Найти в Дзене
СамСебеИздат

Другой IV

Жизнь Виктора стала теперь полной. С утра бабушка и тётя делали ему гимнастику для рук и ног, потом был завтрак, полуторачасовая прогулка, занятия скрипкой, затем отец преподавал сыну иностранные языки, взрослые (кроме бабушки) уходили на работу (Виктор в это время колесил по дому и радовался, что может «ходить»), возвращались, вели тихо разговор об инфляциях, всяком другом и кончался этот разнообразный день «вечером семьи» с чашечкой какао у «камина» и книжкой в бабушкиных руках.

Лена так и не стала тётей для Виктора, однако он её стал воспринимать, как старшую сестру.

Однажды зимой Виктор уныло смотрел в окно. Там, за окном, на катке играли дети в хоккей. Сзади подошла Лена:

-Вить, а, Вить! Скучно?

Виктор не ответил. Он не хотел огорчать тётю. Лена нагнулась и посмотрела в окно.

- Хоккей…- задумчиво произнесла она и с живым участием спросила,- Тоже хочешь?

Виктор грустно посмотрел в живое светящееся и лучезарное лицо тёти, затем грустно спросил:

- А толку? Ноги-то – тряпки!

Тётя почесала нос и живо сказала:

-Самая тряпка из всех тряпок – это я! - И звонко засмеялась, а потом ушла…

«Один. Я один. Не надо притворяться, что я кому-то нужен. Я обуза… был ею, останусь ею и умру ею» -Думал мальчик, но вдруг его кто-то толкнул по плечу:

-Витя, а, Витя! Не хандри! Как твоя тётя, приказываю тебе… надеть эти новые коньки 35 размера, взять защитный комплект для хоккея и сказать: «Я хоккеист! Я еду побеждать!»

Пока Виктор натягивал коньки и защиту Елена привязала к колёсам инвалидного кресла старые «самые первые» коньки – лезвие ножа на деревяшке.

- Готов? Поехали! - Лена вкатила коляску в лифт и… 7…6…5…4…3…2…1…дзинь!

Лифт открыл двери, и они выкатили на крепкий лёд. Громогласная Лена сказала так, что все на катке перестали играть и обернулись:

-В какой команде недобор?! Ага! Вот эта! КОМАНДА «Синие штаны»! Теперь у вас новый игрок Виктор Великолепный! Ясно? Ну, играем!

Все начали смеяться. Кто-то остроумный крикнул:

-Хоть мы и не «Синие штаны», а «Красный Гордый Орёл», но нам бы тоже не помешало в команде это чучело. Оно пригодиться для того, чтобы противник хоть раз выиграл!

Виктор заикающимся от гнева голосом вскрикнул:

- А мы… а мы посмотрим, чья возьмёт! Играйте…

Игра получилась неважной. Виктор размахивал клюшкой во все стороны, часто попадая в своих же игроков. Когда счёт был 19:0 в пользу «КГО» (Красных Гордых Орлов) «Синие штаны» негодуя перевернули коляску Виктора.

-Убирайся!

-Пошёл прочь!

-Чудило!

-П-шёл!

-Играть не умеешь, а лезешь!

- Чудик! Ненормальный!

-Инвалид!

Перевёрнутая коляска отдавила мальчику ноги, а лезвие ножа на деревяшке порезало ему ладонь. Виктор лежал на льду полузакрытыми веками. Ему было плохо. Он не слышал брань детей, но он отчётливо слышал, как какая-то мамаша говорила Лене:

-Не смейте бранить моего ребёнка! Он всего лишь поиграл и перевернул коляску. Это бывает. А если Ваш сын – инвалид, то не вините в этом других детей, Вы сами в этом виноваты! Я на Вашем месте сдала бы его в «Дом Ребёнка». Он ведь пуст и бесполезен! Он – обуза! Чего нянчиться Вам с ним? Ну, это не моё дело!..

