На сотнях тысячах телеэкранов до сегодняшнего дня, 31 декабря идёт фильм "Ирония судьбы, или с лёгким паром". Все знают ироничные переплетения судьб героев наизусть, но давайте попробуем взглянуть на характеры, полюбившиеся всем, въевшиеся в душу, трезвым, «психологическим взглядом».
Причем самым трудным в этом будет вынесение за рамки обсуждения талантов, реального успеха, внешности актеров, которые играли в фильме. Навряд ли бы картина имела такой грандиозный успех по всей стране без их филигранной работы в известных ролях. Просто представьте, если бы эта история произошла с обыкновенной учительницей и обыкновенным хирургом.
Итак. Главный персонаж - Женя Лукашин, средний мужчина среднего возраста, который ничего не имеет против проживания с мамой в одной квартире (что само по себе не преступление!), а также исповедоваться ей в своих любовных похождениях.
Каждая женщина встречала на своем пути вот таких среднестатистических мужиков, которые к 35-36 годам хороши только тем, что не женаты. Ответьте сами себе на вопрос, насколько привлекательным для вас был бы такой ухажер? Добавьте к этому его робость, нерешительность, мягкотелость, слепую преданность матери, пьющих без меры друзей и несомненные проблемы с алкоголем у него самого. Что бы вы сказали? Покажи вам такого «героя», вы вряд ли выбрали бы его своим принцем.
Но почему-то он запал в душу своей невесте Гале. Вероятно, именно по причине своего холостого положения, а также ее любви к контролю и доминантной позиции. Но об этом позже.
Главная проблема нашего героя ( и еще половины населения страны) - это отсутствие сепарации. То есть здорового, зрелого отделения от своей матери и выстраивания собственной жизни. Часто можно наблюдать, как "маменькины сынки», взрослея, заменяют маме мужа. Неосознанно, конечно, но жертвуют возможным партнерством с женщиной, чтобы мама не осталась одна и не почувствовала горечь одиночества и разочарования.
Естественно, на такого мужчину может «охотиться» тоже не вполне зрелая женщина.
Плавно перейдем к Гале. Молодая, с виду знающая себе цену и целенаправленная женщина оказалась в непростых отношениях с самым занудным и посредственным человеком. Возможно, социальный статус, интерес к ней и пассивный склад личности сделали бы его послушным и примерным мужем, но вероятнее всего, алкоголиком. Двух доминантных женщин рядом с собой: маму и жену, герой бы не выдержал.
Что касается Гали, то скорее всего, она плохо знает и не ценит себя как женщину. В некоторых случаях ( хотя в фильме общих сцен было не много) женщина со здоровой самооценкой уже десять раз бы плюнула на такого мужика, который предложение внятно не может сделать, зато сдабривает свой рассказ историями своих прошлых отношений. Однако, Галя мученически терпит и ждет, когда наконец ее жертвенная позиция принесет свои плоды.
Кстати, в коллективном бессознательном есть множество убеждений, что жертвенность женщине к лицу. Стоит вспомнить сказку «Морозко», когда главная героиня стоически терпела холод и врала в лицо Морозу про то, что ей тепло. Это было «правильно». За что в сказке она была щедро одарена. А вот ее сестрица за то, что ответила по-человечески: «Ты что, старый? Сдурел?», получила «по заслугам» за свое неумение терпеть страдания молча и безропотно.
Так что Галя, как особый собирательный образ жертвенности, абсолютно на своем месте в этой картине. И, возможно, раз в который раз женщины, пересматривая этот фильм, сочувствуют брошенной в Москве красавице.
Вспомним про Ипполита. (единственный нормальный и относительно психологически здоровый человек). Его персонаж предстает перед нами страшно ревнивым и гневным. Несмотря на то, что по-человечески его реакцию можно понять, но между строк каждый зритель понимает, что просто невеста его не любит. Оттого он так злиться и безумствует.
Их отношения построены по простой системе компромиссов: он соглашается скрасить ее женское одиночество (ни о какой любви там и речи нет), а она соглашается не замечать его возраст и все ту же несостоятельность в личном плане. Зато миру можно явить вполне благопристойную картину. Не стыдно ни перед коллегами, ни перед подругами. Если бы эти герои создали бы семью, то такой брак в психологии называется функциональным. Внутри семьи отношения сугубо формальные, иногда даже теплые, но они далеки от подлинной наполняющей близости, которую люди могут создавать друг с другом.
Ну и перейдем к Наде. Ее ситуация зеркальна с главным героем. Так же она не отделена от матери психологически. Я не говорю, что каждый взрослый человек, живущий с родителями, - это обязательно тот, чья зрелость порушена. Вместе с тем, сепарация - это сложный психологический процесс, который кстати, в нашей культуре не приветствуется. Родители живут для своих детей, демонстрируя им модель того, что собственную жизнь можно разрушать в угоду кому-то. Такие дети вырастают с жутким чувством вины и долга, а потому вместо зрелой, осмысленной жизни, ублажают стареющих родителей и живут уже для своих детей. Никто не живет для себя, реализуя свою задачу. Такой вот порочный круг.
И любимая героиня любимого фильма не исключение. Если вспомнить ее личную историю - то это продолжительный роман с женатым человеком. Очень удобно, кстати, если наличие личной жизни надо симулировать. Это позволяет контролировать дистанцию, никогда не сближаться, а значит, сохранять единственную прочную привязанность со своей матерью.
В мужчинах она, надо сказать, не разборчива: женатый любовник, стареющий жених и пьяный в дрова неизвестный человек, который спит на ее диване. А в сложившейся ситуации подошел бы любой, чтобы выйти из затянувшихся отношений с Ипполитом, которые грозились обернуться замужеством.
Пофантазировав на тему продолжения истории, если бы не появилась надпись «Конец», мы бы пришли к выводу, что два до конца не отделившихся и не повзрослевших человека встречаются. Скорее всего, они будут использовать друг друга, чтобы отделиться от собственных матерей, выйти из своей инфантильной позиции.
================================================================
Предыдущие статьи:
- ПУТИН: Психологический портрет по подчерку
- Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?
#психология #психологический разбор фильма #психолог #отношения #психология отношений