Найти в Дзене
Kinoryba

Yes – Relayer (1974)

Совершенно отдельный альбом Yes – такой же монументально-концептуальный (если концептуальностью считать длину песен), как Close To The Edge, только музыкально, мне кажется, в разы интересней и сложней – по-хорошему, без противоестественных, специальных усложнений. Хотя здесь, конечно, можно копаться и копаться – но зачем это делать, если можно просто слушать и получать удовольствие. Как всегда у Yes – борьба Добра со Злом, или просто чистое, светлое и поющее Добро – все это довольно скучно, если бы не музыка, не образы, возникающие из нот и звуков Хау, Мораза, Сквайра, Уайта и Андерсона. Уэйкман не выдержал тягот плавания по Топографическому океану - это нужно быть двужильным, чтобы такое перенести. Но остальные музыканты Yes вытерли пот, отдышались и записали самый свежий, наверное, из того периода, яркий, солнечный и страшно динамичный альбом – при участии Патрика Мораза с его характерным подходом к игре на клавишных – мелкие нотки-звуки-колокольчики, россыпями по всем песням, всем его сольным альбомам и всем пластинкам The Moody Blues, где он более чем успешно продолжил работу после Yes. С этих ноток-колокольчиков-бубенчиков, звуков почти металлофонно-ксилофонных, нежных фраз и прозрачных подложек и начинается альбом – с тарелками Уайта, которые тоже кажутся звуками клавиш Мораза – солнце встает над полем будущей битвы – огромным, занимающим всю первую сторону пластинки. Гитара Хау своим фирменным легато врезается в пастораль Мораза вместе с жестким басом – и ясно, что впереди будет уже не просто плавание по очередным океанам, а рок. Хау уже в самом начале работает с ручкой громкости, аккорды его гитары, которые он умудряется играть в промежутках между своим непрерывным соло выплывают из тишины и усиливают басовую линию. Увертюра окончена, запевает Андерсон – и бас с мандолиной поддерживают начало рассказа о грядущих событиях. Длинный брэйк Уайта – и пошел уже настоящий рок. Да, этот альбом – самый роковый из Уes семидесятых. Уайт и Сквайр ведут риффовую основу, ударные взрываются длинными брэйками, малый барабан лупит так, что кажется, сейчас порвется пластик, сломается стойка, но – нет, он может еще громче. Не сосчитать, сколько раз меняется тембр гитары Хау и сколько раз меняются рисунки в его партии, размеры и мелодии – только что была торжественная часть, когда Андерсон пел под бас – ставший мгновенно из резкого и ревущего нежным и интимным – и все понеслось вскачь. Собственно, битва началась. Звон стали, топот копыт, хрип лошадей, дикие брэйки ударных, пассажи баса, выход клавиш, снова кинематографические шумы войны, вплетенные ритмично в музыку, соло гитары Хау, снова клавиши. Вообще, альбом сыгран так, что кажется, будто музыканты не играют оркестровку, а все постоянно солируют во всю мощь – и чудесным образом их партии укладываются в единую картину, дополняя и поддерживая друг друга. Картина страшной битвы здесь, наверное, самая удачная, если говорить о попытке передать визуальные образы через музыку. Одни только стоны раненых, сыгранные гитарой чего стоят. Ну и тысячи ядер баса и ударных, огнеметы клавишных и реки крови – когда играют все вместе. Все похоже. Несколько раз меняется ритм, рисунки, тональности – и уже снова торжественная мелодия синтезаторов, которую перехватывает гитара. Победа. Хау здесь превосходит все то, что он сыграл на всех предыдущих альбомах Yes – его слайд поднимается, как кажется, за пределы возможного для гитары. Ну и картина после битвы - кто победил – непонятно – как и в любой войне. Soon – последняя часть пьесы The Gates Of Delirium – сольный номер Хау со слайд-гитарой – удивительный скрипичный звук, невероятно красивая мелодия – и Андерсон подхватывает ее . Подключаются клавиши – почти по-уэйкмановски, но с прямотой Мораза, гитара Хау улетает в космос – такой игры слайдом я, лично, еще нигде не слышал. По октавам, меняя тембр, меняя динамику – и песня, если эту сюиту можно назвать просто «песней» - растворяется в тишине. Абсолютный прог-рок, жесткий и не похожий не прежний по-хорошему пафосный Yes. Но дальше – больше. Sound Chaser – снова россыпь блесток на клавишах Мораза – короткая и быстрая, пригоршней выброшенная в слушателя –– и истеричный брэйк Уайта. Ни с того, ни с сего – поддержанный звенящей бас-гитарой. Накат барабанов – кажется, он будет бесконечным. Все продолжают играть соло – и здесь еще ярче, чем на первой стороне. И все эти соло «склеиваются» в единое целое. После барабанов – гитара Хау, которая как начала, так и будет играть до конца пьесы со своей этой бешеной скоростью и захватывая все октавы на грифе. Описать словами происходящее в этом номере невозможно. Все очень тно быстро и всего очень много. По структуре иногда все это очень близко подходит к музыке Фриппа – с повторами фраз, с их развитием, расширением, с мрачностью и давлением – это прогрессивный рок от слова «рок» с большой буквы, плюс авангардный джаз, плюс роковые риффы, плюс снова джаз в барабанах – но очень злой и очень авангардный… Гитара здесь солирует – с первых секунд она играет фразы, которые в развитии придут, собственно, к главному соло, когда все инструменты стихнут и останется только гитара Хау – она поднимается вместе с басом все выше, выше, выше, потом она уже на вершине – и дальше идти некуда. И только тогда начинается соло. С жестким гибсоновским звуком, она играет очень «рок», очень наждачно, очень цепляюще, занозисто. И при этом – очень быстро, неожиданно снова переходя в скрипичные тембры, поет, плачет и почти умирает. Андерсон поет над застывшей гитарой, но это недолго. Снова панк-джаз в барабанах Уайта – и безумный бег всей группы – быстрее, громче, яростней и мощнее. Эта песня вообще не похожа на привычный Yes и, возможно, это самое интересное из всего, что создала группа - хотя у Yes очень много прекрасных вещей. Но Sound Chaser - совершенно штучная пьеса, мегамузыкальное полотно на девять минут. Бешеный рок, в общем. Бешеный рок неземной красоты. Финал – девять минут To Be Over – традиционная для Yes пьеса, возвращение к Close To The Edge и его плавным красотам. В определенном смысле – отдых после безумия двух предыдущих номеров. С веселым танцем в середине, где гитара Хау снова берет все на себя – опять с космическим слайдом и пассажами, похожими даже на Маклафлина, но кусочки гитарного «околоджаза» здесь слушаются совершенно естественно и не выпадают, органично вплетаются в гармонию песни. Вокал поднимается по гармонии вверх, а финалится все же пьеса гитарой – снова заоблачными высотами, снова победой добра и светом. Как говорил Лу Рид – «Нужно иметь два радиоприемника на случай, если один сломается». Здесь же – нужно иметь две пластинки Relayer на случай, если одну поцарапаешь. И два компакт-диска, на всякий случай. И в плэйер забить. В общем, на мой взгляд, если говорить о прог-роке – то Relayer до сих пор остается альбомом номер один. Уникальным по свободе и по тому факту, что здесь демонстрация возможностей каждого отдельно взятого музыканта идет не в ущерб музыке, а только в плюс.