***

Очнулся мальчик на кровати у себя в комнате. За дверью шумел отец:

-Ты его чуть не убила! Он тоже хорош, подавайте ему хоккей! Тебе 35! Вроде ты должна быть разумной, а столько дури вытворяешь порой! Запрещаю. Слышишь?! Я запрещаю тебе гулять с ним! Твоя сестра бы этого не сделала!

-Тихо. Разбудишь. - спокойно возразила Лена. - Да, моя сестра бы этого не сделала никогда! Но ты посмотри, где она, а где я. Я этим не хвалюсь, но посуди сам, что такого сделала она для Вити? Она просто ушла от него, не надеясь, что он будет передвигаться…

-Философия твоя! Опять?! Боже! Как ты далека от идеала! И он не «Витя», а именно «Виктор»! Только ты его так называешь! -перебил её Сергей.

-Ты тоже не близок! -чуть повысив голос, ответила Елена. - Что ты для него сделал?! Ни минуты ему не уделил на развлечения, а только учёба!

-Я работаю...  хотя, постой! Я его недавно водил в «Куракину дачу», в цирк, на концерт и…

– Вот и работай.  А в цирк ты его водил в декабре, на концерт полгода назад, про «Куракину дачу» и не говори – прошлый год! А все твои «и…» были едва ли не прошлом веке! -перебила его Лена. –И как ты мне его воспитывать предлагаешь?..

-Уж не экстримом, это точно! -пробурчал Сергей.

-Не бурчи под нос! Терпеть таких людей не могу! «Уж не экстримом, это точно», а как тогда?!Показывать картинки и говорить: «ОЙ, Виктор! Ты упадёшь, аккуратно! Этого не делай!..» и подобное? Или ещё хуже говорить ему постоянно: «Виктор, аккуратнее! Помни, ты – инвалид!» Он тогда вырастет слюнтяем и неженкой, а может быть даже неврастеником! Он зациклится на словосочетании «Я – инвалид»! Что с ним будет?! Об этом ты подумал?!

-По крайней мере, он будет жив!

-Лучше быть сильным и выносливым человеком, который воспитан экстримом, чем быть вечно тряпкой и неженкой от которого даже мухи отворачиваются! Великий композитор Бетховен говорил: «Через борьбу - к победе!» Жизнь даёт нам разные препятствия, через которые мы должны пройти! Нельзя уходить от проблем, прятать голову в песок! Надо бороться!

-Ага! Прикрывайся всякими композиторами! Может быть, что его вообще и не существовало! Я ничего не могу поделать! Он был инвалидом и останется им на всю жизнь! Это не моя прихоть! Изменить ничего нельзя! Я устал! Я устал не видеть прогресса!

- И теперь ты опустишь руки?! Это на тебя не похоже! А как же вера, Сергей?!

-Нет ни Бога, ни веры! Это всё сказки! -прокричал Сергей и в изнеможении упал в кресло.

-Ты становишься, как Дарья! -с испугом сказала Лена, - очнись! Не говори безрассудных слов, о которых пожалеешь! Сергей! Очнись, слышишь, очнись! Виктору нельзя сейчас потерять и тебя!

-Мама была права, что ушла от меня. И правы они все, кто говорит, что меня надо сдать в «дом Ребёнка»! - За спиной Лены сидел Виктор в коляске. Его всегда милое и приветливое лицо сейчас было искажено злостью и тупой болью. В руке он держал скрипку. – Вам будет легче без меня! Сдайте!

-Что ты говоришь, Витенька! -Елена обняла его,- Это не то, что ты подумал. Я и твой отец не ругались вовсе! Это просто…

Но мальчик оттолкнул тётю:

-Не надо, Лена! Уходи! Я же пуст и бесполезен! Я же обуза! Инвалид! - и он с силой бросил скрипку об пол. Та раскололась.

-Что ты наделал!!! –закричал отец на него,- Она стоила очень дорого! А ты её разбил! Марш в свою комнату! Немедленно! За что мне такое наказание!

