Найти в Дзене

Зачем США провоцируют Китай. Как Пекин будет решать «тайваньский вопрос»

Оглавление
https://www.theamericanconservative.com/wp-content/uploads/2020/10/shutterstock_1333392731-scaled.jpg
https://www.theamericanconservative.com/wp-content/uploads/2020/10/shutterstock_1333392731-scaled.jpg

Доброго дня, уважаемые читатели. Предлагаю сегодня отвлечься от событий на Украине и внимательней присмотреться к тому, что происходит на противоположной оконечности континента. В той части материка, где расположены главные наши на сегодня экономические партнеры, одного из которых на Западе называют наиболее близким после Белоруссии союзником РФ. Речь, конечно-же, пойдет о Китае. И о его главной на сегодня геополитической проблеме – Тайване.

В последнее время в наших СМИ активно муссируются слухи о том, что Пекин чуть ли не в ближайшее время может начать собственную спецоперацию по возвращению под свою юрисдикцию острова-беглеца. Давайте посмотрим, насколько обоснованы подобные предположения. И попробуем понять, что там происходит на самом деле.

Тайваньские хлопоты Вашингтона

А творится там примерно то, что происходило в незалежной последние восемь лет. США всеми силами стараются превратить Тайвань в серьезнейшую головную боль для Китая. Ровно такую, какой стала Украина для РФ. И делает это Вашингтон отнюдь не из праздного интереса. Американцам просто необходимо отвлечь внимание Пекина от происходящего на Юго-Востоке Европы. И постараться замкнуть Китай на решении очень болезненной региональной проблемы.

Именно поэтому в последнее время власти США стараются всеми доступными способами спровоцировать КНР на проведение спецоперации, аналогичной той, что осуществляет сегодня Россия. Компания ведется по всем правилам с подключением разных родов PR-войск. На остров то и дело высаживается очередной десант высокопоставленных американских чиновников или политиков. В Сенате вот-вот примут законопроект о выделении Тайваню $4,5 млрд. помощи на укрепление обороноспособности. Сам Байден не так давно пообещал защитить остров, если КНР надумает решить проблему военным путем.

https://discover24.ru/wp-content/uploads/2022/04/22594.jpg
https://discover24.ru/wp-content/uploads/2022/04/22594.jpg

Как же на это реагирует Китай? Уже по-иному. Совсем не так, как еще несколько лет назад. Сначала резко изменился тон риторики дипломатов Поднебесной. Теперь на каждую попытку вмешаться в дела Тайваня извне, они отвечают жестко, без обычной расплывчатости формулировок, присущей азиатам. А еще КНР не стесняется играть мускулами, демонстрируя явно возросшую военную мощь и волю на применение силы, если таковое потребуется.

Целые эскадрильи самолетов НОАК периодически залетают в воздушное пространства острова. На военных маневрах китайские солдаты отрабатывают массированные высадки морского десанта. Позаботились в Пекине и о правовой основе возможной военной операции за рубежами страны. На прошлой неделе Си Цзиньпин подписал Свод положений, обосновывающих законность выполнения подразделениями НОАК задач по «защите национального суверенитета, безопасности и интересов развития Китая».

Почему Тайвань так важен для Пекина

Одним из ключевых «интересов развития», не названным в своде буквально, является воссоединение Тайваня с материковой частью страны. Не только для государства в целом, но и для действующей власти. На то есть как минимум три причины:

  • Во-первых, идея возвращения Тайбэя в родную гавань не менее важна для китайцев, чем для японцев мечта о новом обретении Курил. Это вопрос не только психологии, но и престижа. КНР остается гораздо более идеологизированной страной, несмотря на некоторый, вновь обретенный капиталистический лоск, чем СССР в позднюю пору существования. Властям необходимо показать, что именно тот путь, по которому пошел материковый Китай, правильный. В отличие от гоминьдановской «демократической» ориентированности Тайваня.
  • Во-вторых, правящая в Поднебесной элита не так однородна и монолитна, как принято считать у нас. Патриархов КПК уже давно подпирают условные «комсомольцы», начавшие подъем по карьерной лестнице уже в период завершающей фазы проведения реформ Дэн Сяопина. Они отнюдь не намерены мириться с засильем «старой гвардии» и активно рвутся к верхушкам власти. Прибрать к рукам Тайвань сейчас, для нынешних лидеров означает – утереть «молодежи» нос. Поскольку воссоединение с островом станет для абсолютного большинства китайцев настоящим праздником, устроителям которого они будут безмерно благодарны еще долгие годы.
https://discover24.ru/wp-content/uploads/2022/01/19378.jpg
https://discover24.ru/wp-content/uploads/2022/01/19378.jpg

