псаломщикам и мирянам, прислуживающим в храме. Интересно, что стихарь знаменует чистоту души, присущую лицам священного сана. Поверх стихаря на левом плече диакон носит широкую ленту – орарь и символизирует Божию благодать, данную в таинстве Священства. А за усердное служение может быть положена награда – двойной орарь. Примечательно, что без ораря диакон не может участвовать в богослужении. Последней составляющей диаконского облачения являются поручи – узкие нарукавники со шнурками, напоминающие, что священнослужители совершают Таинства Божией силой. Немаловажно, что поручи символизируют узы на руках претерпевающего страдания Иисуса Христа.

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

«Облачение иерея отличается от диаконского», – продолжает Елена Владимировна. Например, стихарь для священника и епископа - нижнее одеяние, поверх которого надевают ризу. Отсюда название – подризник. В отличие от стихаря, он изготовлен из тонкой белой ткани, и имеет узкие рукава со шнуровкой. Прообразом подризника является хитон – земная одежда Спасителя.

«Сложенный вдвое орарь, огибающий шею и спускающийся спереди вниз, образует епитрахиль, которая означает двойную благодать, подаваемую священникам для совершения Таинств», – объясняет Елена Владимировна, добавляя, что епитрахиль является неотъемлемой частью иерейского облачения.

Готовность служить Господу, Божественную силу, укрепляющую духовенство, означает пояс, символизирующий полотно, в котором был Иисус Христос при омовении ног Своих учеников на Тайной Вечере. Ещё одна часть облачения иерея – фелонь (риза), поверх которой носят наперсный крест. Ризничая Елена показывает эту длинную, широкую, без рукавов, одежду, напоминающую о багрянице Спасителя. Фелонь называют одеждой правды, которую носят священники как служители Христовым.

«Обратите внимание вот на эти галуны», – ризничая указывает на ленты, которыми расшита фелонь. Казалось бы, ну, ленты и ленты? «Они символически изображают потоки крови, которые стекали по одежде Христа», – делится интересной и в тоже время пугающей подробностью ризничая.

Иногда на правом бедре у иерея можно увидеть четырёхугольный плат на ленте через плечо – набедренник. Он означает Четвероевангелие, что соответствует понятию меча духовного – слова Божия.

От земного к небесному

Священные одежды епископа схожи с иерейскими, они включают в себя: подсаккосник, епитрахиль, пояс, поручи и наперсный крест. Главное отличие – замена ризы саккосом, а набедренника палицей – наградой, знаменующей духовное оружие для борьбы с неверием и нечестием.

Архиерейское облачение. Фото из открытых Интернет-источников
Архиерейское облачение. Фото из открытых Интернет-источников

Верхняя одежда архиерея – саккос – напоминает укороченный стихарь. Он, как и риза, являет собой багряницу Спасителя. Исключительная принадлежность епископа – омофор, без которого он не может приступать к богослужению. Греческое слово омофор означает наплечник. Эта длинная широкая лента, украшенная крестами, и помещающаяся на плечах поверх саккоса, напоминает архиерею о спасении заблудших. Священнослужитель уподобляется евангельскому пастырю, отыскавшему пропавшую овцу, и несущему её домой на своих плечах. Омофор свидетельствует, что епископ в Церкви является образом Христа, искупившего подвигом грехи человечества, и что он наделён особой полнотой Божественной благодати и силы.

Во время торжественных процессий и церемоний при входе в храм архиерей облачён в мантию фиолетового цвета. На ней нашиты скрижали – четырёхугольные платы с изображениями крестов и икон. Платы означают Ветхий и Новый Заветы, из которых архиерей черпает мудрость в поучении Церкви, так как он – Её учитель. Учительную благодать, происходящую из Священного Писания, символически изображают на мантии источники (струи) – длинные ленты, нашитые в три ряда. Источники также напоминают о сугубой благодати Пресвятой Троицы, окружающей епископа.

