В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
Виктор Робертович Цой.
Вслушайтесь в это имя. Три жёстких, рваных "ррр". Разве могла у этого музыканта быть лёгкая, необременяющая музыка?
Его песни, его композиции полностью соответствовали его имени.
Сын инженер-р-ра и учительницы физкультур-р-ры.
Человек, который по признаниям родных, в пять лет мог настучать пальцами любую мелодию. Так у мальчика определили недюжинные творческие способности к рисованию и музыке.
21 июня 2022 года ему исполнилось бы 60 лет.
бы...
Недавно, в статье про Юрия Шевчука (ссылка - тут) один из комментаторов по имени Дмитрий спросил мое мнение по поводу творчества Цоя.
Я тогда написала примерно следующее:
Как бы странно это ни звучало, я рада, что Цой остался для страны музыкантом, а не политиком.
Тогда, на изломе 80-х, по уверениям старших товарищей, в воздухе витал дух свободы.
Верхи не хотели, низы не могли.
Вы узнали, что это за принцип?
Небезызвестный Владимир Ильич Ульянов-Ленин сформулировал понятие, которое ёмко отображает возникновение в обществе предреволюционной ситуации.
Почва в Союзе перед началом лихих 90-х "удобрялась" несколько лет. Музыканты первыми с трибун начали озвучивать мысли, звучавшие на кухнях советских граждан: "Перемен! Мы ждём перемен!"
21 июня. Самый длинный световой день в году. День летнего равноденствия. День Солнцестояния.
Разве мог в такой день родиться человек без бешеной энергии?
Не мог!
Родился Виктор. Тот, который создал
и "Восьмиклассница".
Который сам стал звездой - Солнцем для многих поколений.
А одна из моих любимых композиций у Виктора - "Печаль":
Дом стоит, свет горит
Из окна видна даль...
И почему-то главное в песне для меня, не откуда взялась печаль, а что дом стоит, свет горит. Основа основ. Кров для человека. Свет-маяк для заблудшей души.
По законам литературного жанра, человека, который может не вписаться в новое время, забирают наверх Высшие Силы. Закон этот я постигла на уроках литературы, когда разбирали поэму "Евгений Онегин".
Тогда учительница нам объяснила, что Ленский был застрелен потому, что был мягок и, в общем-то, к взрослой жизни мужа и отца особо не приспособлен.
Вот и мое первое знакомство с Виктором Цоем началось со статьи от 15 августа 1990 года в "Пионерской Правде".
Я запомнила имя. Запомнила опус в статье. Запомнила, что остался сын. Жена, которая уже не жена. И жена, которая ещё не жена.
Лет через пять я подросла до того возраста, когда смогла слушать и внимать тексту.
Что могу сказать?
Цой актуален и сегодня.
С начала 90-х прошло уже более 30 лет. Люди, нормальные и понимающие люди, пресытились материальными ценностями. Поняли, как не хватает чистоты идей и помыслов. Поняли, что без морали души развращаются. Устали от грязи и лжи с ТВ-экранов и многих СМИ.
Снова возникает время, когда низы не могут жить в навязанной идеологии либеральных реформ. Захотят ли верхи менять ситуацию? Или снова придется внутри страны петь: "Перемен! Мы хотим перемен!"?
Раньше я думала: "Зачем же сохраняют стену Виктора Цоя на Арбате? Ведь есть его творчество, его песни и фильмы?!" Может, их достаточно?
А сейчас понимаю: нельзя ломать и закрашивать стену. Это история. История смены эпох. Там, у стены, своя особая энергетика, особое веяние. И пока есть стена, дом стоит, свет горит...