В самой свободной и демократической стране все определяли мракобесы и их холуи. Холуи вошли в историю только благодаря тому, что им разрешили сидеть за одним столом с великими.
Идея спектакля памяти Владимира Высоцкого возникла сразу после его смерти. На первом заседании Художественного совета театра после смерти Высоцкого было предложено назвать спектакль «Москва прощается с поэтом» и включить в это представление не только стихи и песни Высоцкого, но и множество стихотворных посвящений памяти, песни, телеграммы, письма, поступившие в адрес театра и родственников покойного. Уже тогда возникла идея положить в основу спектакля некоторые сюжеты и мысли из «Гамлета».
Вначале предполагалось, что песни прозвучат только в исполнении автора, а актеры должны были читать его стихи, а также предполагалось включить и прозаические тексты. С одной стороны, спектакль мыслился как поэтическая композиция, с другой – как хроникальное повествование о жизни и смерти Поэта и Актера, как документальная трагедия. Даже предполагалось сыграть ключевые сцены из «Гамлета» с участием актеров и записью голоса Высоцкого. С самого начала возникла идея показать и так называемых «черных людей» - тех, кто не принимал, отрицал Высоцкого при его жизни и злорадствовал по поводу его раннего ухода. Возникла идея показать Владимира Высоцкого как личность по живым воспоминаниям знавших его людей. Хотя от идеи показать на сцене проводы, поминки и т. д. театр впоследствии отказался, и та форма спектакля, которую он принял ко дню неофициальной премьеры – годовщине смерти Высоцкого – совершенно иная, и не совсем она покажется понятной, органичной, как форма повествования о творчестве поэта и актера – все же театр создал цельное художественно-поэтическое произведение в жанре трагедии, самой постановкой которого не только увековечил память Высоцкого, но и доказал возможность создания такого рода спектаклей.
Автор этих строк видел спектакль три раза (на двух репетициях и 15 июля 1981 года). Мы предлагаем посмотреть фрагмент репетиции спектакля. К сожалению, качество записи оставляет желать лучшего.
После летних отпусков (1980 года) Художественный Совет театра на Таганке приступая к работе над спектаклем памяти Владимира Высоцкого, о котором Ю. П. Любимов говорил на поминках. Спектакль выкристаллизовался после длительного пребывания Любимова в заграничной творческой командировке к весне 1981 года. С мая по 15 июля идут интенсивные репетиции. Спектакль был показан 15 июля специальной аудитории, включая членов Художественного совета, представителей государственных органов. Также присутствовали родственники Высоцкого, его близкие друзья, творческие работники и посол Франции в СССР.
На двух представленных спектаклях, из четырех состоявшихся (15, 23, 24, 25 июля) после того, как гаснет свет вторично, актеры уходят со сцены, и на ней остается прислоненная к стене гитара Высоцкого, Ю. П. Любимов поднимается из зала на сцену и ставит перед гитарой большую корзину цветов.
Представители административных органов предложили значительно переработать спектакль. Следующие открытые репетиции прошли 23, 24 июля, а в годовщину смерти 25 июля для приглашенных деятелей культуры и близких родственников был показан новый вариант спектакля. Эти показы и открытая репетиция с последующим обсуждением 13 и 31 октября 1981 года повлекли за собой серию административных и партийных взысканий руководству театра и спектакль так и не вышел на массового зрителя. Как отмечал Ю. П. Любимов на обсуждении 31 октября «из 70 страниц стихотворного текста сценария разрешили только 7». Конфликт труппы с вышестоящими органами грозил вылиться в уход руководителя коллектива и распад основной части труппы. Однако театр продолжает работать, но спектакль так и не увидел света.
При обсуждениях спектакля определилась непримиримая позиция двух групп.
- С одной стороны, это умные, образованные, талантливые и, в том числе, великие люди.
- С другой, партийные холуи из Управления культуры. Эти холуи вошли в историю только благодаря тому, что им разрешили сидеть за одним столом с великими.
Но в самой свободной и демократической стране все определяли мракобесы и их холуи.
Впоследствии эти и некоторые другие события привели к тому, что Ю. П. Любимов был снят с должности главного режиссера и исключен из членов КПСС. Как ответ, он не вернулся в СССР из зарубежной творческой командировки. Некоторые актеры покинули театр. Главным режиссером стал А. Эфрос.
Уважаемые читатели! Мы предложили новый проект «Репост». Надеемся он будет вам интересен.
Подписывайтесь и получайте номера еженедельника!
Подписывайтесь и публикуйтесь в номерах еженедельника!
Ваша «Библиотека для чтения».