Найти тему
СИБУР

Дашборд: визуализируй, чтобы зарабатывать

Оглавление

Волатильные рынки. Аналитика для ценообразования занимает от дня до недели. Данные вводятся вручную. Поиск заказчиков, рынков сбыта и альтернативных логистических маршрутов затягивается, а бизнес стоит.

В общем, это все не про СИБУР.

Цифровые технологии настолько ускорили процессы, что по итогам 2021 года экономический эффект только от визуализации больших данных в компании составил более 500 миллионов рублей. Например, дашборды с инструментами динамического ценообразования обновляются несколько раз в день, реагируя на колебания переменных. Они наглядно демонстрируют не только кому продавать и как организовать логистику, но и как вести производство.

На связи СИБУР, подписывайтесь на наш канал, и сегодня мы говорим про дашборды.

Аналитика аналитики

Дашборд (dashboard) — если буквально, это приборная панель, на которую выводится любое число необходимых вам данных. Штука эта интерактивная, глубоко и всесторонне настраиваемая: можете поменять интерфейс, цвет визуализации, подтянуть новую информацию, детализировать ее, посмотреть на цепочки — в общем, что хотите, то и делайте.

В этом заключается и одна из проблем дашбордов. В нашей жизни их столько, что только успевай (конечно, мало кто успевает в полной мере) обрабатывать красиво визуализированную, анимированную интерактивную информацию. И нужно еще принять на основе этой информации верное решение.

Да, циферблат тоже можно считать дашбордом. Да и наша история — она в первую очередь о времени.
Да, циферблат тоже можно считать дашбордом. Да и наша история — она в первую очередь о времени.

Аналогичная ситуация и в бизнесе/производстве. Наверняка и вы сталкивались с ситуацией, когда в компании хотят «поскорее сделать дашборд», «автоматизировать сбор информации», «этот график не в цветах нашего брендбука» и прочими сомнительными проявлениями корпоративной цифровизации. А ведь подобные подходы могут привести к целому ряду проблем:

  • Внедрение красивых дашбордов ничего не изменит: вы потратите время и ресурсы, а на принятии решений, менеджменте, производстве и сбыте это никак не скажется.
  • Сделанные на скорую руку дашборды могут оказаться не просто неэффективными, но и нанести вред: «отвалится» какой-нибудь блок с информацией — примете неверное решение.
  • Дашборды, сделанные без активного участия самого бизнеса и без проработки процессов, могут представлять угрозу информационной безопасности, потому что кто-то забыл ограничить круг лиц для доступа к особо важной панели.
  • Наконец, может получиться так, что даже дельная цифровая панель не сможет отвечать всем требованиям бизнеса, потому что «создали ее айтишники, а они не в теме», и в итоге получилось «ненативно». Такой дашборд не сможет заменить старый подход и попросту не приживется.

Целесообразность — ключевой момент для разработки дашбордов. В СИБУРе, как лидере цифровой трансформации, например, нет отдела разработки, куда приходит бизнес с требованием «визуализируйте это». Ведь бизнес может не понимать программистов, а программисты могут не понимать бизнес. Поэтому в компании действует кросс-функциональный подход.

Как это работает?

Электра? Электро!

В СИБУРе любой IT-проект давно не рассматривается как что-то отдельное, это всегда составная часть крупной задачи. Разработка неотделима от бизнес-процесса: в проектной команде наравне с разработчиками всегда трудятся маркетологи, специалисты по продажам, технологи, бизнес-аналитики. В результате и программист, и аналитик работают не как внутренние подрядчики и «винтики» профильного отдела, а как внутренние консультанты проектной команды, которые постоянно и глубоко погружены в то, что происходит.
Александр Крот, руководитель по развитию аналитических продуктов и сервисов СИБУР Диджитал. «РБК Тренды», «Как дашборды помогают бизнесу расти и быть эффективнее», май 2022 года

Так что и к созданию дашбордов, продолжает Александр, в компании подходят не со стороны IT, а со стороны процесса.