Вдруг произошло такое, чего никто не ожидал - мальчик оттолкнул коляску и встал:

-А вот и пойду! -и казалось, что он действительно пойдёт своими ногами. Но он сделал шаг, покачнулся, упал в коляску и поколесил в комнату.

Когда дверь за ним закрылась, отец сказал:

-все эти психозы у него от тебя.

-Да? -удивилась тётя,- но я-то на него не кричу! -она развернулась и ушла…

***

Вечером Виктор лежал на постели и плакал, ему казалось, что этот день был самый худший. Дверь в его комнату открылась, и в комнату зашла Елена. Она, ничего не говоря, села на краешек кровати и начала гладить Виктора по голове. Мальчик повернул к ней заплаканное лицо.

-Лена, а ты меня не перестанешь никогда любить? -спросил он с горькой надеждой.

-Ну что ты, -засмеялась женщина,- нет, никогда. И ты пойми, отец тебя любит. Очень-очень!

-Нет…- мальчик отрицательно покачал головой,- он меня НЕНАВИДИТ. Я был инвалидом и останусь им на всю жизнь. А отец от меня устал. Вот и всё. Он меня не любит. - Елена была обескуражена ответом племянника. Она судорожно вздохнула, как будто ей не хватало воздуха. Женщина пыталась быстро что-то придумать, сообразить, найти хоть какое-то оправдание поступку зятя. Виктор понял это по напряжённому выражению лица собеседницы, - не надо оправдываться… иди… Мне главное – чтобы ты меня любила…

Лена грустно встала и пошла. В дверях она остановилась и последний раз обернулась к племяннику:

-Знаешь, жизнь – это зебра. За чёрной ночью всегда наступает белый день! - мальчик не ответил. Тётя вышла и закрыла за собой дверь.

***

Перед сном в комнату вошёл отец. Виктор не обратил на него внимания. Сергей с минуту напряжённо думал, а затем сказал:

-Знаешь, я был виноват. Обещаю, что никогда не буду кричать и ругаться с Леной и с тобой. Ведь ты всё-таки моя радость и единственное утешение в горе!

Он говорил вкрадчиво и тихо. Совсем на равных. Виктор лежал, и совесть мучила его маленькое, но очень чувствительное сердце. В этот момент он чувствовал сильную любовь и привязанность к отцу. Мальчик обнял отца и пожелал ему сладкого сна.

Следующее утро Виктора было обычным, только когда взрослые собирались на работу, и бабушка куда-то собралась.

-Бабушка, - спросил Виктор, недоумевая- куда ты? Ты же и так получаешь деньги за то, что сидишь в Пенсии! Зачем тебе идти работать? – при этих словах он попытался удержать бабушкино пальто. А тётя рассмеялась:

-Мой милый Виктор, твоя бабушка не «сидит в Пенсии». Пенсия - регулярный ежемесячный или еженедельный денежный доход, выплачиваемый лицам, которые не работоспособные. Понимаешь? – Мальчик согласно кивнул:

-А как же всё-таки я? Бабушка, не уходи! Я тебя очень-очень прошу!

- Я обещаю, скоро вернуться! – мягко ответила бабушка, и взрослые ушли.

Оставшись один, Виктор сперва поколесил по дому, затем повторно сделал гимнастику для рук. Для ног самостоятельно он не смог сделать. После чего самостоятельно занялся иностранным языком.

Скоро вернулась бабушка. Она выглядела очень уставшей. Её глаза ввалились.

-Что-то стряслось, бабушка? – спросил внук,- ты очень устала.

-Да, да, Виктор, я устала. Мне надо поспать, а ты иди… поиграй…

***

-Виктор, давай поиграем в такую игру: «найди закономерность и дополни ряд». – Бабушка дала ему несколько листов с картинками. Виктор посмотрел, обвёл несколько изображений и сказал:

-Бабушка, скучно… давай во что-нибудь другое поиграем… в «морской бой».

Инна посмотрела на внука. Что-то потрясло её в выражении его лица. Инна взяла листы и бегло посмотрела ответы.

-Всё верно… удивительно… Это высший балл. Удивительно…- Затем, сложив листы, она села играть в «морской бой».

