Найти в Дзене
ЦЕГРА

Москва – Владивосток – Москва. День 5-6

Оглавление

Мурманск. Часть 1: Кольская сверхглубокая скважина

Сразу признаюсь: в Мурманске мы только жили и ничего не смотрели. Кроме того, что было невозможно отличить, когда день, а когда ночь – за окном было одинаково светло. В первый раз я очень удивился, когда мне не продали пиво по причине того, что сейчас ночь. Посмотрев на часы, я понял, что действительно ночь на дворе, а алкоголь перестают здесь продавать с 21:00. Начинают, кстати, только с 11:00, видимо для того, чтобы не похмелялись. Но выход был найден буквально за пару минут, так что даже ленивый путешественник сможет утолить жажду в любую минуту полярного дня. Недорого.

Голуби в Мурманске выглядят немного иначе, чем в других городах
Голуби в Мурманске выглядят немного иначе, чем в других городах

Сам Мурманск представляет из себя контраст хороших и плохих дорог. Все центральные улицы находятся в хорошем состоянии, камер в городе немного, но никто не гоняет, видимо сказывается суровый северный характер, когда спешить совсем некуда и незачем. Это хорошо заметно по трассе, когда пересекаешь границу Мурманской области, все машины с 51-м регионом начинают ехать медленнее, сначала чаще обгоняешь, а потом ловишь местный ритм и тоже перестаешь куда-то спешить. Подчеркну, что это не связано с наличием камер на дорогах, а какая-то местная особенность. Кстати ГИБДД за все время в Мурманской области мы встретили один раз, да и то машина была припаркована на обочине, а инспекторов ни внутри, ни снаружи замечено не было. Но в городе есть дороги, которые проехать можно только лишь на джипе, почему такая разница в качестве соседних дорог совершенно непонятно.

Основной нашей целью в Мурманской области были две абсолютно шикарные достопримечательности: Кольская сверхглубокая скважина и Териберка. Начну с Кольской сверхглубокой.

Часть 1: Кольская сверхглубокая скважина

Маршрут из Мурманска к скважине пролегает по трассе Р-21 «Кола», которая до границы с Норвегией находится в состоянии, близком к идеальному. Но сюрпризы начинаются не с дороги.

Трасса Р-21 «Кола» и открывающиеся с нее потрясающие виды
Трасса Р-21 «Кола» и открывающиеся с нее потрясающие виды

Во-первых, на Р-21 есть странный пункт пропуска с шлагбаумами. Многие путешественники говорят, что их на этом пункте развернули обратно. Правовой статус такого пункта тоже непонятен, у нас просто проверили документы, спросили куда едем и открыли шлагбаум.

Пункт пропуска на трассе Р-21 «Кола»
Пункт пропуска на трассе Р-21 «Кола»

Во-вторых, навигатор прокладывает маршрут до скважины через город Заполярный. Сам город производит депрессивное впечатление, часть зданий заброшена. Но в Заполярном меняют бордюры, очевидно в рамках благоустройства, это выглядит абсолютно сюрреалистично.

CUD.NEWS доехал до Заполярного
CUD.NEWS доехал до Заполярного

Все идет хорошо до того момента, пока вы не утыкаетесь в шлагбаум, за которой начинается территория завода и на которую вас, конечно же, не пускают.

Навигатор по умолчанию приводит вот сюда
Навигатор по умолчанию приводит вот сюда

Так вот, чтобы не повторять наших ошибок. Единственный открытый путь до скважины лежит через поселок Никель, который расположен практически рядом с границей Норвегии. У меня телефон несколько раз ловил норвежский роуминг в связи с чем счет похудел на несколько сотен рублей.

Но если до Никеля идет отличная дорога с отличным покрытием, то свернув на грунтовку вы попадете на дорогу, по которой сложно проехать не на джипе. Напомню, что еду я на Hyundai i30 – типичная «пузотерка». Тем не менее, мы проехали по бездорожью и уткнулись в насыпь из камней с острейшими краями, проехать по ней не на бронированной резине было делом крайне рискованным. Пришлось руками выбрасывать наиболее опасные камни и заменять их на более округлые.

Я проверяю насыпь из камней по дороге к Кольской сверхглубокой
Я проверяю насыпь из камней по дороге к Кольской сверхглубокой

После небольшого «тюнинга» переезда его получилось преодолеть без последствий в виде порванной резины и дальше дорога до нужной нам точки была гораздо проще. Через полчаса мы были на месте.

-7
Территория Кольской сверхглубокой скважины
Территория Кольской сверхглубокой скважины

По приезду на территорию скважины мы там были одни, потом к нам присоединились еще трое местных жителей, которые, видимо, искали, что бы найти из металла, пригодного для сдачи в пункт приема металлолома. Сами здания разрушены, у многих из них обвалилась кровля.

Как выглядела территория Кольской сверхглубокой во время проведения эксперимента
Как выглядела территория Кольской сверхглубокой во время проведения эксперимента
Вот так выглядит территория сейчас, вид сверху. Основное здание, где было установлено буровое оборудование, куда-то испарилось, обломков даже внизу нами найдено не было
Вот так выглядит территория сейчас, вид сверху. Основное здание, где было установлено буровое оборудование, куда-то испарилось, обломков даже внизу нами найдено не было

Но, конечно, самый восторг – это увидеть Кольскую сверхглубокую своими глазами и даже потрогать крышку. Невероятно, но под крышкой – скважина глубиной 12 километров. Идеально туда было бы бросать монетки в ожидании приземления. Но скважина надежно запечатана металлом.

CUD.NEWS около Кольской сверхглубокой
CUD.NEWS около Кольской сверхглубокой

Территория и здания разрушены, однако часть оборудования, реактивов и мебели до сих пор осталась! Поэтому можно походить по заброшке и ощутить, как проводился знаменитый геологический эксперимент в СССР. Сохранились даже некоторые лабораторные журналы, они просто валяются на полу вперемешку с обломками зданий, остатками оборудования и прочим мусором.

Кольская сверхглубокая скважина

Сюда обязательно надо приехать поклонникам компьютерных постапокалиптичных игр, таких как Сталкер. С удивлением я обнаружил, что некоторые предметы в Сталкере абсолютно идентичны тем, которые находятся в заброшенных зданиях Кольской сверхглубокой. Мне стало понятно, откуда черпали вдохновение художники и сценаристы. Так что если вы играете в Сталкера – вы обязательно должны побывать в этом атмосферном месте.

-13

Продолжение следует…

Автор: Петр Шкуматов

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

МОСКВА – ВЛАДИВОСТОК – МОСКВА

День 5. Кемь – Мурманск

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)