По словам лауреата Нобелевской премии и экономиста Кристофера Писсаридеса, рынок труда сейчас «хуже, чем в 1970-х годах», поскольку массовые забастовки железнодорожников в Великобритании являются признаком грядущих мрачных событий.
Британский Национальный союз железнодорожников, морских и транспортных работников (RMT) в понедельник подтвердил, что запланированные забастовки продолжатся на этой неделе после того, как переговоры с железнодорожными компаниями не привели к соглашению о рабочих местах, оплате и условиях. Около 80% маршрутов отменены, а дальнейшие забастовки запланированы на конец этого месяца и в июле.
Кристофер Писсаридес (Christopher Pissarides), королевский профессор экономики в Лондонской школе экономики и политических наук (LSE), заявил CNBC во вторник, что рынки труда переживают «одни из самых трудных периодов», которые он когда-либо видел.
«Это даже хуже, чем в 1970-х, в том смысле, что нам нужно внести более существенные коррективы на рынки труда. У нас есть новые технологии, которые автоматизируют и, по сути, лидеры профсоюзов жалуются на потерю рабочих мест, билетных касс — всё это из-за новых технологий», — сказал он.
Более того, экономики во всем мире сталкиваются со стремительно растущей инфляцией, особенно когда речь идет о продуктах питания и энергоносителях.
Писсаридес, получивший Нобелевскую премию по экономике за свою работу по анализу рынков труда, сказал, что «мы не можем избежать этой боли», но ее необходимо распределить по всей экономике.
«Не так много секторов экономики, в которых есть сильные профсоюзы. У нас нет больших национализированных производств, как это было в 70-х годах, когда все производство участвовало в забастовках, и поэтому очень трудно сказать: «Тем из вас, у кого есть сильные профсоюзы, мы собираемся полностью компенсировать эти внешние потрясения, а остальные пусть несут все оставшееся бремя», — пояснил Писсаридес.
Наряду с внешними потрясениями, с которыми столкнулась вся мировая экономика, Великобритания также имеет дело с тем, что Писсаридес назвал «внутренне произведенной» инфляцией после того, как правительственная схема оплачиваемых отпусков и другие программы фискальной поддержки поддерживали спрос на протяжении всей пандемии коронавируса, но привели к росту государственного долга до рекордных высот.
Ожидается, что глобальный государственный долг достигнет рекордного уровня в 2022 году, поскольку объем заимствований также остается в целом высоким.
Писсаридес сказал, что ключевой проблемой в долгосрочной перспективе являются «вторичные эффекты» инфляции, которые начинают обретать форму. Он сказал, что инфляционные ожидания теряют связь с экономикой и ведут к повышению заработной платы, формируя «самосбывающееся пророчество» и восходящую спираль инфляции.
«Спираль еще не совсем сформировалась, но повышение заработной платы, соответствующее или близкое к уровню инфляции, прогнозируемому Банком Англии, приблизит нас к спирали, и мы сможем ее увидеть, и если это произойдет, чтобы избавиться от инфляции, потребуется гораздо больше времени», — сказал он.
«Помните, в 70-х требовалось не менее 10 лет, чтобы вызвать инфляцию, и в конце концов это было очень сложно, именно политика Тэтчер вызвала такую большую безработицу, просто борясь с инфляцией. Это определенно не то, что мы хотим увидеть на этот раз, потому что, надеюсь, мы усвоили этот урок», — добавил он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Labor market ‘worse than the 1970s’ as strikes hit UK, Nobel Prize-winning economist says (CNBC)
Автор: Игорь Черненков