Найти в Дзене

ИСТОРИЯ НА БЛЮДЕЧКЕ

Историю книжной культуры можно изучать не только по живописным полотнам, но и по керамическим изделиям. Так, мы узнаём, что заядлыми книгочеями и библиофилами издавна были люди самых разных профессий, в том числе и торговцы фарфором. Один из них получил на 48-летие подарок от своего 16-летнего шурина в виде блюда с портретом в окружении томов. Образ оказался настолько обаятельным, что его растиражировали в нескольких вариантах. Среди знаменитых итальянских тарелочек-тондино (итал. tondino – кружок) из глины с круговой росписью оловянной глазурью встречаются чудесные образцы, демонстрирующие читательские интересы и литературные вкусы заказчиков. Выпущенный прославленной Севрской фарфоровой мануфактурой сервиз «Служение промышленным искусствам» (Service des Arts industriels) – увлекательный экскурс в историю книжного дела. Подготовительные рисунки со множеством познавательных деталей созданы ведущим художником предприятия Жаном-Шарлем Девелли. Король Людвиг I Баварский создал у себя в за

Историю книжной культуры можно изучать не только по живописным полотнам, но и по керамическим изделиям.

Так, мы узнаём, что заядлыми книгочеями и библиофилами издавна были люди самых разных профессий, в том числе и торговцы фарфором. Один из них получил на 48-летие подарок от своего 16-летнего шурина в виде блюда с портретом в окружении томов. Образ оказался настолько обаятельным, что его растиражировали в нескольких вариантах.

Плеун Пира. Тарелка с портретом амстердамского торговца фарфором Даниэля Раапа, 1750, китайский фарфор
Плеун Пира. Тарелка с портретом амстердамского торговца фарфором Даниэля Раапа, 1750, китайский фарфор
Плеун Пира. Блюдо с портретом Даниэля Раапа, ок. 1750
Плеун Пира. Блюдо с портретом Даниэля Раапа, ок. 1750

Среди знаменитых итальянских тарелочек-тондино (итал. tondino – кружок) из глины с круговой росписью оловянной глазурью встречаются чудесные образцы, демонстрирующие читательские интересы и литературные вкусы заказчиков.

Джорджо Андреоли. Тондино, 1519, средняя майолика
Джорджо Андреоли. Тондино, 1519, средняя майолика
Джорджо Андреоли. Тондино, 1519, средняя майолика
Джорджо Андреоли. Тондино, 1519, средняя майолика

Выпущенный прославленной Севрской фарфоровой мануфактурой сервиз «Служение промышленным искусствам» (Service des Arts industriels) – увлекательный экскурс в историю книжного дела. Подготовительные рисунки со множеством познавательных деталей созданы ведущим художником предприятия Жаном-Шарлем Девелли.

Жан-Шарль Девелли. Типография, 1827
Жан-Шарль Девелли. Типография, 1827
Жан-Шарль Девелли. Печатный станок, 1827
Жан-Шарль Девелли. Печатный станок, 1827
Жан-Шарль Девелли. Печать литографий, 1827
Жан-Шарль Девелли. Печать литографий, 1827

Король Людвиг I Баварский создал у себя в замке Нимфенбург уникальную живописную, а затем фарфоровую галерею целомудренных красавиц разных сословий (Schönheitengalerie). Идею воплотил придворный художник Йозеф Штилер, а модели получили в награду платья, в которых позировали. Коллекционеры и антиквары обобщённо именуют эти милые тарелочки «Королевская Вена», хотя они производились не только Имперской мануфактурой Вены, но и по всей Германии.

Йозеф Штилер. Тарелка с портретом Анны Вилмайер, 1829
Йозеф Штилер. Тарелка с портретом Анны Вилмайер, 1829

Другие экспонаты роскошного собрания венского фарфора по большей части представляют незатейливые сентиментальные сюжеты, но иллюстрируют разнообразие жанров и форматов книг своей эпохи.

Девушки с нотной книгой. Фарфоровая тарелка из Королевского собрания в Вене, XIX век
Девушки с нотной книгой. Фарфоровая тарелка из Королевского собрания в Вене, XIX век
Фарфоровая тарелка из Королевского собрания в Вене, XIX век
Фарфоровая тарелка из Королевского собрания в Вене, XIX век

Из того же разряда изящные предметы императорского Бабигонского сервиза. Название появилось в 1858 году, когда сервиз передали в только что построенный близ Петергофа «Павильон Бабигон», напоминающий древнегреческий храм и выстроенный по собственноручному эскизу Николая I.

Две девочки за чтением, тарелка десертная из Бабигонского сервиза, 1823
Две девочки за чтением, тарелка десертная из Бабигонского сервиза, 1823

Особо интересны картины, представляющие собой ровную фарфоровую пластину (дощечку, плашку) с живописным изображением. Отсюда их название – ПЛАСТЫ. Такие изделия чаще всего служат настенными панно и декором столиков, вазонов, шкатулок. Полюбуйтесь прелестной читательницей любовных романов работы неизвестного немецкого фарфориста.

Фарфоровый пласт, Берлин, середина XIX века
Фарфоровый пласт, Берлин, середина XIX века

В прошлом столетии возрождается интерес к забытым технологиям керамического производства и живописным сюжетам старых мастеров. Узнаёте знаменитую «Читающую старушку» Герарда Доу?

Делфтский фарфор, XX век
Делфтский фарфор, XX век