Когда вернулись отец и Лена, бабушка показала им листки, на которых Виктор писал ответы к игре «найди закономерность и дополни ряд». Отец нахмурился. Лена задумалась.

-Какая интересная логика! – Обомлела Елена.

-Даже я бы так не смог… альтернативное мышление, хм…

-Это ещё что! – бабушка нервно вздохнула,- села я с ним играть в «морской бой» … так что же! У него железная логика!

- Твой сын – гений! –вскрикнула Лена.

-Смотри, не захвали! –предупредил Сергей, - а то возомнит он себя ещё…

-Ну, теперь дело за малым…-сказала Инна,- отнесу документы, и считай, что он уже ученик второго класса! Ну, я побежала…

Инна засмеялась и пошла к выходу, накидывая по пути куртку.

-Мама, а где, кстати, Витя? –спросила Лена.

- На кухне, картофель чистит…

-На кухне? Картофель?! Инна Игнатьевна, да вы с ума сошли! - Сергей схватился за волосы.

-От чего же, Сергей, парень твой смышлёный … к труду его приучать надо, к труду…

Виктор действительно был на кухне и чистил картофель. Лена тихо подошла сзади:

-Тебе не помочь?

-Спасибо, я сам.

- Знаешь, Витя, мы с твоим отцом были не правы, когда поругались…

-я знаю…-Виктор не поднимал головы, не посмотрел в сторону Елены. Он упрямо чистил одну жирную картофелину. Нож соскакивал с овоща, прорезая руку мальчика, но он упорно продолжал своё дело. Помолчали. Тётя робко, как девчушка, продолжила прерванную мысль:

-Вить, знаешь… ты… - она запнулась, словно потеряв мысль,- мы с твоим папой подумали… что скрипку… твою починить невозможно… и мы решили купить новую…

-При условии, что ты больше не будешь ломать её! -сказал Сергей, улыбаясь. Ни Виктор, ни Лена не заметили, когда и как он появился.

Виктор обнял их:

-Спасибо. Вы лучшие!.. я…- тут он запнулся, и как будто проглотив большой комок, продолжил,- Я тоже… был неправ. Простите.

Лена хотела опуститься на колени и обнять его, утешить, но Сергей остановил её, коснувшись плеча:

-Не расхолаживай мне сына…

Лена засмеялась, и они с Сергеем ушли. Виктор ещё пару мгновений посмотрел им вслед и снова принялся за работу.

***

-Я ему говорю: посмотрите, милейший, на ответы! Какая логика! А вы говорите о каких-то пустяках передвижения! «Я Вас спрашиваю: Как ОН будет передвигаться по школе?» продолжил этот старый, извините, хрыч! Какой безумец! А я продолжаю: Вас то не касается! «Нет, извольте доложить!» каков, а? тут я плюнула на всё и как стукну кулаком. Говорю: Да как вы смеете?!. А он так спокойно: «поймите меня, Инна, школа не обязана и не будет ради одного ученика всё менять! Скажем, как он справится без трапа на въезде? А мы достраивать его не будет! Подумайте!» каков, а?! я не выдержала и ушла, хлопнув дверью.

-Хам какой! –Лена сжала губы. Инна грустно покачала головой, и слёзы полились из её глаз. Сергей с беспокойством ходил взад-вперёд. Ужасные чувства терзали его. Ему хотелось крикнуть, ударить, убить того директора. Поостыв, Лена предположила:

-Может это к лучшему?

-Как! -взревел Сергей. Он был больше не в силах сдерживать гнев,- ты не понимаешь! Начальное образование мы ему ещё дадим, а дальше как? Ты об этом, конечно, не подумала!

-Да куда уж мне. –скептически заметила Лена. Ей уже давно надоели притирки с Сергеем. Сергей грозно посмотрел на неё, но не ответил. Что-то его остановило.

-Ладно,-сказал он,-поживём – увидим…

Продолжение будет 25.06 в 18:00

Начало

Предыдущая часть