Итоговый пост по факту просмотра мной спектакля «Гамлет in Moscow” Театра на Малой Бронной авторства Константина Богомолова.
Константин Богомолов уже традиционно продолжает исследование на тему человеческих страстей и пороков, что импонирует моей вполне циничной натуре.
Сегодня он пошёл дальше: исследовал основы цивилизационному за ширмой шутливого скетча.
Что ж, Мессир был бы доволен, как и его свита: спектакль удался на славу, на кураже.
Богомолов верен себе в трехмерном исследовании самых темных и гнойных частей человеческого характера. Все у него с головы на ноги: Гамлет - богатый мажор, вернувшийся из Англии, а тем временем Гертруда выходит замуж за убийцу отца Гамлета Клавдия.
Да, все семейство оказывается Рублевским евреями.
Все не то, чем кажется - вот девиз Богомолова, верьте только своим глазам и мозгам (у кого есть).
Богомолов верен себе как никогда и визуализация достигает апогея.
В спектакле несколько уровней, как в любом умном произведении (у того же Умберто Эко): на поверхности - это веселый скетч с еврейским хором, далее уровень «а кто элита?» - новые русские евреи в костюмах от Боско, нового символа эпохи, Куснирович в зале (генеральный спонсор театра, и ведь разрешил, не испугался), и ниже - предложение автора посмотреть на то, что жизнь в стране превратилась в фарс, бездарный и пошлый, а смерть - это не конец, а антракт. Ассоциации летят аки птицы.
И да, в антракте звучит что бы вы думали?
Сарабанда Генделя как критерий истинности и чистоты.
Знаковое для меня произведение, о чем Знают только очень близкие друзья. Сарабандой Генделя можно заменить миллион слов.
Безусловно, в третьем акте настоящие слои смыслов, аллюзий и переосмыслений разнообразного творческого наследия наползают и переплетаются друг с другом, поди только распутывай.
Тут и пародия на верхнем слое, глубже - безусловная сатира на все лицемерие общества, где бы оно не было - у нас ли, в Европе ли.
Однако монолог Клавдия (по-прежнему демонстрирующего лояльность к режиму одной курткой «Боско» и офицера ФСБ (со слезами спрашивающего Клавдия, что ж он раньше активы из Франции не вывел и на вопрос «может, рассосётся?» со в ей серьезностью отвечает с неподражаемыми интонациями КГБшника, что нет, не рассосётся.
Да, автор предвидит новый виток презираемого им мира, разрушенного «Бесами», но возродившемся если не в бесах, то в таких вот мелких коммерсантах Клавдиях, бесчувственных рублевских проститутках Гертрудах, беспринципных Полониях.
Самый чистый персонаж пьесы - Офелия, как и задумывалось Шекспиром. Богомолов изображает ее молодой таджичкой, дочерью Полония, чистой и невинной девушкой, работавшей в усадьбе на Рублевке у благородного семейства и утопившейся в ответ на предложение Гамлета сделать аборт.
Не могу не упомянуть финал:
Гамлет снимает в Каннах фильм про Себя, события своей жизни, периодически является тень отца (тонкий штрих к облику дебила, но неча на зеркало пинать), и на пресс-конференцию приходит внезапно воскресшая Офелия с сыном - дауном, которого она тоже назвала Гамлетом и собирается открыть фонд помощи жертвам насилия.
Апофеоз эгоизма, бесчувствия, мерзости и пошлости мира.
Мир спирален, и за любой слезой ребёнка и Бесами-искупителями и разрушителями ради этой самой слезы по ходят такие вот персонажи, да и не персонажи это (Гамлет тут лишь предлог), а общественная закономерность.
На этом витке развития цивилизации, по мнению автора, Любви нет, есть цинизм и пошлость.
Единственный разумный монолог «To be or not to be” произносит внезапно выросший сын Гамлета от Офелии - даун, который оказывается единственным нормальным в этом цирке дель арте.
Придут новые Бесы, и история повторится.
Я увидела далеко не все смыслы, разумеется.
Но это нуар, как и весь мир для автора, хоть с сделан в форме скетча.
Горячо рекомендую умным, начитанным, думающим людям. Прочитавшим одну книжку будет не интересно и не понятно.
#богомолов #гамлетinmoscow #noir #нуар