Найти тему

Ребенок растет . Ему 3-6 лет .

Скоро сказка сказывается, а человеку вырасти не просто и не быстро…

Продолжаем наши размышления и наблюдения.
Вот возраст следующий - это три – шесть лет.
Если мы возьмем маленького человека, который благополучно пережил изучение своего тела, ручек, ножек, пись, поп, носа, глаз и ушей ,то стало по всей видимости понятно и не ново уже все это .

Скучненько.
Так, так, так .. что бы поделать ?
Ага.
Оказывается, если посмотрел по сторонам – куча всего интересного и манящего. И много вопросов. Как все функционирует и как я могу себя к этому пристроить и повзаимодействовать.

Тут как раз и появляется такой волшебный процесс ,как воображение.
Мир у мелких детей состоит вперемешку из реальностей и фантазирований.
Вспомните - воображаемые самолеты – ковры и не только, воображаемые собачки или монстры, воображаемые друзья и обидчики.

Пару слов о воображении. Кажется вещь совсем незначимая. Но это лишь, если не задумываться.

Воображение - процесс переработки нашего предыдущего опыта.
Если вспомним, то когда мы на коленках ползали и все вещи облизывали и пальцы пихали куда попало - вот как раз в этот момент внешний мир реальный записывался на карту памяти непосредственно в мозг.

Чем больше малыш трудился ( ползал, трогал, облизывал, нюхал, слушал, встречался в общем с миром, развивал мелкую моторику), тем больше у нег шансов построить у себя в голове отпечаток нашего реального мира.

Кажется, в грязи возиться или червяка разглядывать - дело глупое и ненужное. Важнее бежать по свистку к бабушке и ил маме или папе и быть послушным.

Но, как видим, нет. Ребенок ваш трудился в большой пахоте.

Ежесекундно отправлял импульсы с со всех органов чувств и со всех внешних рецепторов в мозг сигналы для обработки и получения обратной связи, сопоставлял данные, повторно запрашивал информацию и з внешнего мира, подтверждал, расширял, обогащал.
Значит, кто все это поделывал – тот большой молодец и у него развивается речь, улучшается координация движений, становится бОльшим слепок внешнего мира, развивается мышление и воображение.

С помощью воображения маленький человек будет учиться регулировать свои эмоциональные состояния.
Он сможет заранее в воображении проигрывать предстоящие ситуации и делать выводы. Семь раз отмерь - один отрежь, например. Это вот про это все.
Он сможет заранее составлять план действий - куда побежать, где спрятаться, а далее – как жить и кем быть.
Перерабатывая свой полученный опыт в воображении человек сможет проживать травматические переживания.
Или не сможет и тогда возникнет психосоматическое переживание на основании тех образов -которые нарисует воображение и домыслит мышление.
Воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения.

Забегая вперед, отмечу что мозгу все равно проигрывать у себя в воображении какие то события или делать их в реальности - или удовольствие, или страх, или стыд( напиши свое) могут быть получены в любом случае.

Итак, много про воображение пришлось сказать. Но это важно.
Потому что задача этого периода жизни такова.

Как бы мне удовлетворить свои желания максимально широко ,но при этом не испытывать чувство вины.

Ведь этот возраст связан еще с одним чудесным социальным приобретением человечества .

У человека просыпается (формируется) совесть.

Как тебе не стыдно?
Так нельзя без трусов ходить !
Стыдно обзываться!
Прекрати кусаться, что скажут люди.
Тихо не кричи – это не прилично.
Прекрати орать, ты тут не один ,всем хочется еще один молочный ломтик.
И мороженое только завтра и не надо ныть, фу - быть таким .Тебя сейчас в милицию сдам.
Или тете. Или дяде. Или мать умрет из -за тебя, потому что ты хотел гулять долго и домой не шел. Или бабушке плохо сейчас с сердцем, потому что ты ее целовать не хочешь и вообще. Или в лесу оставлю сейчас, если ты из воды из пруда не выйдешь, будешь знать.

Взрослые пройдя свою детскую школу по воспитанию совести - просто прославленные мастера по навешиванию вины и стыда на своих детей. Мы продолжаем наращивать толстую шкурку сценариев, установок, социальных правил поведения. Помогающих и откровенно вредящих.

Мы узнаем, что такое хорошо, а что такое плохо.

И знакомимся с тревогой и виной и стыдом и со своим несоответствием ожиданиям.

Дети, которым можно быть спонтанными и живыми, которые могут быть свободными в своём исследовании мира, бегать возиться качаться валяться кричать плакать смеяться- вырабатывают предприимчивость, волю к достижениям, умение хотеть и воплощать.

Очень важный момент для родителя – это готовность быть тут с ребёнком рядом, но поодаль. Чтобы он мог прибежать, обнять, постоять секунду, задать вопрос и умчаться .

Близкий здесь, я потрогал его, мир не рухнул, можно дальше играть, придумывать расширяться.

Однажды наблюдала картину. Малышу было дано задание отнести кастрюльку с супом домой. Дверь была закрыта. Он нес кастрюльку двумя руками. И тут - рааз и дверь. Были попытки открыть дверь с кастрюлькой в руках. Потом с кастрюлькой у двери. И потом кастрюлька рядом на полу дверь открыта и кастрюлька доставлена. Папа, наблюдавший за движениями с любопытством, не двинулся помочь и приостанавливал маму, которая уже была на низком старте помочь и решить такую непростую задачу.

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Вот какой вопрос решается в этот период жизни у ребенка.

Случай показывает нам важные вещи. Ребенок размышляет и достигает. Он становится успешным. Это очень хороший опыт для него Мамы, как правило, пресекают инициативу. Папы дают пробовать.

Но, как мы знаем, все по- разному бывает.

Бывает, что деятельность живая и непосредственная родителей раздражает, как будто вредит им и крайне нежелательна.
А сами дети назойливы, игры тупые и бестолковые.
Родители отмахиваются от ребенка, называют его навязчивым, надоедливым, глупым, плохим.
Он чувствует себя виноватым никчемным ненужным бестолковым. И уносит эти отравляющие чувства дальше в свою жизнь. Эти чувства как будто говорят нам потом, что это мы несем ответственность за чувства и поведение других людей.
Родители еще могут не разрешать исследовать мир, говоря следующее: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Я так и знал, что ты ни на что не годишься», « Я так и думал, что тебе ничего доверить нельзя», « Ясно понятно, у тебя всегда все через одно место получается» и т. д.
А Ребенок останавливается, боится, становится негибким, контролирующим, следующим жестким правилам, пропадает спонтанность и творчество. Человек вырастая не может придумать поставить цели пробовать, что то новое, отказывается и отгораживается от мира, боится изменений, много тревожиться и контролирует. с таким багажом никаких поставленных целей обиться невозможно

И, как правило, в этом возрасте люди расстаются с детской непосредственностью и спонтанностью.
Даже грустно тут.