Стимул для людей цифровой эпохи
Проблема отсутствия стимулов и мотивации является одной из самой важных в человеческой жизни.
Первый закон Ньютона гласит: «Если на тело не действуют силы, то данное тело находится в состоянии покоя».
Если абстрагироваться от физики и рассмотреть это утверждение в рамках человеческой повседневной жизни, то в качестве сил можно рассматривать какие-либо стимулы, а в качестве «покойного тела» — самого человека.
Труд сделал из обезьяны человека, но если не трудиться дальше (так как нет стимула), то можно с лёгкостью запустить обратный процесс. Зачем продолжать к чему-то стремиться, если человечеству уже удалось достичь определённой стадии автономности, благодаря которой люди всегда находятся в комфортных условиях? Сейчас людям не хочется даже следить за собственным здоровьем, не говоря уже об остальных вещах.
Однако парадокс терзает умы многих вот уже несколько лет: как же так получается, что чем больше человек изучает, открывает и изобретает, тем больше он пытается облегчить себе жизнь; в то же время не продолжай он развиваться, ему бы всего это создать не удалось. Значит, чтобы сделать свою жизнь проще и в перспективе перестать стремиться к чему-то, для начала нужно достигнуть определённого уровня развития.
Это касается практических всех сфер человеческой жизни, всех технологий, которые хоть как-то задействованы в них.
Технологии — именно это понятие постепенно догоняет человека по уровню своей востребованности. И, как ни странно, именно технологии, которые превращают человека в «ленивое» и «пассивное» существо, могут его мотивировать. Как? Да очень просто.
Детей цифровой эпохи, а также её подростков, коснулась резкая замена ценностей, ориентиров и стимулов. Если раньше для того, чтобы человек начал заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, помогать другим — ему нужен был пример для подражания или какая-то условная награда (начиная от нового значка на галстук, заканчивая денежным поощрением), то теперь человек нуждается в цифровом поощрении.
Англоязычное понятие «Achievement» (ачивка) переводится на русский язык как «Достижение». И, наверное, не нужно быть лингвистом, чтобы понимать, что между достижением и наградой есть существенная разница.
Достижение — это положительный результат каких-нибудь усилий. Или, если рассматривать в повседневной жизни, выполнение определённых условий, которые вы могли поставить себе самостоятельно либо получить от других.
Награда — особая благодарность, почётный знак, орден, которыми отмечают чьи-нибудь заслуги. В отличие от достижения, не существует никакой конкретной линии, при пересечении которой вы точно уверены, что получите награду, потому что она изначально не подразумевает наличия условий своего получения.
Цифровая эпоха настолько поменяла человека и его сознание, что увидев, как двоичный код выстраивает слово «Выполнено», эндорфины начинают в несколько раз быстрее вырабатываться в нейронах его головного мозга, принося неповторимое удовольствие. Это одновременно уменьшает ценность стимулов человеческой деятельности и позволяет не останавливать развитие человечества.
Покупка какого-нибудь фитнес-браслета сейчас является не просто тратой средств на очередной гаджет, который будет забыт и выброшен, как только мода на него пройдёт (хотя и эта «функция», конечно, сохраняется), но и провоцирует человека на ходьбу, чтобы закрыть очередную дневную норму. На деле — это всего лишь полоска с цифрами, которая заполняется по мере вашей ходьбы, но в то же время это ещё и стимул для десятка, а то и для сотни тысяч людей.
А люди с гипертрофированным энтузиазмом могут даже повестись на отдельные функции, такие как контроль бега, упражнений, начнут следить за своим пульсом, измерять давление и так далее. Всё это уже поспособствует их дальнейшему привлечению к спорту.
Некоторые скачивают себе приложения, в которые можно вписывать количество съеденных за день продуктов, чтобы оно посчитало количество калорий за сутки и в конце дня выдало вам достижение за сдержанность.
Другие, бросая курить, скачивают приложение, в которое вписывают свою дневную «норму» сигарет, а приложение каждый день выдаёт им достижение, в котором приводится статистика с момента «завязки». В ней указывается количество НЕ выкуренных сигарет, сэкономленная сумма, а также ваше предположительное состояние здоровья.
Почему какие-то условные достижения стали самым настоящим стимулом для людей и смогли замотивировать их на такие поступки, на которые не способен замотивировать ни один коучер? Потому что с переходом в цифровую эпоху поменялось человеческое сознание, а вместе с ним изменилась и система ценностей. За более подробным ответом следует обратиться к современным психологам.
Однако сама идея широкого внедрения ачивок принадлежит вовсе не психологам, а людям из индустрии компьютерных игр. Для того чтобы людям было интереснее играть в игру и больше выжимать из неё содержимого, они ввели достижения, которые делают игру не только реиграбельной (насколько игроки хотят сыграть в эту игру ещё раз), но и гораздо более интересной.
Хорошо ли жить по системе достижений?
Да, это вполне обычная система стимулов, которая предоставляет человеку возможность действовать ради достижения какой-либо цели. Главное — не превращать это в зависимость.
Впрочем, это правило распространяется и на все остальные стимулы.
Роман Морозов