Продолжается строгий Успенский пост, поэтому… самое время забыть о том, что пост - «православная диета» и не сравнивать его с вегетарианством. Самое время поразмыслить не только о своей жизни, но и о том, зачем брать на себя такой подвиг и чего им можно добиться. Самое время вспомнить, почему исключается определённый вид пищи, без которого будто бы невозможно существование. Самое время уточнить, как правильно держать пост. С многочисленными заданиями нам помогает справиться клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска, священник Алексий Талалаев.
– Отец Алексий, пост – трудный аскетический подвиг, скажите, в чём его смысл для христиан?
Для православного христианина любой пост - попытка приблизиться к Богу, примириться с Ним. Конечно, и повседневная жизнь христианина должна проходить так, будто бы он находится перед престолом Божиим. Но время поста – особое. Человек пытается вырваться из повседневной суеты, старается чаще посещать богослужения в храме, чаще исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин. Естественно, во время поста человек отказывается от каких-то увеселений, от всего того, к чему он привык и что любит. Ради чего? Ради борьбы со страстями и грехами. По этой же причине пост духовный сопровождается постом телесным – воздержанием от супружеских отношений и от вкушения скоромной пищи, к которой относятся продукты животного происхождения и спиртные напитки, хотя по уставу в определённые дни поста дозволяется вино.
– Почему принято исключать именно продукты животного происхождения, а не какие-либо другие?
Всем известно, и я, как бывший медицинский работник, могу подтвердить, что вся пища животного происхождения очень тяжела, и человеку требуется больше энергии, чтобы её усвоить. А вот пища растительная более лёгкая.
Продукты животного происхождения отягощают наши тело и ум, а пост истончает плоть. Так она становится более восприимчивой к действию Благодати. Но помимо Благодати, существует и тёмная сторона, о которой стоит помнить. Когда мы начинаем поститься, но не участвуем в церковных Таинствах, то становимся раздражительными и злыми. Это и есть влияние тёмной стороны. Почему? Потому что пост без молитвы делает человека безоружным перед врагом.
– Очень часто можно услышать призыв не сравнивать пост с диетой. А как на счёт вегетарианцев, не употребляющих мясо вообще, и веганов, полностью исключающих из своей жизни любые продукты животного происхождения, даже мёд?
Действительно, пост – не диета. И мы соблюдаем его не для того, чтобы похудеть. Немаловажно, что пост – не время кулинарных изысков. Мы освобождаем себя от кухни, ведь постная пища должна быть проста, в то время как диета подразумевает гастрономические эксперименты. Что же касается вегетарианства и веганства, то замечу, что это образ жизни людей, исповедующих такие религии как буддизм, джонаизм и кришнаизм - учения, чуждые христианину. В христианскую Европу вегетарианство пришло в 19 веке. Впервые оно появилось в Англии, которая имела колонии в Индии. Кстати, сейчас в Англии 6% населения считают себя вегетарианцами.
– Есть вегетарианцы, которые придерживаются буддизма, а есть те, кто знает о постном подвиге святых отцов, берёт пример с преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, то есть, с православных святых. Таким образом, вегетарианцы только лишь убеждаются в верности своих идей. Допустимо ли уравнивать пост и вегетарианство, ведь и то, и другое, по сути, является постным подвигом?
Святые отцы брали на себя постный подвиг, путь глубокой аскезы ради умерщвления страстей. Вегетарианство является самоцелью – я не ем мясо, потому что я так хочу. Отказываться от того, что ты и так не ешь легко. Смысл поста – борьба со страстями путём отказа от привычного и любимого, а не удовлетворение собственных желаний. Святой Пимен Великий сказал: «Мы не телоубийцы, а страстеубийцы». Поэтому приравнивать вегетарианство к постному подвигу святых неуместно.
– Вы говорите, что вегетарианство - самоцель, но ведь вегетарианцы выдвигают этические идеи – отказываясь от мяса, они отказываются от жестокости, от убийства. Согласитесь, хотим мы того или нет, чтобы съесть мясо, нужно убить.
Да, вегетарианцы руководствуются этическими принципами, но я лично знаю людей, которые готовы защищать природу, бездомных животных, но когда речь заходит о защите людей и детей, их реакция противоположна. С их стороны я не вижу никакого сострадания. Этично ли это? Я не обвиняю всех вегетарианцев в таком поведении, лишь подчёркиваю, что такое существует.
Этические идеи вегетарианцев не так уж плохи, в какой-то мере их движение оправдано. И отказ от мяса тоже не плох. Но всё, что построено без Бога, неправильно. Иоанн Златоуст говорил: «Что толку, что вы не едите мяса, но поедаете брата своего». Можно быть гуманным и есть мясо. Всё зависит от человека. Если мы уважаем себя и своих ближних, то, естественно, мы должны уважать тех, кем мы владеем. В Библии сказано, что мир дан во владение человеку Богом и животные были подчинены ему. Конечно, если речь идёт об убийстве животных только ради убийства, например охота, то это плохо. Но как быть жителям регионов, где охота единственная возможность пропитания? Как относятся к ним вегетарианцы? Со снисхождением, с осуждением? Если со снисхождением, значит, они занимаются самообманом, потому что если придерживаться какой-то идеи, то придерживаться во всём.
