“Нарисуйте Жириновского!”
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина столкнулась, пожалуй, с самым необычным предложением в ее жизни. От нее ждут ответа на призыв руководителей ЛДПР. Представители партии на встрече с Набиуллиной призвали ее организовать выпуск банкнот с портретом Владимира Жириновского.
Либерал-демократы хотят, чтобы эти деньги напоминали россиянам об их скончавшемся партийном лидере. И как они заявили Набиуллиной:
“Надо увековечить этого великого человека”.
В соцсетях после этой встречи стали писать, что к портрету Жириновского на деньгах можно было бы добавить и одно из его ярких высказываний. Например, что он хотел бы еще долго оставаться в политике и в повседневной жизни россиян:
“До самый смерти буду участвовать… Даже с кладбища буду участвовать, еще и оттуда буду давать вам сигналы”.
Другое предложение – что на деньгах было бы уместно разместить совет Жириновского о способах приумножения денег в стране:
“Мы могли бы продать мумию Ленина. Покупатели найдутся: Китай, Вьетнам или какой-нибудь коммунист. С продажи мумии бюджет может получить огромные деньги”.
В соцсетях идею выпустить деньги с портретом Жириновского называли экстравагантной и необычной – но на самом деле мир видел и значительно более необычные деньги.
Например, можно вспомнить деньги, которые несколько лет назад были выпущены в Колумбии.
Там на купюре поместили портрет Сталина. Так власти Колумбии решили вспомнить о Второй мировой войне, и выпустили деньги с портретами лидеров воевавших тогда государств.
Вспоминаются еще канадские доллары с портретом британской королевы Елизаветы II.
Это единственный случай, когда Елизавету изобразили на деньгах восьмилетней принцессой, еще только будущей королевой.
А в России можно найти деньги с изображением Владимира Путина. Портрет президента был напечатано на купюрах, которые выпустили в питерском союзе казаков “Ирбис”.
Эти деньги привязали к рублю, и руководители Союза решили выдавать ими зарплату своим сотрудникам. Атаман Андрей Поляков обрисовал и другие варианты:
“Они смогут купить продукты на казачьем хуторе, проехать на казачьем такси и постричься в православной парикмахерской общества”.
Впрочем, в питерских соцсетях тогда то ли всерьез, то ли в насмешку появились заявления, что такие деньги – это кощунство, и авторы этих постов так перефразировали известное стихотворение Евтушенко о советских купюрах с профилем Ленина:
“Я не знаю как это сделать,
Но прошу товарищ ЦК:
Уберите Путина с денег –
Так цена его высока”.
Подобные инициативы по изготовлению местных денег были широко распространены в России за сто лет до проекта питерских казаков – во времена гражданской войны. Наиболее ярким примером была денежная система в республике анархистов на территории Украины во главе с батькой Махно.
Махновцы на своих территориях признавали все существующие тогда деньги - и царские купюры, и советские рубли, и украинский карбованцы. На всех этих деньгах они просто делали свои отпечатки – например:
“Гоп, кума, не журись,
У Махно гроши завелись”.
Такие деньги щедро раздавались населению. Например, когда отряды Махно занимали какой-нибудь город, они в соответствии с идеями анархизма прежде всего освобождали всех заключенных из местных тюрем – и вот каждому выдавали бутылку водки и сто рублей или карбованцев с махновский надпечаткой.
На некоторых вариантах этих надпечаток можно было видеть и портрет сомого Махно. Это, видимо, для того, чтобы население не забывало своего благодетеля.
Примерно в те же времена местные деньги получили широкое хождение и в Германии. И на них можно было встретить самые удивительные вещи: портреты местных знаменитостей, жанровые сценки, изображения сказочных животных и даже черепа.
Вот так в разных странах экспериментировали с дизайном денег. Наиболее распространенным явлением были портреты правителей - а вот на французских банкнотах, например, рисовали римских богов: Меркурия, Цереру и других.
И в каком-то смысле именно для изображения богов деньги подходят лучше всего– потому что именно деньги обладают совершенно особенной магией. Вот как описывал это Хорхе Луис Борхес в своей повести “Заир”:
“Нет на свете вещи, менее материальной, нежели деньги, ибо они на деле представляют собой целый набор всевозможных вариантов будущего. Деньги абстрактны, деньги – это то, что будет. Они могут стать загородной поездкой, а могут музыкой Брамса, могут обратиться картой, а могут – шахматами или чашкой кофе…”