«Помимо наперсного креста архиерей носит панагию – небольшой круглый образ Божией Матери», – говорит Елена Владимировна, добавляя, что панагия значит «Всесвятая» и, что образ обычно украшают цветными камнями.

Во время богослужения епископ в знак высшей пастырской власти использует жезл или посох, к которому крепится кусок ткани – сулок. Известно, что сулок стал необходим из-за русских морозов. Отсюда и использование ткани, состоящей из двух платков. Нижний предохраняет от холодного посоха, а верхний – от морозного воздуха. На службе под ноги архипастырю подкладывают орлецы - круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы указывают епископу, что он должен, подобно орлу, устремляться от земного к небесному.

Всему голова

К наградам, вручаемым духовенству, кроме набедренника и палицы, относятся ещё и головные уборы – скуфья и камилавка.

У епископов и монахов повседневным головным убором, в котором они совершают некоторые богослужения, является «шлем спасения» и «покрывало послушания» – клобук, состоящий из камилавки и «намётки» – чёрного покрывала, заканчивающегося тремя широкими лентами, ниспадающими на спину. Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три ленты, знаменует Троическую благодать, покрывающую помыслы монаха.

Принадлежностью богослужебного облачения архиереев и архимандритов является митра – украшенный иконами и цветными камнями головной убор, увенчивающийся маленьким крестом. Митра символизирует терновый венец, который был возложен на голову Иисуса Христа. В исключительных случаях правящий архиерей дает благословение надевать митру протоиереям, которых впоследствии называют митрофорными.

Рабочие моменты

Священные одежды – необходимый и незаменимый атрибут богослужения. Однако их не купить в любом магазине и даже не заказать в ателье. Поэтому для создания облачений и надлежащего ухода за ними существуют специальные пошивочные и ризничные. Но и здесь не всё так просто. Церковные ткани тоже не в свободном доступе. Елена Владимировна рассказывает, что за ними приходится ездить в село Рахманово Московской области. Материал закупают на предприятии, которое ведёт своё летоисчисление с 1865 года. Мануфактура, а ныне ЗАО «Рахмановский шёлковый комбинат», открывшаяся ещё в позапрошлом веке, специализируется на производстве парчи, шёлка и подкладки с символикой православия.

-6

«Создание облачения – трудоёмкий и бесконечный процесс», - смеясь, отвечает Елена Владимировна. По её словам на работу уходит от четырёх дней до двух недель, а по нормам раскроя – от трёх до семи метров ткани, в зависимости, какое облачение шьют.

Да будет цвет

К основным цветам богослужений относят белый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и чёрный. Каждый из них соответствует значению празднуемого дня. И благодаря такой церковной символике в «гардеробе» священника должно быть облачение всех цветов.

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, в дни памяти пророков, апостолов, святителей и в воскресные дни цвет облачений золотой (жёлтый) – царский. Ведь Христос – Царь Славы, а служители свидетельствуют о Его присутствии в храме.

Голубой и белый цвета обозначают чистоту, непорочность, поэтому используются в праздники в честь Пресвятой Богородицы, ангельских сил, в дни памяти святых дев и девственников.

В праздники и дни памяти Креста господня цвет облачений фиолетовый или тёмно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя. Красный цвет облачений соответствует дням памяти мучеников, в знак пролитой ими крови за веру Христову.

В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых облачения священников зелёного цвета – цвета жизни обновляемой, вечной.

Постами облачения бывают тёмных цветов. Чёрный цвет используется во время Великого поста. А погребение совершают в белых одеждах, так как для христианина смерть – переход в иной мир. При этом испрашивают упокоение со святыми, облачёнными в белые ризы. Также белый цвет принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, преображения и Вознесения Господня, так как он означает несозданный божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

Примечательно, что Праздник Праздников – Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. А облачения красного цвета используются во время литургии Светлого Христова Воскресения и на всех богослужениях сорокадневного пасхального периода, ведь в данном случае красный цвет – символ всепобеждающей Божественной Любви.

2013г.