Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Один из главных комиксов Аргентины и печальная судьба его автора

Люди в гостиной играют в карточную игру труко. За столом — хозяин дома Хуан Сальво и его лучшие друзья. Вдруг в городе гаснет свет, а с неба, медленно кружась в воздухе, начинают падать смертоносные снежинки. Так начинается графический роман «Этернавт 1969», самое известное произведение аргентинского сценариста Эктора Оэстерхельда и художника Альберто Бреччиа. В прошлом месяце он впервые вышел на русском языке — в издательстве «Питер». В Аргентине комикс считается культовым: его до сих пор читают, переиздают и награждают. Пару лет назад права на экранизацию истории выкупил «Нетфликс». Я не буду говорить о самом графическом романе, но расскажу о том, что происходило вокруг него. Первые главы комикса Оэстерхельд опубликовал в 1958 году, он работал над ними вместе с аргентинским художником Франсиско Солано Лопесом. Однако иллюстратор вскоре уехал в Европу, а журнал, в котором издавался «Этернавт», закрылся. Проект пришлось заморозить. Писатель вернулся к нему только через 10 лет и с други
Фото автора.
Фото автора.

Люди в гостиной играют в карточную игру труко. За столом — хозяин дома Хуан Сальво и его лучшие друзья. Вдруг в городе гаснет свет, а с неба, медленно кружась в воздухе, начинают падать смертоносные снежинки.

Так начинается графический роман «Этернавт 1969», самое известное произведение аргентинского сценариста Эктора Оэстерхельда и художника Альберто Бреччиа. В прошлом месяце он впервые вышел на русском языке — в издательстве «Питер».

В Аргентине комикс считается культовым: его до сих пор читают, переиздают и награждают. Пару лет назад права на экранизацию истории выкупил «Нетфликс».

Фото автора.
Фото автора.

Я не буду говорить о самом графическом романе, но расскажу о том, что происходило вокруг него. Первые главы комикса Оэстерхельд опубликовал в 1958 году, он работал над ними вместе с аргентинским художником Франсиско Солано Лопесом. Однако иллюстратор вскоре уехал в Европу, а журнал, в котором издавался «Этернавт», закрылся. Проект пришлось заморозить.

Писатель вернулся к нему только через 10 лет и с другим художником — с Альберто Бреччиа. Им повезло: обновленного «Этернавта» согласился публиковать журнал Gente, самое популярное издание тех лет. На его страницах печатали сплетни о звездах, острые политические колонки, интервью с рокерами, а в конце — полные печали главы «Этернавта». Удивительное сочетание!

Фото автора.
Фото автора.

Однако вскоре комикс показался руководству журнала слишком политизированным, проект закрыли. Сослались при этом на экспериментальный стиль рисунка и мрачный тон повествования. Но Оэстерхельду позволили завершить роман.

История «Этернавта» на этом закончилась, а Эктора Оэстерхельда — только началась. Вскоре в Аргентине произошел государственный переворот, к власти пришла военная хунта. Начались гонения, так называемая грязная война.

Фото автора.
Фото автора.

Полиция по ночам приезжала к оппозиционерам, после чего те бесследно исчезали. Их детей похищали и отдавали на усыновление лояльным политикам и бизнесменам. Уже в наше время стараниями движения Матерей площади Мая была создана специальная база ДНК. Благодаря этому многие бабушки и дедушки смогли наконец найти своих внуков.

Но при чем здесь Эктор Оэстерхельд? Четыре его дочери в период диктатуры присоединились к антиправительственному движению. Писатель, которому к тому времени было около 60 лет, не остался равнодушным: его оружием было слово, и он начал писать вторую часть «Этернавта».

Фото автора.
Фото автора.

В итоге их арестовали и увезли в неизвестном направлении. Вдова долгие годы искала могилы мужа и дочерей, но безуспешно.

Остался только «Этернавт» и другие произведения Оэстерхельда. На мой взгляд, в комиксе считывается тревога писателя о будущем и крах надежд. Он будто предсказал все то, что произойдет с его страной в ближайшем десятилетии. Это один из самых мрачных комиксов, что я читала.

Что же о русском издании, то издательство «Питер» выпустило вторую его версию — созданную Бреччиа. Помимо самой графической истории, в книгу вошли две статьи: одна из них принадлежит историку комикса Илье Стогову, а во второй рассказывается об истории издания комикса в Gente.

«Когда он закончил, все стало ясно. Настолько ясно, что меня охватили ужас и бесконечная жалость. К нему, к себе, к тебе, читатель», — говорит один из героев истории, пожилой сценарист комиксов.

Ваши лайки вдохновляют меня на следующие тексты о книжках и картинках! Поделитесь ими со мной, пожалуйста :)