В лесах Сурского края затерялась деревенька Коржевка. Из когда-то оживлённого села несколько лет назад выехал её последний житель. И стоит она одна – одинёшенька на самом краю Пензенской области и радуется каждому посетителю.
Появилась она на рубеже 16-17 вв. Считается, что первыми её поселенцами были выходцы из деревни Старая КОжерка на КОжерском озере Верхнесурского стана, о которой известно с 1624 года. Существуют и другие версии происхождения этого села. Одна звучит так: первоначально название села звучало как «КОжерки» и в основе его лежали мордовские слова «кужо», что в переводе означает поляна и «эрьке» - озеро, их сочетание звучит, как «лесная поляна возле озера».
По версии Никольского учителя Бурашникова, первоначально село называлось по-эрзянски, как КОрожэрке от эрзянских слов «куро», «куракш» (куст, кустарник) и «эрьке» (озеро), что означает озеро, заросшее кустарником, или «кОрож» - вокруг, т.е. вокруг озера.
Местные же старожилы считают, что своё название село получило от имени первого жителя по имени Корж.
В исторических хрониках значится, что в 1718 году здесь проживало около 300 человек ясАчной мордвы – мокши. Отнесение к ясАчным означало, что местное население приняло присягу царю и поселение стало иметь официальный статус.
ЯсАк – натуральный налог, который выплачивали нерусские народы Поволжья натуральными продуктами пшеницы, продуктами бортевОго пчеловодства, рыбой... Это значит, что первопоселенцы здешних мест, видимо, как и все представители мордовских поселений на территории Никольского района того периода, мало занимались земледелием. Основным их доходом было бортевОе пчеловодство, охота, рыболовство.
Из-за оскудения природных ресурсов поселенцы всё больше стали занимались земледелием. Однако, здешние земли привлекали первопоселенцев наличием водоёмов и первозданных лесов, богатых дичью и дикими пчёлами. Земли оказались не очень плодородными, и это заставляло коржевцев искать другие способы обеспечивать свою жизнь.
Во 2-й половине 17 в. в селе зародился извозный промысел, который позднее стал практически основным промыслом, дающим стабильный доход местному населению.
Этому способствовало развитие в районе сёл Карамалы и Сабаново камнедобычи. Добываемые каменный глыбы шли на изготовление мельничных жерновов, использовались в строительстве церквей, а также в качестве надгробий и пользовались в регионе большим спросом. Коржевцы возили плиты на заказ далеко за пределы границ территории современного Никольского района.
Упрочению этого вида деятельности в селе способствовало развитие стекольного промысла в имЕнии Бахметьевых в с. Николо - Пёстровка. Загруженные продукцией стекольных заводов обозы отправлялись по городам Поволжья. Коржевцы были не только извозчиками, но и сами реализовали стекольные изделия. По мере реализации товара освободившиеся подводы загружались материалами, необходимыми в стекольном производстве. Поездки по найму Бахметьевых длились от недели до нескольких месяцев.
Это не значит, что всё мужское население работало только на извозе. Старожилы помнят, что в селе было много мастеров: замечательных бондарей, обеспечивающих нужды сельчан в домашней утвари. И кузнецы в селе жили и плотники, в каждой семье был свой плетухан, мастер, который плёл лапти.
В 19 в. село являлось центром Коржевской волости. Все её земли принадлежали казне, то есть являлись государственными. На каждую крестьянскую душу выделялась 34 сотки земли.
В середине XIXв. в деревне проживало 1457 человек (1864г.), а в конце XIX в. – 1822 человека.
К этому времени село пополнилось и русскими жителями. Из-за многочисленности домов стало необходимым ввести названия улиц. Первопоселенческая улица так и стала называться мордовской.
В конце 1930 г. в селе началась кампания по организации колхоза. Наиболее активным пропагандистам колхозного движения стал директор сельской школы П. И. Кулаков. Он вёл среди жителей разъяснительную работу, организовал группу активистов колхозного движения. В феврале 1931 г. в селе прошло 1-е организационное собрание колхозников, которыми стали члены 25 самых бедных сельских семей. Нужда и надежда на лучшее были самыми убедительными доводами для живших в нищете сельчан. На собрании колхоз решили назвать «Искрой», а председателем колхоза выбрали Артемия Суздалёва. Позднее колхоз был переименован в «Красный восход».
К началу 1-й посевной кампании в колхозе насчитывалось 18 лошадей, 11 плугОв и 16 борОн. Урожай убирали вручную и полностью сдавали государству. В 1936 г. колхозу выделили трактор, работать на котором было не кому, так как трактористов в селе не было.
В 1924 г. в селе случился большой пожар, уничтоживший половину села.
Не смотря на тяготы деревенской жизни, жители с радостью ждали каждый праздник, гармонь с песнями и плясками звучала во всём селе до поздней ночи. А утром крестьяне снова с рассветом вели в стало коров и шли в поле.
Коржевцы до сих иногда встречаются, чтобы пообщаться, вспомнить былое и исполнить свои песни с любовью называя такие встречи «Днём коржевки».
По сей день цела часовня имени апостола Петра и Павла. Внутри неё находится сложенный из обломков кирпича алтарь, на котором находится старинная полустёртая икона, а по бокам две бумажные. Над входной дверью обновлена запись: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» Сегодня бывшие местные жители приезжают сюда помолиться, устраивают богослужения в крупные православные праздники, заряжаются родным деревенским духом, дышат свежим воздухом, любуются первозданной природой и продолжают чтить деревенские традиции.
Не забыли в селе и про воинов, погибших в Вов. Рядом с храмом возвели памятник в виде пятиконечной звезды, на которую прикрепили пять плиток с их именами. Люди бережно относятся к этому месту, когда-то считавшемся центром села: постоянно скашивают траву, чтобы каждый приезжий смог побывать в этом священном месте.
Красивая первозданная природа села вновь стала привлекать новых поселенцев, появляются новые дома, вновь распахиваются земли и собираются обильные урожаи с плодородного чернозёма.
На коржевских полях, которые зарастали несколько последних десятилетий, вновь заработали трактора, взошли первые всходы.