  • Сперва специалисты досконально изучают весь подлежащий дашбордизации процесс и максимально его оптимизируют.
  • Затем они описывают все составные части процесса и выясняют, на каких этапах для принятия решения требуются данные.
  • После этого определяют будущих пользователей дашборда и изучают их реальные потребности.
  • И только потом мы переходим к работе с данными: узнаем, какие конкретно нужны, насколько они точны и согласованы. Ну и достаточно ли их вообще.

Виды электронных документов

Когда не надо собирать данные вручную.
Когда не надо собирать данные вручную.

Дашбордам мы посвящаем целый цикл материалов на «Хабре» на нашей страничке «Цифровой СИБУР». Переходите, читайте, подписывайтесь — тут у нас все о цифровизации промышленности, диджитализации производства, автоматизации, промышленных революциях, истории энергоресурсов и нефтегазохимии. Словом, тяжелый диджитал — да легким языком от лидера цифровой трансформации промышленности.

К примеру, недавно мы рассказали, как делаем дашборды для закупок и производства — и как делаем их для департамента логистики, вплоть до технических мелочей. Так что если тема интересна — рекомендуем.

«Купить/в Москве/интернет/недорого», или Как мы визуализировали закупки

Закупщик должен быстро и точно понимать, что происходит с его заявкой/закупкой и что конкретно ему нужно сейчас делать. Без вот этих вот «открой седьмую вкладку в Excel и перейди на строчку 665 в столбец H» и необходимости запрашивать данные.

Для этого мы собираем около 35 различных метрик. Данные стекаются в «Озеро данных». Оттуда они собираются для дашбордов, построенных каскадом. То есть любую метрику можно детализировать: рассмотреть подробнее и «провалиться» на уровень ниже.

Впрочем, для любителей режима «Стальная воля», Nightmare и Permadeath у нас всегда есть кнопочка «Выгрузить в Excel».

Исполнительное производство, или Информация об эффективности завода со скоростью чашечки кофе

Смена на заводе начинается в восемь утра и длится 12 часов. Начальник смены должен передать ее следующему начальнику: показать, что удалось или нет, по каким метрикам, чтобы новый руководитель мог очень быстро понять свои задачи на день.

А теперь представьте это в Excel.
А теперь представьте это в Excel.

Так это работает в СИБУРе. (Так и хочется добавить: в цифровом СИБУРе, а поскольку хочется — добавим.) Причем пришли мы к этому не сразу. Год назад у нас была всего одна версия дашборда, находящаяся в стадии финализации. И вот когда мы ее почти «допилили», заказчик понял, что основным бизнес-пользователям такой вариант не подходит: количество метрик и их детализация не отвечают задачам.

Так что мы, вернувшись на этап опроса коллег, создаем сразу четыре дашборда. Первый в каскаде — дашборд начальника смены, второй — начальника производства, затем главного инженера, и так до человека, который «отвечает за производство всего СИБУРа».

Что тут важно, так это масштаб. У нас несколько десятков предприятий с разными видами производства. Общие метрики — KPI для всей компании — это экология, минимум травматичности, безопасность. Они прикреплены как раз к дашборду начальника смены и собраны в четырех направлениях: совершенствование системы охраны труда, достижение целей уровня безопасности, обеспечение компетентности, технологические дисциплины (максимальная производительность, минимизация потерь, выполнение производственного плана).

Каждый наш завод уникален и хорош собой. И о каждом нужно собирать информацию. На фото, кстати, красавец Казаньоргсинтез.
Каждый наш завод уникален и хорош собой. И о каждом нужно собирать информацию. На фото, кстати, красавец Казаньоргсинтез.

Получается не просто аналитический инструмент, но и цифровой помощник для принятия решений: у начальника смены есть показатели травматизма, своевременности выполнения поручений, экологические показатели по водопотреблению и выбросам CO2.

Добиться этого удалось благодаря самым современным технологиям. Мы не управляем людьми, мы управляем оборудованием. Поэтому оно у нас обвешано огромным количеством датчиков для сбора информации.

