Найти тему
Ирина Зуй

Гамлет Богомолова в Театре на малой Бронной: быть или не быть?

Итоговый пост по факту просмотра мной спектакля «Гамлет in Moscow” Театра на Малой Бронной авторства Константина Богомолова. 

Константин Богомолов уже традиционно продолжает исследование на тему человеческих страстей и пороков, что импонирует моей вполне циничной натуре. 

Сегодня он пошёл дальше: исследовал основы цивилизационному за ширмой шутливого скетча. 

Что ж, Мессир был бы доволен, как и его свита: спектакль удался на славу, на кураже. 

-2

Богомолов верен себе в трехмерном исследовании самых темных и гнойных частей человеческого характера. Все у него с головы на ноги: Гамлет - богатый мажор, вернувшийся из Англии, а тем временем Гертруда выходит замуж за убийцу отца Гамлета Клавдия. 

Да, все семейство оказывается Рублевским евреями. 

Все не то, чем кажется - вот девиз Богомолова, верьте только своим глазам и мозгам (у кого есть). 

-3

Богомолов верен себе как никогда и визуализация достигает апогея. 

В спектакле несколько уровней, как в любом умном произведении (у того же Умберто Эко): на поверхности - это веселый скетч с еврейским хором, далее уровень «а кто элита?» - новые русские евреи в костюмах от Боско, нового символа эпохи, Куснирович в зале (генеральный спонсор театра, и ведь разрешил, не испугался), и ниже - предложение автора посмотреть на то, что жизнь в стране превратилась в фарс, бездарный и пошлый, а смерть - это не конец, а антракт. Ассоциации летят аки птицы. 

И да, в антракте звучит что бы вы думали? 

Сарабанда Генделя как критерий истинности и чистоты. 

Знаковое для меня произведение, о чем Знают только очень близкие друзья. Сарабандой Генделя можно заменить миллион слов. 

Безусловно, в третьем акте настоящие слои смыслов, аллюзий и переосмыслений разнообразного творческого наследия наползают и переплетаются друг с другом, поди только распутывай. 

Тут и пародия на верхнем слое, глубже - безусловная сатира на все лицемерие общества, где бы оно не было - у нас ли, в Европе ли. 

Однако монолог Клавдия (по-прежнему демонстрирующего лояльность к режиму одной курткой «Боско» и офицера ФСБ (со слезами спрашивающего Клавдия, что ж он раньше активы из Франции не вывел и на вопрос «может, рассосётся?» со в ей серьезностью отвечает с неподражаемыми интонациями КГБшника, что нет, не рассосётся. 

Да, автор предвидит новый виток презираемого им мира, разрушенного «Бесами», но возродившемся если не в бесах, то в таких вот мелких коммерсантах Клавдиях, бесчувственных рублевских проститутках Гертрудах, беспринципных Полониях. 

Самый чистый персонаж пьесы - Офелия, как и задумывалось Шекспиром. Богомолов изображает ее молодой таджичкой, дочерью Полония, чистой и невинной девушкой, работавшей в усадьбе на Рублевке у благородного семейства и утопившейся в ответ на предложение Гамлета сделать аборт. 

Не могу не упомянуть финал: 

Гамлет снимает в Каннах фильм про Себя, события своей жизни, периодически является тень отца (тонкий штрих к облику дебила, но неча на зеркало пинать), и на пресс-конференцию приходит внезапно воскресшая Офелия с сыном - дауном, которого она тоже назвала Гамлетом и собирается открыть фонд помощи жертвам насилия. 

Апофеоз эгоизма, бесчувствия, мерзости и пошлости мира. 

Мир спирален, и за любой слезой ребёнка и Бесами-искупителями и разрушителями ради этой самой слезы по ходят такие вот персонажи, да и не персонажи это (Гамлет тут лишь предлог), а общественная закономерность. 

На этом витке развития цивилизации, по мнению автора, Любви нет, есть цинизм и пошлость. 

Единственный разумный монолог «To be or not to be” произносит внезапно выросший сын Гамлета от Офелии - даун, который оказывается единственным нормальным в этом цирке дель арте. 

Придут новые Бесы, и история повторится. 

Я увидела далеко не все смыслы, разумеется. 

Но это нуар, как и весь мир для автора, хоть с сделан в форме скетча. 

Горячо рекомендую умным, начитанным, думающим людям. Прочитавшим одну книжку будет не интересно и не понятно. 

#богомолов #гамлетinmoscow #noir #нуар