– Тем не менее, вегетарианцы выявляют такую закономерность: если человек жесток с животным, которое слабее его, то вряд ли он может быть добр к людям. Согласны ли Вы с этим?
Думаю, нужно искоренять жестокость внутри себя, ведь её проявление – проявление внутреннего содержания человека. От избытка сердца уста глаголят (Лк.6:45). И если в нашем сердце есть жестокость по отношению к кому-либо, то сама она не исчезнет. Нужно над собой работать. А по поводу животных Священное Писание гласит: «Блажен, иже и скоты милует». И христианин обязан относиться почтительно, с любовью к ним, так как они - Божии творения.
– В данном контексте интересно и то, что святых слушались животные. Например, преподобный Серафим Саровский кормил медведя.
Есть ещё примеры - Герман Иорданский, который исцелил льва, и тот был предан ему до самой смерти. И есть рассказ о некоем старце, к которому на молитву приходила лягушка. В том, что животные слушаются святых, нет ничего удивительного, так как это действие Божией Благодати в мире. Примирившись с Господом, человек примиряется с природой, которая восстала после его грехопадения. И преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжите дух мирен и тысячи вокруг вас спасутся». Поэтому живя с Богом, можно обрести мир со всем окружающим.
– Нередко от постов отговаривают, мотивируя тем, что без мяса человеку прожить невозможно. Так ли это?
Да, такое часто бывает, но если расспросить тех, кто так считает, то выясняется, что они не едят мясо три раза в день – они варят каши, едят овощи. И живы и здоровы. Так почему бы не потерпеть несколько дней без скоромного во имя Бога? И ещё, заметьте, часто люди садятся на жёсткие диеты вплоть до голодания ради любимой одежды, ради тела. Но душа важнее тела, она бесценна. В Писании Спаситель сказал: «Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Лк. 9, 25)
С медицинской точки зрения, могу сказать, что пост благотворно влияет на желудочно-кишечный тракт. Постом могут обостриться заболевания, но только в том случае, если человек нарушает диету, предписываемую врачом при наличии серьёзной болезни. В таких случаях нужно, не стесняясь, брать послабление. Кроме того, в пост можно заменить многие скоромные продукты. Например, в гречке железа больше, чем в мясе. Поэтому страхи о проявлении заболеваний, по большей части, являются надуманными.
– Обычно перед постом люди делятся на два лагеря: одни хотят соблюдать пост со всей строгостью, другие же ищут послабления. Как же всё-таки поститься?
Путь христианина в Церкви должен быть Царским путём. Крайность в любую сторону - будь то отказ от поста или чрезвычайная строгость – это всегда плохо. Зачастую человек берёт слишком тяжёлый подвиг и, не справляясь с ним, получает серьёзное заболевание. Сможет ли он терпеть его безропотно или будет винить Бога? Есть золотая середина – посты, предписанные Церковью, и этого вполне достаточно. На мой взгляд, пост и молитвенное правило – нечто индивидуальное, даже интимное. Поэтому афишировать то, как ты постишься и как молишься неправильно. У каждого есть свои таланты, свои возможности и своя мера. К посту мы должны подходить разумно. Здоровый человек может смирить себя - понести строгий пост. Но человеку, который страдает серьёзным заболеванием, можно взять послабление. Почему? Потому что болезнь уже смирила плоть.
Но и здесь есть крайности. Кто-то скажет: «А чем я хуже? Я тоже болею». А кто-то начнёт осуждать и смущать человека тем, что он не может соблюдать пост со всеми нюансами. Поддавшись осуждению, человек возьмёт на себя то, что ему не по силам и подорвёт своё здоровье. Поэтому, если вас спрашивают, как вы поститесь, отвечайте: «Как благословили».
– То есть устав в полной мере можно не соблюдать?
На этот счёт всегда нужно советоваться с духовником. Для кого-то послаблением будет вкушение масла, а кому-то потребуется и вкушение рыбы. В любом случае, лучше взять послабление и с сокрушенным сердцем, молясь Богу, нести его, чем поститься и ругаться, думая, кто этот пост придумал, и зачем всё это надо, а через неделю лечь в больницу с истощением и нервным срывом.
– Сейчас идёт Успенский пост, посвящённый Пресвятой Богородице, Дню Её Успения, что вы можете пожелать нашим читателям?
Хочется пожелать, чтобы этот строгий пост, который приравнивается к Великому посту, все мы провели достойно – успели исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Если вы не поститесь – попробуйте, если вы не молитесь – начните это делать. Чаще бывайте на богослужении и читайте больше духовной литературы.
– Например?
Тем, кто только начинает ходить в храм, рекомендую почитать Закон Божий. Готовящимся к Исповеди советую посмотреть труд архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Так же можно почтить «Невидимую брань» Никодима Святогорца и «Слова» Паисия Святогорца, труды Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Опытные постящиеся уже знают свою меру. У нас в храме стало традицией каждый многодневный пост чтение круговой Псалтири – своеобразное усиление молитвенного правила.
2013 г.