Привет, меня зовут Екатерина Нейфельд, я редактор. Тексты - это моя жизнь. Когда мне было семь, я складывала тетрадные листы, сшивала их ниткой и писала от руки детские романы про любовь. С картинками, конечно. Сама не заметила, как игра превратилась в профессию. Теперь я помогаю делать книги в жанре нон-фишн компаниям и экспертам. До этого - 13 лет работала журналистом. А когда был перерыв на рождение детей, издала художественную книжку - сборник маленьких лирических эссе.
Я прочитала гору книг про тексты: от научных трудов Е.П. Прохорова (привет, журфак!) до современных хитов от Ильяхова. Списки на тему “Что почитать копирайтеру/ редактору/ писателю” встречаю часто. И обычно не нахожу там пятерку своих любимых книг. Решила это исправить и сделать свой список. Он - в дополнение. “Пиши, сокращай”, Брэдбери и Кинга тоже читайте :)
Дональд Миллер “Метод StoryBrand”
Читаем и потираем руки: в маркетинге текст - всему голова. #яжеговорила
Точнее, не красивый текст сам по себе, а выраженные с его помощью смыслы. Вот ты. Хочешь поведать миру о своем деле. А как? Что писать в рекламе? А на сайте? А в статьях? А в своей книге? И главное - писать так, чтобы это работало. Чтобы клиенты и партнеры понимали, чем ты им поможешь и почему они должны выбрать именно тебя.
Миллер предлагает формулу SB7: находите нужные переменные (в книге объясняется, как их найти), подставляете и используете для любого текста. Вопросы “а что, а как” отпадают.
Лично я читала эту книгу сто лет! Все потому, что останавливалась буквально на каждой странице, чтобы записать что-то в заметки или сразу применить в своих проектах.
Александр Митта “Кино между адом и раем”
В 1979 году режиссер Александр Митта буквально взорвал советский кинематограф своим “Экипажем”. Да что там советский. Мы вот, люди, избалованные голливудом и “Нетфликсом” недавно его пересматривали и сгрызли все ногти от напряжения. В книге Митта раскладывает, как он так смог :) Как довести своего зрителя (ну, или читателя) до саспенса. Как сделать так, чтобы он вас смотрел (ну, или читал), не моргая , от начала и до конца. И про ленту свою в соцсетях забыл.
Да, это крутой мастер-класс по сценарному мастерству. Не такой занудный как у Роберта Макки. А понятный и смешной. Читать всем, кто практикует сторителлинг. Все, что режиссер говорит про кино, просто переносим на тексты.
Дмитрий Соколов-Митрич “Реальный репортер”
Это сборник лучших репортажей именитого журналиста, с помощью которых он исследовал мир. География там реально широкая: от села Звизжи в Калужской области до Шри-Ланки. Такая текстовая версия “Орла и решки” для умных.
Зачем читать чужие репортажи? Затем же, зачем дизайнеры изучают журналы мод. Тренировать насмотренность, отмечать крутые приемы и детали, пытаться понять “как ты это сделал” и красть как художник :)
Ах, да. Еще между репортажами - личные заметки Дмитрия про тексты и журналистскую работу. Не только сборник репортажей, получается, а еще и сборник инсайтов.
Александр Молчанов “Пишется! 43 секрета вдохновения”
Знаете, я терпеть не могу слово “вдохновение”. И Молчанов, кстати, тоже. А в заголовке оно так, для привлечения внимания тех, кто все еще в него верит.
Если мы работаем с текстами давно и долго, то уже нет проблемы “что писать” и уже не так активно ищешь, где бы еще этому поучиться. Есть проблемы “задолбался”, “выгорел”, “ниче не успеваю”. Молчанов рассказывает, что конкретно ему помогает эти проблемы решать и писать каждый день.
Фильтруйте. 43 приема продуктивности - это много. Подберите под себя. Мне, например, не подходит ежедневный утренний бег, но кое-что я начала использовать и стала получать больше удовольствия от работы.
Элизабет Гилберт “Большое волшебство. Творчество без страха”
Эту книгу я нашла случайно, гуляя по книжному в ожидании поезда. Просто взяла с полки, открыла, начала читать и, не отрывая взгляда от строчек, понесла к кассе. Для меня эта книга стала настоящей терапией.
Вообще для Гилберт творчество - это прям религия. Если смотрели ее вступление в TED, то быстрее поймете, о чем эта книга. Я от эзотерики далека, но именно ее подача оказалась мне очень близка и понятна. И те удивительные ощущения в теле, которые приходят, когда ты пишешь что-то значимое, я их просто-напросто вспомнила и узнала.
Если в вашей голове звучат голоса: “Ты занимаешься ерундой! Это бездарно! Это полное г… А вот сын маминой подруги бестселлер написал, тебе до него как до Луны” и тому подобные, то эта книга помогает их заглушить.
Я склонна обесценивать собственную работу, и обращаюсь к этой книге в тяжелые моменты.