#научныйполк #сгу
Воскресный день, 22 июня 1941 года. Директор Научной библиотеки Саратовского университета Вера Александровна Артисевич отдыхает на Волге с семьёй и друзьями. В читальном зале студенты готовятся к последним экзаменам. В час дня библиотека получит сообщение о начале войны с Германией. В три — секретарь партбюро СГУ С.В. Николаев передаст читателям и сотрудникам библиотеки речь В.М. Молотова. А через две недели, на экстренном заседании Библиотечного совета, В.А. Артисевич сообщит, что с 8 июля по постановлению обкома ВКП(б) она будет исполнять обязанности ректора СГУ. Впереди у Веры Александровны — 11 долгих месяцев напряжённой работы в новой должности, эвакуация Ленинградского университета, борьба с решением И.В. Сталина о размещении оборонного завода в стенах университета.
«Нужен какой-либо профессор, а не я»
Директор Научной библиотеки СГУ В.А. Артисевич стала первой и единственной женщиной-ректором Саратовского университета. На этом посту 34-летняя Вера Александровна заменила ушедшего на передовую Д.И. Лучинина. Впоследствии в книге воспоминаний «Одинаковых судеб не бывает» Артисевич напишет: «Я бросилась объяснять Д. И. Лучинину, что на это место нужен какой-либо профессор, а не я, ходила к И. А. Власову, просила забронировать Д. И. Лучинина. Но ничего не вышло, т. к. Д. И. Лучинин записался добровольцем и 9 июля уже выехал на фронт».
Вера Александровна вспоминала: «С первого же дня пришло много забот: нужно было отправлять студентов в военкомат, подписывать дипломы об окончании университета выпускникам, проводить собрания в аудитории им. Горького третьего корпуса, на которых говорились напутственные слова студенткам, отправлявшимся на фронт медсёстрами. Направлять студентов на сельхозработы в районы области». В.А. Артисевич распоряжалась библиотечной работой в госпиталях, организовывала сбор средств и тёплых вещей для фронта, снабжала людей питанием и небольшими деньгами, устраивала на ночлег, порой — на диване в собственном кабинете. Её бескорыстную помощь будут помнить и после войны — Вера Александровна будет получать благодарственные письма от коллег, а библиотека пополнится новыми изданиями.
Отстоять!
Первое большое испытание для молодого ректора сразу же поставило под сомнение работу вуза — в августе 1941 года было получено решение Государственного комитета обороны СССР за подписью И.В. Сталина об эвакуации ленинградского оборонного завода в помещения Саратовского университета. Но Артисевич не смирилась с указом. Вместе с заведующим промышленным отделом обкома И.Т. Новиковым она сумела убедить представителя завода, что к университету нет подъездных путей, что для предприятия нет водо- и электроснабжения, что рядом — вокзал, который самолёты будут бомбить в первую очередь. К счастью, в Петровске Саратовской области были подходящие помещения, и Правительство дало согласие на передислокацию завода.
Мандарины для прибывших
Одним из самых ответственных этапов в истории Саратовского университета стала эвакуация Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова в стены СГУ. В марте 1942 года ректорат во главе с В.А. Артисевич принял три эшелона с ленинградскими студентами и преподавателями. Вот как вспоминает встречу с Верой Александровной на саратовском вокзале заместитель директора Российской национальной библиотеки, а в 1942 году — студентка эвакуированного ЛГУ О.Д. Голубева: «Пред нами предстало "чудное видение": молодая, красивая, холёная женщина в окружении мужской свиты. Это была Вера Александровна Артисевич — ректор Саратовского университета. Меня почему-то поразил и так глубоко врезался в память (что даже я сейчас чётко вижу!) её белоснежный шерстяной платок… наверное, потому, что я сама в то время не мылась уже несколько месяцев… и маленькие оранжевые солнышки (так необычно ярко они смотрелись даже в ночное время), которые она раздавала всем, кого выносили на носилках… это были мандарины! Боже, это для нас был в то время чужой мир! Многие обычные человеческие чувства были для нас утрачены…»
В апреле 1942 года в аудиториях нашего университета возобновились занятия для 360 студентов и 189 преподавателей из Ленинграда. Уже после войны ректор Ленинградского университета В.Б. Алесковский напишет Артисевич: «В тех тяжелейших условиях Вами и возглавляемым Вами коллективом было сделано всё возможное, чтобы помочь ленинградцам быстро оправиться от последствий блокадной холодной зимы, как можно успешнее и быстрее возобновить учебную и научную работу».
