Найти тему
СПИРАЛЬ

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА

Оглавление

История и культура народа познаётся через предметы быта, технические и научные достижения, произведения искусства. Сходив на выставку, мы можем узнать, как мыслил и о чем мечтал советский человек в разные этапы прошедшего столетия: от авангарда 1920-х, проходя через неоклассику 1930-х, период возрождения 1960-х, и заканчивая современной мыслью.

Русский авангард: появление дизайна

В 1921 году появляются первые стилевые течения дизайна в Советском Союзе. Конструктивизм был ведущем направлением того времени. Форма предмета должна определяться его назначением и составом. То есть дизайн – это единство функции и материала.

Однако параллельно с этим в искусстве активно развивалось направление супрематизма, оно имело огромный потенциал. Художники брали любую старую дореволюционную форму, наносили на нее супрематистский рисунок, и сразу появлялась посуда нового времени.

Например, этот экспериментальный сервиз Малевича и Суетина. Он был создан на Ленинградском фарфоровом заводе, где художник открывал цех «новых форм». Малевич заботился о концепции, а не о людях, поэтому ученики всячески пытались переложить его формулы с беспредметного на предметный мир. Но все же удобством этот сервиз не отличался, скорее был арт-объектом того времени.

Советская неоклассика

Во все времена дизайнеры стремились создать для человека идеальную предметную среду: красивую, удобную, безопасную. Часто их мечты разбивались о реальность — невозможность реализации. Во втором разделе выставки наглядно показана пропасть между повседневным бытом заурядного советского человека и его мечтой о светлом будущем.

Это можно отчетливо проследить на примере эскизов светильников для метро и зданий МИДа. Ими занималась Мастерская №12, в частности Абрам Дамской. Рядом с набросками таких величественных и пафосных люстр стоят обычные керосинки, которыми пользовался каждый советский человек.

-2

Расцвет советского дизайна

В 60-х в СССР была создана уникальная государственная система дизайна. В 1962 году вышло постановление министра об улучшении товаров путем внедрения методов художественного конструирования. По всей стране начали открываться научно-исследовательские институты и специальные художественно-конструкторские бюро.

В этот период развитие дизайна определяли значимые события. Например, первый полет человека в космос в 1961 г. особенно вдохновил художников и инженеров. Стали появляться всевозможные экспериментальные формы, изображения, популяризировалась космическая тематика.

-3

В нашей стране на тот момент не было конкуренции, производители не были заинтересованы в улучшении качества. Эту проблему удалось решить в конце 60-х: был введен государственный знак качества. Такая маркировка давала гарантию высокого отличия товара. Производители стремились совершенствоваться в погоне за этой «звездой».

Как и во многие времена, наши дизайнеры-инженеры генерировали большое количество идей, но не могли их претворить в жизнь из-за отсутствия средств и материалов. Поэтому теоретические и методологические прорывы 60-х сохранились только на бумаге.

Космические проекты: неосуществленный прогресс

Большинство вещей в этой части экспозиции делятся на два типа: «обычные» и «фантастические». К восьмидесятым мечты дизайнеров устремились к звёздам. Планы художников-конструкторов были грандиозны, но в быту советский человек пользовался дисковым телефоном «Спектр» Пермского телефонного завода.

Системы, которые мы только сейчас начинаем осваивать, уже появились 30 лет назад. Проект «Сфинкс» - это система объединенных беспроводных блоков с центральным процессором, прототип нынешнего умного дома. К сожалению, задумка инженеров так и не была реализована в условиях дефицита и талонного режима в стране.

-4

До 70-х годов в союзе не производили мебель массово. В основном у людей были коллекционные, дореволюционные шкафы и комоды. Но время диктовало свои правила — росла плотность населения, особенно в городах, появилась необходимость возводить «хрущевки». Дверные проемы стали уже, пространства – меньше. Теперь иметь в квартире старинный кондовый сервант не было возможности. Наступил мебельный кризис. Но дизайнеры и инженеры быстро адаптировались под новые условия жизни. Создавалась модульная мебель: никаких открытых полостей, максимальная функциональность, уменьшенные размеры и «оттепельные» оттенки — все, чтобы не захламлять маленькое пространство квартиры.

Ответы на актуальные запросы

В этой части экспозиции представлены современные решения питерских дизайнеров. Aotta studio делают звукоизоляционные панели из отходов древесного производства — еловых иголок. Всё это ответ на экологический запрос. Медицинские же маски отвечают стремлению к уникальности в мире, где всех уравняла пандемия.

Сегодня такие проекты называют концептуальными. Они не предполагают немедленного воплощения, но показывают возможные решения проблем ближайшего будущего, прогнозируют развитие проектной деятельности и технологий.

-5

Куратор проекта Светлана Чиркова о том, станет ли старый дизайн актуальным сегодня:

«В том виде, в котором был, стать популярным он не может. Потому что копирование не делает его популярными. Есть переосмысление. И оно, бесспорно, сейчас происходит».

Вы можете посетить выставку «История российского дизайна. Избранное» в Новой Третьяковке, чтобы увидеть эти и другие экспонаты для наглядного представления и создать собственное впечатление. Экспозиция действует до 27 ноября 2022 года.

Спираль в telegram!