Заклинания про доллар за 200 рублей и про крах российской экономики остаются орудием психологического воздействия на российское общество. Об этом завил президент России Владимир Путин в ходе своего выступления на Петербургском экономическом форуме. Сейчас биржевые котировки «деревянного» остаются на уровне 56-57 рублей, однако, в каких денежных единицах — долларах или евро — стоит держать в ближайшем будущем накопленные под подушкой ассигнации будоражит умы не только наших соотечественников, но и вкладчиков всего мира.
(Что будет с рублем и долларом после речи Путина)
Во-первых, следует разобраться, чьи прогнозы мы слышим?
Государственные СМИ печатают прогнозы только «своих» - либеральных горе-экономистов, не представляющих себе реальной материальной экономики, воспитанных на так называемых рыночных, а правильнее сказать спекулятивных принципах экономики Общества. Их прогнозы, начиная с Грефа в начале 2000-х годов, как правило, дают ошибку до 50%. А что такое вероятность 50%? Это значит, что событие возможно случится, а возможно и нет.
В подтверждение своих слов приведу маленький пример: почему в течение года постоянно корректируется плановый бюджет? Раньше, при социализме, годовой бюджет был Законом, который вообще никто не вправе был нарушать. А сейчас? Мало того, что прогнозная точность математически просто недопустимая, так еще всегда находятся «объективные» оправдания – то птичий грипп залетит, то коронавирус, то неурожай кофе в Бразилии, то мировые цены на нефть упали… Должен ли учитывать все это хороший экономист в своих прогнозах? Обязательно. Даже в любом бизнес-плане есть глава «Риски», посвященная возможным убыткам от всяких непредвиденных обстоятельств.
Во-вторых, на чем базируется спекулятивная оценка курса валюты?
Либералам понравилась нефть, как наибольший экспортируемый ресурс, дающий наибольший приток валюты в казну. Но сами простые люди уже не раз обращали внимание на повышение цен на бензин на фоне падения мировых цен на нефть. Объяснение этого явления желанием олигархов компенсировать недополученную на мировых рынках прибыль, в какой-то степени имеет место быть. Но как тогда объяснить рост цен внутри страны при росте мировых цен? Не хотелось бы останавливаться на ценах, но, видимо, в данном случае без этого не обойдешься.
Нам уже головы продолбили определением, что цена – есть равновесие спроса и предложения. Это рыночное определение цены. С точки зрения рынка это действительно так. Только не будем забывать, что у любого рынка есть хозяин, как например, у нефтегазового рынка хозяином до недавнего времени были США, требуя торговли этими ресурсами только за доллары. А раз так, то и курс доллара в значительной степени зависел от этой торговли. Вот такими прогнозами и занимаются кудрины и все их ВШЭ. В народе это называется гаданием на кофейной гуще.
Классическая экономика в основе цены видит в первую очередь себестоимость продукта. Попытаемся увидеть, какое определение ближе к истине? Если у производителя есть запас в цене, превышающий себестоимость, цену можно опустить и получить конкурентное преимущество. Известен также демпинговый подход к определению цены, когда производитель опускает цену ниже себестоимости для подавления конкурентов, то есть работает себе в убыток. В классической экономике товар не может стоить ниже себестоимости, независимо от состояния рыночных цен. Это означает, что товар не востребован рынком, или попросту никому не нужен. Хотя искусственно вздутые рыночные цены могут показать и обратное. Так что важнее – производить и продавать товар, действительно востребованный, или махать флагами и брендами, заманивая и зачастую обманывая потребителя завышенными ценами? Приведем пример. Рентабельность строительства в России 500-700 процентов. Спрос огромный: чуть ли не каждая вторая семья не имеет собственного жилья. Цены заоблачные. При этом очень много квартир в готовых домах не продано. Стоят и ждут своего покупателя. Как такое может быть? Все просто – стоит только принять Закон о том, что если квартира или коттедж не реализованы в течение, скажем, полугода, жилье изымается для государственных нужд. Легко предположить, что будет после этого с ценами на жилье. Главное убрать спекулятивную составляющую и все становится на свои места.
В-третьих, в основе всех спекулятивных процессов лежит материальное производство.
Кто бы как не считал цены, курсы валют, биржевые котировки, курсы акций, векселей и облигаций, чем в основном и занимаются ученики Кудрина и Чубайса, они не получат истинной стоимости продукта без учета материального производства. Именно это и показало такое важное, хоть и сильно запоздалое решение Путина продавать материальные ресурсы за национальную валюту. Как только такое решение было принято, сразу поехал курс доллара. Сразу поехали все котировки, акции, фьючерсы… Полезло наружу все вранье, спрятанное от глаз за красивыми рыночными терминами.
Так какой же ожидать курс доллара и в каких валютах сберечь свои кровные, если, конечно, они у вас есть?
Что бы там ни говорили либеральные экономисты про российские облигации, каких-то инвесторов, якобы приходящих на помощь тощающему бюджету, не будем забывать, что расчеты в долларах производит половина мира. То есть мощь американской экономики настолько велика – не сырьевыми ресурсами, не золотом, не обязательствами по займам, а материальным производством, что запас прочности еще долго будет настолько огромным, что доллар не рухнет ни при каких обстоятельствах. Не будем гадать о валюте будущего, здесь и сейчас – доллар валюта № 1 в мире и никуда от этого не денешься, как не считай. То то взвыли беглые олигархи, когда заморозили их активы!
Сейчас курс доллара опустился до 55,63, но это не предел. И если бы подконтрольные ФРС Центробанк и Минфин на разрешили вывозить доллары из России, он опустился бы еще ниже. Но, несмотря на это, доллар остается самой ходовой, самой востребованной и самой надежной валютой. Сразу оговорюсь, что сбережение небольших денежных средств оптимально в той валюте, которую ее владелец планирует тратить. Иначе на разнице курса и комиссионных при конвертации можно и проиграть. Это, так сказать, объективная картина. Фактически же мы видим, что российским оператором назначен Газпромбанк, который устанавливает рублевую цену нефти и газа, а торговля разрешена только через Московскую валютную биржу, которая фактически и устанавливает курс доллара относительно рубля.
Из сказанного можно сделать вывод, что и рыночная экономика и авторитарная работают по разным, но во многом схожим законам, которые не признают честной игры, и всегда будут играть в свою пользу. Каковы риски – решать вам.