«Все эти трудные месяцы мама приходила домой очень поздно. Кроме множества дел в своём университете, ей пришлось помогать многим приезжим учёным из оккупированных немцами городов», — вспоминала дочь В.А. Артисевич Элеонора Леонидовна Шаталина. По вечерам же Вера Александровна писала статьи по библиотечному делу и книгу «Библиотечные фонды университетских библиотек СССР».
Военные будни: упорство и выносливость
В годы войны учебные корпуса не отапливались, стены покрывались инеем. Занятия проводили на квартирах преподавателей, в общежитиях и в читальном зале, отапливаемом железной печкой. Чернильницу приходилось держать в кулаке, чтобы та не промерзала. На стёкла окон наклеивали крест-накрест полоски бумаги — чтобы при бомбёжке не потрескались. Но все понимали — на фронте, где горят города и погибают люди, ещё тяжелее.
Отдушину от ежедневных испытаний находили в искусстве и науке. В.А. Артисевич организовала общественный лекторий, который посетили свыше полумиллиона слушателей. С апреля 1942 по январь 1944 года в Горьковской аудитории III корпуса саратовские и ленинградские учёные прочитали более 4 тысяч лекций. Вера Александровна организовывала и культмассовые встречи: во время эвакуации в Саратов Большого театра, МХАТа и Московской консерватории ректор приглашала артистов в ту же Горьковскую, где собирались сотни зрителей. Директор МХАТа И.М. Москвин в июне 1942 года писал Артисевич: «Вы помогли нам в выполнении важнейшей нашей обязанности в трудное военное время, в обслуживании частей нашей доблестной Красной армии. Вы помогли нам в текущей репертуарно-театральной и концертной работе...»
Пережив закрытый туберкулёз и всю тяжесть перехода университета на работу в условиях войны, Вера Александровна проявила невероятное мужество. По словам дочери Элеоноры Леонидовны, в трудный период Вере Александровне всегда помогали «одесская весёлость и жизнерадостность» и «сибирское упорство и выносливость».
67 лет посвятила Вера Александровна «Научке» — с февраля 1932 года по февраль 1999 года. В юности Артисевич хотела стать архитектором и даже год проучилась на дорожно-строительном факультете Благовещенского политехникума. И хотя судьба привела её в библиотечное дело, В.А. Артисевич удалось спроектировать внутреннюю часть дома для своего главного детища — Научной библиотеки, здание которой сегодня украшает студгородок СГУ.
«Я счастлива, что стала библиотекарем!»
Это далеко не полный список достижений талантливого руководителя, директора и выдающегося библиотекаря. Какой же запомнили «библиотечную легенду» её современники?
Дочь Веры Александровны писала:
«Благодаря своей необычайной энергии, неутомимому труду, постоянной учёбе, необыкновенной способности по-доброму относиться к людям, мама сумела стать библиотечной легендой не только в своей стране, но и за рубежом. Всю жизнь мама училась и работала с огромным жизненным азартом, стараясь сделать как можно больше… Мама была очень эрудированным человеком, умела очень хорошо говорить и общаться с людьми, была очень внимательна ко всем. Она могла украсить собой любое общество. С ней всегда было интересно, ей всегда было о чём рассказывать. Она могла найти контакт с любым человеком, поэтому её любили».
Сотрудник библиотеки А.П. Котина вспоминала:
«Вера Александровна держалась сама и поддерживала других. Она руководила, хозяйствовала, учила, наставляла, убеждала. Она добивалась всего, входила в кабинеты чиновников самого высокого ранга. Она никогда никого и ничего не боялась».
Заместитель директора по научной работе ЗНБ СГУ А.В. Зюзин отмечал:
«Вера Александровна Артисевич за свою долгую и необыкновенно интересную жизнь писала и выступала столько, что хватило бы, пожалуй, на две, а то и три жизни. Оптимист по натуре, она не боялась ставить и решать самые сложные задачи».
Главное, чему следовала В.А. Артисевич — «иметь цель, добиваться выполнения задачи и смотреть далеко вперёд». Сама Вера Александровна говорила:
«У меня лично никогда не возникало сомнения в выборе дела моей жизни. Мне довелось на посту директора библиотеки быть и педагогом, и исследователем, и переводчиком, и машинисткой, и дипломатом, и архитектором, и строителем, и хозяйственником, и даже слесарем. Я счастлива, что стала библиотекарем!»
20 апреля 1999 года Зональной научной библиотеке СГУ было присвоено имя В.А. Артисевич. 18 октября 2000 года в честь Веры Александровны на здании библиотеки открыли мемориальную доску.
P.S.: послушать запись 1998 года «Вера Александровна Артисевич о Ленинградском университете», сделанную замдиректора ЗНБ А.В. Зюзиным, можно по ссылке.
Подготовила Полина Громова