Найти тему
A.CHAN.ART

Театр кукол — не для детей?

Оглавление

Интересный факт №2

В нашем обществе укоренилось мнение о том, что кукольный театр - это искусство для детей. Но мало кто знает, что этот миф появился сравнительно недавно - в XX веке. И дело тут не только в детском и взрослом репертуаре, а в сути театра кукол изначально. Откуда же берет истоки это искусство и почему первоначально оно было совсем не для детей, вы сможете узнать в этой статье.

Народный герой Петрушка. Фото с просторов интернета.
Народный герой Петрушка. Фото с просторов интернета.

Откуда произошел театр кукол и почему он был для "взрослых"?

Кукольный театр стал считаться детским, когда началась его профессиональная жизнь. На самом же деле этому искусству тысячи лет и первоначально произошел он из обряда. Первые упоминания об этом театре связаны с празднествами в Египте, а именно с мистериями. Примерно в XVI в до нашей эры в Египте фигурками разыгрывались истории про Изиду и ее мужа Осириса. Эти представления сохранятся вплоть до XVI века нашей эры, заменив древнеегипетских божеств на Иисуса и его мать Марию. Главное заключается в том, что роли богов в этом театре исполнялись только с помощью кукол. Их и приводили в движение руками. Исполнение роли Бога человек взять на себя не мог. Человек изображает бога с помощью особого предмета. Таким образом, человек хотел выразить некую идею через менее "смертный" материал - глину, дерево. Отделить себя от высшего, божественного.

Смысловые фигуры богов-истуканов и идолов появились в далеком прошлом при совершении религиозных обрядов. По прошествии времени эти недвижимые творения стали обретать новую жизнь, их стали делать мобильными. Древние писания гласят, что однажды появились обряды, на которые приходили люди и жрецы, приносившие с собой фигуры исполняющих простые движения божеств. Позднее жрецы стали заниматься организацией религиозных представлений, которые очень нравились простым обывателям.
Куклы Древнего Египта. Фото с просторов интернета.
Куклы Древнего Египта. Фото с просторов интернета.
Театр Кукол Древней Греции. Фото с просторов интернета.
Театр Кукол Древней Греции. Фото с просторов интернета.

Древнегреческий кукольный театр появился в эпоху эллинизма, тогда царили языческие обряды, люди играли с помощью кукол-богов.

Позже куклы стали делать мобильными - появились некоторые простейшие механизмы или движения кукол воспроизводились самими людьми. Например, в Индии в XI в. до нашей эры появляются механические деревянные куклы, представления проходили уже не в храмах, а на сцене театра, фигуры двигались специально обученными людьми – кукольниками, на сцене использовались нитки – сутра. Представления проходили уже не в храмах, а в репертуаре были в основном мистерии. И в этом лежит ключ к разгадке тайны "взрослого" театра кукол.

Яванский театр теней. Фото с просторов интернета.
Яванский театр теней. Фото с просторов интернета.

Например, возьмем теневой театр. Один из первых, появившихся у истоков этого древнего искусства. Тогда это был своеобразный обряд, некое магическое заклинание. Фигурки создавали тени. Считалось, что именно в эти куклы вселялись души умерших. Люди же, приходившие в качестве зрителя, видели души умерших людей в силуэтах теней.

Получается, что театр кукол зародился из обряда, причем, связанного с умершими. Такое сакральное представление, таинство было совсем не для детей.

Петрушка: представления для взрослых.

Первые упоминания о Петрушке и о скоморохах-кукольниках на Руси датируются XVII в. Петрушка действительно был народным любимцем. Увидеть большой красный колпак и нос, услышать его пронзительный голос можно было на любой ярмарке. Представления Петрушки всегда сопровождались большой толпой внимательных зрителей. Помимо главного героя были такие персонажи, как Барин, солдат, лекарь, немец, цыган, черт, смерть, жена Петрушки (=Петра Петровича Уксусова).

Петрушка был любимым народным героем, поскольку из любых ситуаций он выходил сухим из воды. Всегда он умудрялся обмануть служителей закона и даже саму Смерть. Несмотря на фиксированные сюжеты, представления Петрушки всегда сопровождались некоторым экспромтом. Это позволяло отпускать актуальные и злободневные шутки. В XIX веке уличным петрушечникам приходилось нелегко. Полиция запрещала их выступления, ссылаясь на нарушение порядка.

Постепенно хулиган Петрушка превратился из трикстера в веселого и безобидного персонажа детских утренников. Произошло это в XX веке. Текст сценок стал меняться, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать, и в целом его выступления приобрели некую «цензуру». Исчезла грубая простонародная речь, исчезла индивидуальность Петра Петровича.

Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878. Изображена сцена свадьбы Петрушки.
Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878. Изображена сцена свадьбы Петрушки.
А. Олеарий. Кукольник. 1643.
А. Олеарий. Кукольник. 1643.

Почему театр кукол стал считаться детским?

Основной репертуар такого театра действительно состоит в большинстве своем из детских произведений. Хотя, надо понимать, что это произошло чуть меньше века назад. Относительно тысячелетней истории кукольного искусства — это очень маленький срок.

Почему театр кукол стал детским — ответить достаточно сложно. Чтобы так сложилось, должно было переплестись очень много вещей: история, потребности человека, его отношение к искусству, актуальность для него. Разве театр кукол не может играть спектакли, ориентированные на взрослую аудиторию? Может! И с успехом это делает. Например, в театре БТК (г. Санкт-Петербург) уже давно существует два репертуара: для детей и для взрослых. Это искусство постепенно старается расширить свои рамки. Оно стремится не только, как мультик, доносить до ребенка через простые вещи «сложные мысли», погружать его в сказку, но и ориентироваться на пап, мам, бабушек и дедушек. Для одних — это возможность вспомнить детство, для других — попытка узнать что-то новое через другую форму, куклу (иногда совсем не себя непохожую, например, театр предметов).

Как мне кажется, театр кукол пытается постепенно избавляться от заблуждения о том, что он детский. В афишах все чаще и чаще появляются пометки "18+", "16+". Сможет ли это повлиять на мнение людей и нужно ли это театру кукол вообще - мы узнаем в ближайшем будущем.

Спектакль «Гамлет», БТК (г. Санкт — Петербург), 18+
Спектакль «Гамлет», БТК (г. Санкт — Петербург), 18+
Фото с просторов интернета.
Фото с просторов интернета.

Автор: Чинкова Анна

Статья в Вконтакте: https://vk.com/@hannachandler-teatr-kukol-ne-dlya-detei