Найти тему

Спектакль Владимир Высоцкий. Первый вариант 1981 года.

Оглавление

В самой свободной и демократической стране все определяли мракобесы и их холуи. Холуи вошли в историю только благодаря тому, что им разрешили сидеть за одним столом с великими.

Идея спектакля памяти Владимира Высоцкого возникла сразу после его смерти. На первом заседании Художественного совета театра после смерти Высоцкого было предложено назвать спектакль «Москва прощается с поэтом» и включить в это представление не только стихи и песни Высоцкого, но и множество стихотворных посвящений памяти, песни, телеграммы, письма, поступившие в адрес театра и родственников покойного. Уже тогда возникла идея положить в основу спектакля некоторые сюжеты и мысли из «Гамлета».

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Вначале предполагалось, что песни прозвучат только в исполнении автора, а актеры должны были читать его стихи, а также предполагалось включить и прозаические тексты. С одной стороны, спектакль мыслился как поэтическая композиция, с другой – как хроникальное повествование о жизни и смерти Поэта и Актера, как документальная трагедия. Даже предполагалось сыграть ключевые сцены из «Гамлета» с участием актеров и записью голоса Высоцкого. С самого начала возникла идея показать и так называемых «черных людей» - тех, кто не принимал, отрицал Высоцкого при его жизни и злорадствовал по поводу его раннего ухода. Возникла идея показать Владимира Высоцкого как личность по живым воспоминаниям знавших его людей. Хотя от идеи показать на сцене проводы, поминки и т. д. театр впоследствии отказался, и та форма спектакля, которую он принял ко дню неофициальной премьеры – годовщине смерти Высоцкого – совершенно иная, и не совсем она покажется понятной, органичной, как форма повествования о творчестве поэта и актера – все же театр создал цельное художественно-поэтическое произведение в жанре трагедии, самой постановкой которого не только увековечил память Высоцкого, но и доказал возможность создания такого рода спектаклей.

Автор этих строк видел спектакль три раза (на двух репетициях и 15 июля 1981 года). Мы предлагаем посмотреть фрагмент репетиции спектакля. К сожалению, качество записи оставляет желать лучшего.

Владимир Высоцкий. Сценическая композиция, постановка и режиссура — Ю. Любимов. Художник — Д. Боровский.

После летних отпусков (1980 года) Художественный Совет театра на Таганке приступая к работе над спектаклем памяти Владимира Высоцкого, о котором Ю. П. Любимов говорил на поминках. Спектакль выкристаллизовался после длительного пребывания Любимова в заграничной творческой командировке к весне 1981 года. С мая по 15 июля идут интенсивные репетиции. Спектакль был показан 15 июля специальной аудитории, включая членов Художественного совета, представителей государственных органов. Также присутствовали родственники Высоцкого, его близкие друзья, творческие работники и посол Франции в СССР.

На двух представленных спектаклях, из четырех состоявшихся (15, 23, 24, 25 июля) после того, как гаснет свет вторично, актеры уходят со сцены, и на ней остается прислоненная к стене гитара Высоцкого, Ю. П. Любимов поднимается из зала на сцену и ставит перед гитарой большую корзину цветов.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Представители административных органов предложили значительно переработать спектакль. Следующие открытые репетиции прошли 23, 24 июля, а в годовщину смерти 25 июля для приглашенных деятелей культуры и близких родственников был показан новый вариант спектакля. Эти показы и открытая репетиция с последующим обсуждением 13 и 31 октября 1981 года повлекли за собой серию административных и партийных взысканий руководству театра и спектакль так и не вышел на массового зрителя. Как отмечал Ю. П. Любимов на обсуждении 31 октября «из 70 страниц стихотворного текста сценария разрешили только 7». Конфликт труппы с вышестоящими органами грозил вылиться в уход руководителя коллектива и распад основной части труппы. Однако театр продолжает работать, но спектакль так и не увидел света.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

При обсуждениях спектакля определилась непримиримая позиция двух групп.

  • С одной стороны, это умные, образованные, талантливые и, в том числе, великие люди.
  • С другой, партийные холуи из Управления культуры. Эти холуи вошли в историю только благодаря тому, что им разрешили сидеть за одним столом с великими.

Но в самой свободной и демократической стране все определяли мракобесы и их холуи.

Впоследствии эти и некоторые другие события привели к тому, что Ю. П. Любимов был снят с должности главного режиссера и исключен из членов КПСС. Как ответ, он не вернулся в СССР из зарубежной творческой командировки. Некоторые актеры покинули театр. Главным режиссером стал А. Эфрос.

Уважаемые читатели! Мы предложили новый проект «Репост». Надеемся он будет вам интересен.

«Репост». Новый проект. Еженедельник обо всем.
Библиотека для чтения16 июня 2022

Подписывайтесь и получайте номера еженедельника!

Подписывайтесь и публикуйтесь в номерах еженедельника!

Ваша «Библиотека для чтения».