Если вы открываете собственную клинику и остаетесь в практике, работу врача придется совмещать с обязанностями управляющего клиникой. Это значит, разбираться с экономическими и правовыми аспектами бизнеса, вникать в детали управления коллективом, осваивать и использовать приемы маркетинга.
Финансовая и юридическая составляющая
Бизнес-план — финансовый базис стоматологической клиники. Еще на стадии планирования клиники он помогает определить стратегию ценообразования по каждой из услуг, рассчитать средний чек, объем начальных вложений и сроки окупаемости, разобраться со структурой постоянных/переменных расходов. На основе бизнес-плана создается финансовая модель клиники. По ней руководитель будет отслеживать, как повлияет на прибыльность бизнеса увеличение стоимости какой-либо из услуг, рост инфляции, изменение режима налогообложения, повышение закупочных цен на расходные материалы и пр. Финансовую модель каждый год необходимо актуализировать. Разрабатывать ее на 2-3 года не имеет смысла — слишком много переменных и допущений.
С юридической стороной бизнеса главный врач будет иметь дело еще на старте. Он должен будет:
- Выбрать форму ведения бизнеса (ИП или ООО),
- Разработать учредительные документы,
- Заключить договора с поставщиками и подрядчиками (оборудование, услуги прачечной, клининг, вывоз медицинских отходов и пр.),
- Проконтролировать формирование пакета документов на оборудование, материалы, персонал (договора покупки/аренды, разрешения Росздравнадзора, трудовые контракты, санитарные книжки и пр.),
- Лицензировать услуги.
Часть задач постепенно перейдет в статус рутинных: договора с подрядчиками нужно будет актуализировать, комплекты документов по оборудованию и персоналу — регулярно пополнять и обновлять.
На постоянной основе руководителю придется отслеживать правовые нормы, регулирующие медицинскую деятельность. Например, с 20.05.2022 утвержден новый порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а 1 сентября 2023 года у клиник будут новые формы, порядок отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек. За нововведениями и обновлениями медицинского законодательства нужно тщательно следить.
Кадровый вопрос
На стадии открытия клиники главный врач сталкивается с массой организационной работы. Важно решить:
- какие задачи и в каком объеме вы готовы вести самостоятельно (бухгалтерский учет, кадровое дело, правовая поддержка),
- какой процесс выгоднее передать стороннему специалисту,
- какой врач должен работать в штате, а какой может приходить на почасовой прием,
- какое количество ставок, часов выделить под каждого специалиста,
- какой способ оплаты мотивирует врачей и средний медицинский персонал работать лучше и качественнее (фиксированный оклад или оклад с процентом от услуг),
- какой опыт, уровень квалификации и компетенций должен быть у врачей и среднего медицинского персонала.
Последнее важно для позиционирования. В команду врачей премиум-клиник часто ищут стоматолога с репутацией, с «именем». Именно к нему пойдут первые пациенты стоматологии. В клинику эконом-формата можно нанимать средний медицинский персонал с небольшим опытом, чтобы «доращивать» специалистов за счет внутреннего обучения.
По мере развития клиники задачи управления коллективом расширятся. На первый план выйдет формирование корпоративной культуры, создание здорового психологического климата, разработка и корректировка системы мотивации.
Маркетинг стоматологической клиники
Каналы привлечения клиентов обычно прорабатываются еще на этапе планирования клиники. В зависимости от формата и расположения, для формирования клиентской базы можно использовать наружную рекламу (билборды в местах высокой проходимости, баннеры на транспорте, листовки в почтовые ящики соседних ЖК), контекстную или таргетированную рекламу, промо-акции в коллаборациях со знаковыми брендами.
Часть пациентов перейдет в новую клинику вслед за своим врачом. Часть придет по «сарафанному радио». Задача главного врача как управляющего и маркетолога — определить ключевые KPI (показатели эффективности) и отслеживать их:
- Конверсия в повторный прием,
- Стоимость привлечения одного нового пациента,
- Процент пациентов, ушедших из клиники,
- Процент выполненных планов лечения по отношению к объему составленных и пр.
В качестве маркетолога врачу придется вникнуть в специфику ведения социальных сетей и разработку сайта. Разобраться в основных рекламных форматах. Освоить конкурентный анализ, изучить азы SEO-продвижения, контекстной и таргетированной рекламы. Это база, без которой сложно поддерживать конкурентоспособность клиники и, тем более, осваивать новые сегменты рынка.
Практика показывает, что сложно, почти невозможно совмещать в одном человеке высококлассного стоматолога, лидера команды, маркетолога, копирайтера, SEO-специалиста, бухгалтера, юриста, HR-менеджера и профессионала делового администрирования. В какой-то момент придется выбирать, хотите ли вы остаться в практике и доверить развитие стоматологии управляющему или готовы отказаться от приема пациентов и сосредоточиться на продвижении бизнеса.
Если вы видите свое будущее в практике и планируете развиваться как стоматолог — наймите управляющего. Поставьте ему четкие KPI и делегируйте основные бизнес-задачи. Так, оставаясь в статусе главного врача или собственника клиники, вы сможете контролировать работу управляющего и будете в курсе всех событий. При этом у вас останется время на семью, хобби, путешествия и профессиональное развитие себя как стоматолога.
Больше полезных материалов о стоматологии читайте в нашем Telegram канале и в группе в ВКонтакте следите за новыми публикациями на канале в Яндекс. Дзен — впереди много интересного!
Для комплектации клиники или покупки стоматологического оборудования в кабинет позвоните по телефону 8 800 700 80 58, напишите нам по электронной почте info@dentex.ru или через форму заказа обратного звонка на сайте. Мы подберем оборудование нужной мощности, производительности и комплектации, предложим лучшую цену и удобную доставку
#стоматология #стоматологические клиники #стоматологические материалы #стоматологический кабинет #лечение зубов #полезно стоматологам #стоматологический бизнес #стоматологическая установка #ортопедическая стоматология #стоматологическое оборудование