  • В-третьих, по порядку, но не по значению, воссоединение с Тайванем для Китая сродни получению Бинго в глобальной геополитической игре. Не верите? Судите сами! Около 50% производства микросхем последних поколений, а также оборудования для их изготовления, сейчас приходится на долю Поднебесной. Еще 40% таких чипов выпускают предприятия острова. В сумме получается 90%. Таким образом, КНР станет монополистом в важнейшем сегменте высокотехнологичного рынка, завладев Foxconn и TSMC. Ведь крупнейшие американские компании можно считать поставщиками полупроводников лишь формально. В США локализованы только конструкторские бюро и офисы NVIDIA, Intel, Broadcom. Реальное производство сосредоточено в Китае и на Тайване. Кто-то сомневается в том, что, в случае необходимости, Поднебесная с легкостью национализирует мировое, по сути, производство микросхем?

Скептики, конечно, станут возражать, Приводя аргументы о том, что Запад, с его экономической мощью, быстро демпфирует проблему. Построит заводы, наладит выпуск микросхем и, вскорости, завалит ими рынок. Это могло бы быть правдой, только есть одно «но». Главным поставщиком редкоземельных металлов, без которых производство чипов невозможно, является как раз КНР. Да и технологические линии по выпуску микросхем изготавливаются, в основном, в Поднебесной и на Тайване. А еще, именно здесь сосредоточены квалифицированные кадры, умеющие эксплуатировать данное оборудование. В итоге, конечно, США и ЕС проблему решат. Только за это время в технологическом плане КНР уйдет далеко вперед. Так готов ли Пекин действовать?

Спецоперация на Тайване? Скорее нет, чем да

Однозначно ответить на главный вопрос предыдущей части публикации сложно. Есть много аргументов и «за», и «против». С одной стороны, время для силового решения проблемы сейчас походящее. Американцы сделали главную ставку на Украину и уже потратили на ее поддержку немыслимое количество финансовых и материальных ресурсов. Войну на два фронта Вашингтон сейчас явно не потянет. Особенно, на фоне глобального финансового кризиса невиданных масштабов, способного, впервые за послевоенный период, обратить в прах мировую экономическую систему.

С другой точки зрения, тысячелетия истории и конфуцианство научили Китай никуда не торопиться. Если нет в том жизненной необходимости. Вот Пекин и не спешит. Оттуда наблюдают за ходом спецоперации на Украине, перипетиями экономического противостояния РФ и Запада. Примеряя все на себя. И делают выводы, набираясь сил. Не вступают в открытую конфронтацию с США и ЕС, но поддерживают Россию, наращивая объемы импорта углеводородов.

https://ic.pics.livejournal.com/gluchov1966/72768586/136262/136262_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/gluchov1966/72768586/136262/136262_original.jpg

У такой позиции есть явные плюсы. При всей схожести ситуации, между материковыми и островными китайцами нет того антагонизма, который существует между россиянами и националистически ориентированными украинцами. Значит, определенная база для мирного решения проблемы существует. И она будет укрепляться, если Пекину удастся нейтрализовать либо свести к минимуму негативное воздействие внешних факторов. Главными из которых являются активные попытки Вашингтона раскачать ситуацию и разжечь конфликт между частями единого Китая.

Кроме того, гипотетическая спецоперация НОАК на Тайване может стать гораздо более кровопролитной, чем конфликт на Украине. 23-миллионное население острова проживает весьма компактно. В основном, на побережье. Любые военные действия с применением тяжелых видов вооружений, чреваты здесь гигантскими жертвами. Не стоит забывать и о том, что 100-тысячная армия Тайваня отнюдь не подарок. Она весьма хорошо вооружена и обучена. Серьезным преимуществом перед ней НОАК обладает в плане численности, количестве и качестве РСЗО.

https://i.insider.com/5df05096fd9db27b2a6c6092?width=1136&format=jpeg
https://i.insider.com/5df05096fd9db27b2a6c6092?width=1136&format=jpeg

Однако, количественный перевес на ограниченном театре военных действий многого не решает. А применение систем залпового огня, которые у НОАК действительно очень хороши, опять же, кратно увеличит число потерь среди мирного населения. К тому же, активное использование артиллерии, авиации может нанести невосполнимый ущерб тем самым предприятиям микроэлектронной промышленности, о которых мы говорили выше.

Именно поэтому, при внешне не всегда дружелюбных действиях, Пекин старается всячески развивать, углублять отношения с Тайванем. На всех уровнях: от дипломатического до культурного. И не спешит форсировать события, надеясь на то, что воссоединения удастся достигнуть мирным путем. Только, похоже, это явно не устраивает США. А в таких случаях американцы привыкли устраивать провокации. Причем такие, на которые порой нельзя адекватно не ответить. Сумеет ли Пекин сохранить хладнокровие, если нечто подобное случится?

Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.

#политика #экономика #россияикитай #тайвань #кнр #международнаяполитика #международнаяторговля