Подробнее об этом мы рассказывали сразу в нескольких материалах.

Как пройти в библиотеку, или Цифровая логистическая кампания

Наверное, не самый очевидный момент, но логистика — неотъемлемая и важная часть клиентского сервиса. Так что и дашборд для нее должен не только помогать сокращать затраты на транспортировку, но и обеспечивать соответствующее качество обслуживания клиентов и партнеров СИБУРа.

Удобство пользования таким инструментом — один из главных моментов. Потому что пользователей невероятно много и все они разные: управленческий персонал конкретного склада, диспетчерский центр компании, директор по логистике, курирующие члены правления. Все со своими уровнями доступа и запросами.

Поэтому у нас есть три взаимодополняющие группы дашбордов по предназначению: тактический монитор для менеджеров среднего и высшего уровня, операционный инструмент для текущей поддержки линейной деятельности и факторный анализ для выявления причин отклонений ключевых показателей от плановых значений.

Дашборды делятся на три смысловых блока — автомобильная, складская и мультимодальная морская логистика.

Склад — неотъемлемое звено логистической цепочки.
Склад — неотъемлемое звено логистической цепочки.

Как результат — дашборды в итоге выдают предельно конкретные рекомендации, как действовать пользователю. Какую вместимость законтрактовать на каждом из складов? Как эффективно и наименее затратно распределить объемы по другим складам? По каким направлениям предоставляемый уровень сервиса, например услуга срочной доставки, приносит дополнительную прибыль? На какие направления нужно срочно привлечь больше транспорта для выполнения уровня сервиса?

Все эти моменты заранее прорабатываются с экспертами: исходя из сценариев принятия решений проектируется и UI/UX-дашборд. И если раньше на расследование причин превышения бюджета уходило несколько часов, то теперь — не больше минуты.

Итого — ого сколько!

Упомянутая экономия времени — это главное преимущество дашбордов. Если в логистике на самостоятельный сбор данных уходило несколько часов, то в производстве — в лучшем случае полдня. А таких производств десятки. Меньше трудоемкость — прозрачнее процессы и выше эффективность. Наконец, внедрение дашбордов дико интересно своим влиянием на внутренние процессы компании. Мы избавились от парадигмы «заказчик — исполнитель», добавив исполнителя в процесс. Мы можем сами изобретать и добавлять новые метрики. Это творческий и по-настоящему захватывающий процесс разработки, объединяющий людей величиной вызова.

Кстати, о людях, или Как вступить в ряды цифровых революционеров

Подобная работа — это одновременно и очень сложно, и очень интересно. У нас очень высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, постоянно возникают новые вызовы (как, например, с дашбордом для производства, когда мы перезапустили работы, но и результат оказался лучше в разы).

Приходя в СИБУР, программист попадает не просто в отдел программистов, а именно в проектную команду. Там он изучает все процессы, отвечая за свою часть реализации проекта. Дедлайны, разумеется, есть, а вот чего нет — так это микроменеджмента. Никто не будет через твое плечо комментировать, что ты медленно пишешь код, — ты owner собственного процесса и своих задач, был бы результат.

Чем выше твой уровень, тем круче твоя суровость.
Чем выше твой уровень, тем круче твоя суровость.

А компания всегда придет на помощь, чтобы получить новые компетенции. И внутри команды подскажем, и на курсы корпоративного университета отправим. Там, кстати, все описывают очень конкретно: про ту же логистику не об индустрии в целом говорим, а именно как у нас все устроено.

А недавно, например, мы запустили новый спецпроект «Выживут (не) только айтишники», где делимся кейсами успешных переходов из самых разных отраслей в IT, а также абсолютно бесплатно рассказываем, что для этого нужно.

Понравилась статья? Подписывайся на наш канал, ставь 👍, и мы напишем о роботах на заводах, как всегда, в лучшем и электронном виде.

-7

#СИБУР #Технологии #Цифровизация #Дашборд #Трансформация #HeavyDigital #Аналитика