"Декаданс" - это явление, возникшее в искусстве конца 19 - начала 20 века.
Данное направление творческой мысли принято считать своеобразным "мостом" между романтизмом и ранним модернизмом.
"Decadentia" (в переводе с латинского) значит "упадок" или же "разложение". Вот только... упадок чего? Не искусства самого по себе точно!
Декадансом также называется процесс утраты социальными институтами функции контроля, из-за чего общество теряет свою целостность. Процесс этот сопровождается резкими социальными потрясениями и ведёт к множеству кризисов, в том числе к кризису общественного сознания.
Таким образом, искусство декадентства, как и "пустотный" дадаизм, было порождено в качестве реакции на происходящие в мире события, перевороты.
Декаданс представляет собой некую "буферную зону", пролегающую меж прошлым буржуазным настроением и последующим - революционным. Он вбирает в себя качества обеих этих сторон, из-за чего столь противоречив.
Да, в основе обозначенного течения лежит отрицание большинства привычных укладов и идеалов. А также идеи растерянности, одиночества, имморализма, индивидуализма и прочего.
Однако, с другой стороны, он невозможен без эстетизма, которым он просто пропитан, и других положительных черт.
Например, именно дух декадентства подарил нам "демонов" Михаила Александровича Врубеля, погружённых в вечные тяжёлые думы. А его "Царевна-Лебедь" вообще может считаться иконой данного стиля наравне с работой Рамона Касаса.
Для описываемого направления характерно полное переосмысление места человека в этом мире. Если раньше (во времена искусства романтизма) тот воспринимался неким непогрешимым рыцарем без страха и упрёка, то с подачи "художников упадка", как ни парадоксально, он приобрёл полный спектр человеческих черт, присущих всем нам. К примеру, эгоизм, апатию, жажду удовольствия (гедонизм) и так далее.
Наиболее ярко в визуальном отображении этой идеи показал себя немецкий художник Макс Клингер. Более того, живописец этот предвосхитил множество принципов, на которых строится сегодняшняя наука психологии. Как и небезызвестный Зигмунд Фрейд, он занимался рассмотрением подсознания, толковал сновидения и фетиши. Наиболее отчётливо он продемонстрировал этот момент в своём "парафразе".
Также Клингер, углубляясь в изучение мифологии, "оживлял богов", придавая их образам некой достоверности. В своих картинах он писал их людьми, со своими интересами, проблемами и слабостями.
И всё-таки "декаданс" - это не стиль. Это веяние, настроение или даже атмосфера, царившая в обществе, не готовом шагнуть в новый промышленный век.
Декаданс содержит в себе огромную двойственность. Его художники (будь то импрессионисты, романтики или прочие) могли искренне радоваться жизни, но при этом презирать её. Они разочаровывались в прошлом, боялись будущего, однако всё равно были полны надежды в настоящем.
Такое оно, искусство упадка и противоречий на рубеже веков...
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за внимание!
(Поддержать автора подпиской - https://zen.yandex.ru/artphaville)
#декаданс #двойственность #искусство #картины #противоречие #упадок #творчество #артфавиль