Найти тему
Не оторваться

Что произошло, когда Франция отправила детей из малообеспеченных семей в богатые школы

В 2004 году Максенс Арси вместе с семьей переехал в Бельфонтен, бедный пригород французского города Тулуза. Ограниченный тем, что он мог себе позволить, отец шестерых детей купил место в обширном жилом массиве по соседству, где были школы охвата с худшим уровнем образования в регионе.

«В то время в поместье жили и ходили в эти школы только махрибцы и африканцы, — говорит Арси, который в 1984 году эмигрировал из Марокко в поисках работы. — В 21 веке это была своего рода сегрегация».

Но в январе 2017 года местные власти закрыли эти школы в четвертом по величине городе Франции и вместо этого отправили 1140 пострадавших учеников в высококлассные учебные заведения в процветающем центре города, пытаясь написать новую главу о равенстве в сфере образования.

Теория, по словам Жоржа Мерика, президента региона Верхняя Гаронна, в который входит Тулуза, заключалась в том, что «прилив поднимает все лодки». Иными словами, поместив учащихся из Бельфонтена и двух других пригородов, Ла-Рейнри и Мирай, в школы с доказанным успехом, можно было бы противостоять социальному детерминизму, и от этого выиграли бы все дети.

«В Тулузе есть районы с 90-95-процентным населением иммигрантов, — говорит Мерик, помогавший разработать схему. «Они очень бедны, и возможности найти трудно. Но маленькие дети, живущие там, имеют право на успех в жизни».

В рамках проекта Мерика стоимостью 56 миллионов евро автобусы доставляют учеников в возрасте от 11 до 15 лет почти в дюжину различных школ в центре города, причем поездка занимает менее часа. Директоров и учителей школ поддерживают шесть «мастеров социального взаимодействия», которые помогают организовать логистику, такую ​​как транспорт, и решают любые возникающие проблемы, например, решение проблем родителей.

Пять лет спустя результаты испытаний заслуживают внимания. До того, как была запущена автобусная схема, процент отсева среди студентов, живущих в трех поместьях, после получения Brevet — национального диплома Франции для 15-летних — составлял почти 50 процентов. Сейчас этот показатель упал менее чем до шести процентов, а оценки выросли в среднем почти на 15 процентов. Около 94 процентов учеников остались в той же школе, что развеяло опасения, что схема заставит более богатые семьи перевести своих детей в частный сектор.

«В гостеприимных колледжах уже был очень хороший академический уровень, и это было важно», — говорит Мерик. «Это сработало очень хорошо. В них не было сегрегации, и это способствует более широкому принятию разнообразия в городе». (Средняя школа — это американский эквивалент того, что во Франции называется колледжем.)

Эдуардо Москеда, профессор Калифорнийского университета в Санта-Крус, специализирующийся на доступе к образованию, признает успех проекта в Тулузе. Но, по его словам, необходимо учитывать объем требуемого финансирования.

«Я не могу не задаться вопросом, каковы различия в ресурсах, доступны учащимся в Бельфонтене, по сравнению с учащимися в школах, куда их возят на автобусе, с точки зрения качественной учебной программы и адекватно подготовленных учителей», — говорит он. «Если проект по перевозке учащихся на автобусе стоит 56 миллионов евро, насколько улучшится успеваемость учащихся, если эти деньги будут вложены в улучшение закрытых школ?»

Тем не менее, несмотря на их плохую успеваемость, в школах Бельфонтена уже было высокое соотношение учеников и учителей примерно четыре к одному, что стоило значительных затрат.

Москеда также считает, что автобусные перевозки могут привести к дополнительной нагрузке на учеников. «Учащиеся, которые ездят на автобусе, также находятся в новой школьной среде, где им может быть трудно интегрироваться из-за расовых, доходных, культурных и языковых различий», — говорит он.

Тем не менее, у 13-летнего сына Максенса Арси, Адама, который перешел из школы Бельфонтен в школу в Сент-Обене, до сих пор не было проблем. «За ним едет автобус в 200 метрах от нашего дома, — говорит Арси. «Он общается с другими учениками. Он счастлив, он улучшил свои оценки. Он хочет быть инженером».

Для Арси эта инициатива является хрестоматийным примером того, как улучшить социальное разнообразие и возможности будущих поколений. «Мы всегда были за проект, — говорит он. «Мы хотели, чтобы наш ребенок увидел другие национальности и культуры. Мы просто беспокоились о расстоянии до новой школы, но автобус работает хорошо».

Одним из важнейших уроков этой схемы стала необходимость широкого диалога между всеми вовлеченными сторонами. До запуска автобусного проекта было проведено 80 встреч, в том числе 50 встреч с общественностью, что помогло развеять опасения тех, кто выступал против проекта.

Среди последних были родители, обеспокоенные расстояниями, которые детям придется преодолевать, и горстка учителей, которые были настолько противны идее изменений в составе учеников, что объявили забастовку, пытаясь предотвратить это.

«Сначала было некомфортно, — говорит Мерик. «Было сопротивление как на уровне администрации, так и на местном уровне. Но мы прислушались к их опасениям».

По словам Малики Баадуд, директора L’École et Nous, родительской ассоциации в Бельфонтене, эти уроки могут оказаться бесценными, учитывая, что школьная сегрегация существует во Франции и других странах. Она говорит, что часто в результате социальных разногласий это приводит к высокому уровню отсева.